Прогресс на вес золота

Объемы производства ювелирных изделий в Сибири увеличиваются ежегодно на 30%. Тем не менее эксперты считают, что полноценному развитию ювелирной отрасли мешает теневой оборот

Фирма "Омский ювелир" изначально создавалась для торговли ювелирными изделиями отечественного производства. Но, как это часто бывает с предпринимателями, начинающими бизнес с торгово-закупочной деятельности, учредитель ювелирной компании Александр Стрельников, после пяти лет торговли драгоценностями и открытия трех фирменных магазинов, решил создать собственное ювелирное производство.

Когда приглашенные им на работу мастера начали посвящать его в тонкости технологического процесса, у него пробудился творческий интерес. "Мне это показалось сложным, но необычайно интересным, - говорит Стрельников. - Было любопытно наблюдать за процессом превращения бесформенного золотого слитка в произведение искусства". Первые впечатления бизнесмена оказались столь сильными, что позднее, оснастив производство оборудованием с числовым программным управлением (ЧПУ), он сам увлекся дизайном ювелирных изделий. Теперь руководителю предприятия удается создавать уникальные вещи, которые моментально находят своего покупателя.

О красоте и издержках

Несмотря на то что завод был запущен три года назад, основной доход до последнего времени его владельцу приносила торговля ювелирными изделиями. Магазины "Омского ювелира" распределяются по классам потребителей. Элитный "Талисман" расположен в центре города и рассчитан на состоятельных покупателей. Здесь продаются дорогие эксклюзивные вещи в высоком ценовом сегменте. Два магазина для покупателей среднего уровня под общим названием "Ледон-Карат" находятся на периферии города. В ассортименте - продукция не только "Омского ювелира", но и еще тридцати российских производителей.

Два года "Омский ювелир" работал в убыток. Лишь в 2003 году завод вышел на уровень рентабельности. Причинами затянувшегося периода становления предприятия стали не только экономические, но и психологические факторы.

Для Александра Стрельникова золото - это просто сырье, из которого получаются красивые вещи. Но он убежден, что каждый рубль в ювелирном производстве зарабатывается немалыми усилиями многих людей, и он ничем не отличается от рубля, полученного, например, в строительстве. Однако на сей счет сложилось определенное общественное мнение: если миром правит золотой телец, то и деньги в ювелирном бизнесе наверняка шальные. В некоторых случаях ситуация доходила до абсурда. По словам Стрельникова, городские власти установили необоснованно высокую плату за аренду здания, в котором располагался завод. Когда же ювелиры предложили выкупить помещение, чтобы уйти от арендной платы, то услышали от чиновников примерно следующее: "Вы же с золотом работаете, поэтому мы продадим вам эти площади в два раза дороже, чем продали бы фирме, которая занимается, скажем, сельхозпереработкой". В конечном итоге владелец завода принял решение перенести производство в другое место.

Между тем генеральный директор "Омского ювелира" не считает свой бизнес сверхприбыльным. На заводе сегодня работают 50 человек, 25 из них заняты непосредственно производством. Ювелирное дело является капиталоемким: организация одного рабочего места обходится в среднем в 1-1,5 тыс. долларов, один станок с ЧПУ стоит 37 тыс. долларов. Стрельникову не пришлось привлекать внешние инвестиции или брать банковские кредиты. В основу начального капитала легла прибыль от розничной сети. Практически сразу после запуска производства работники предприятия начали осваивать современные технологии. Владелец завода приобрел японские станки с ЧПУ, которые позволяют изготавливать изделия любой сложности по заданному эскизу.

Однако Стрельников считает, что пока его завод - это, по сути, небольшая мастерская. Сегодня "Омский ювелир" производит 1,5-2 кг изделий в месяц. Недостаток оборотных средств не позволяет наращивать объемы, покупать дополнительное оборудование. Свои творения ювелир продает с минимальной надбавкой - иначе ему трудно конкурировать на рынке с продукцией из Китая, Турции или местного теневого бизнеса.

В ювелирной отрасли нелегальный бизнес был всегда. Но в последние годы он стал заметно подрывать экономическую основу отечественного ювелирпрома. Недавно в резиденции полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.В. Драчевского прошло совещание представителей этой отрасли Сибири. Стрельников был в числе участников совещания. По неофициальным данным, теневой оборот ювелирной продукции в России сегодня составляет 50-70% от всего оборота. Генеральный директор "Омского ювелира" негодует: как можно развивать производство в таких условиях! По его словам, теневики работают с прибылью в 200%, для них нет особых проблем напечатать бирку, подделать пломбу и даже пробирное клеймо. Александр Стрельников выступил на совещании с предложением ввести специальные голографические марки при апробировании изделий. Хотя это проблему не решит: подделать такие марки, судя по сегодняшней ситуации, не составит большого труда.

"Государство должно осознать серьезность этой проблемы и активнее включаться в борьбу с теневым бизнесом. Если уйдут с рынка нелегалы, законопослушные ювелиры смогут хоть немного перевести дух, а значит, больше внимания уделить современным технологиям, модернизировать производство, - считает владелец "Омского ювелира". - Автоматизация позволит нам снизить издержки и на равных конкурировать в цене с импортной продукцией".

Во всем мире ручной труд оправдан только при эксклюзивном производстве драгоценных изделий. В России же на большинстве предприятий таким образом изготавливается ширпотреб. За границей ювелиры снижают издержки производства за счет максимальной автоматизации труда, применения высоких технологий в легировании металла, в литейном производстве. Кроме того, в Турции, Индии, Китае, которые являются основными поставщиками ювелирных изделий массового производства, рабочая сила и сырье значительно дешевле, чем в России. Турецкие изделия, к примеру, продаются у нас в среднем по 6-7 долларов за грамм, в то время как "Омский ювелир" по такой цене покупает золотой лом. В конечном итоге даже с учетом транспортных расходов, таможенных пошлин и торговых наценок импортные ювелирные изделия стоят дешевле, чем отечественные.

Знак состоятельности

Структура ассортимента "Омского ювелира" выглядит следующим образом: 40% - изделия для женщин, 30% - для мужчин, 5% - для детей и 25% - универсальные (цепи, кресты, столовые приборы). Предпочтения покупателей меняются каждый год, и омичи стараются следовать течению ювелирной моды. Стрельников замечает, что у потребителей все более востребованы изделия с необычным дизайном, выполненные по индивидуальному заказу. В большей степени это касается украшений для женщин и сувенирной продукции.

Растет спрос и на мужские ювелирные изделия - это также активно осваиваемая омскими мастерами потребительская ниша. Но строить долгосрочные прогнозы по этому направлению они не спешат: представители мужского пола более консервативны и воспринимают ювелирные изделия не как украшения, а как признак достатка. Для демонстрации своей состоятельности мужчине достаточно раз в жизни приобрести дорогие часы, перстень и цепочку, дамы же обзаводятся целыми гарнитурами из драгоценностей, которые периодически пополняют. Александр Стрельников, к слову, носит золотой перстень с монограммой, подаренный ему друзьями восемь лет назад. Он признает, что украшение уже вышло из моды, но расставаться с ним не спешит - говорит, что его вполне устраивает и дизайн перстня, и его массивность.

В офисе "Омского ювелира" организован прием заказов от клиентов на изготовление эксклюзивных изделий. В особых случаях, при работе с VIP-клиентами, специалисты сами выезжают к заказчику, чтобы детально разобраться, какое украшение или сувенир тот хочет получить. Заказы бывают весьма оригинальные - от имитации пасхальных яиц Фаберже до золотых макетов паровозов для корпоративных клиентов. По специальному заказу на "Омском ювелире" были изготовлены золотые значки членов областного Союза предпринимателей.

И все-таки "Омский ювелир" будет ориентироваться на средний ценовой сегмент рынка - по мнению владельца завода, он более привлекателен благодаря большим оборотам. В ближайших планах менеджмента - дальнейшая модернизация производства, для чего, вероятнее всего, придется брать в банках кредиты. Кроме того, предприниматель рассчитывает получить финансовую помощь от областных властей - "Омский ювелир" как активно развивающееся малое предприятие имеет право на получение определенных налоговых льгот. В стадии рассмотрения - возможность сотрудничества с крупными московскими корпорациями. Однако Александр Стрельников категорически против слияния и поглощения малых ювелирных предприятий. Он считает, что в таком случае они утратят основные преимущества - мобильность и низкие накладные расходы. При любом варианте сотрудничества главным условием "Омского ювелира" является сохранение самостоятельности.