Подкова для электронной блохи

Один из мировых IT-центров, где рождается стандарт цифрового телевидения высокой четкости, находится в томском Академгородке. Кодеками компании "Элекард" будут укомплектованы самые передовые DVD-проигрыватели и цифровые телеприемники производства США, Китая и Японии

В ближайшие годы по проекту российского правительства в нескольких городах России, в числе которых Томск и Новосибирск, будет запущено пробное цифровое вещание. В томской компании "Элекард", востребованной пока исключительно на Западе, надеются, что этот проект поможет томским разработчикам вернуться на внутренний рынок - здесь наконец-то появится спрос на программы обработки цифрового видео. С момента основания (с 1989 года) фирма позиционирует себя как научно-исследовательский институт, занимающийся обработкой звука и изображения. Сегодня кодеки (coder-decoder - программа кодировщик-декодировщик, которая позволяет "втиснуть" игровой фильм на DVD или CD, передать его в телеэфире) томской фирмы покупают, к примеру, Panasonic и Sony. Прямыми конкурентами Elecard (торговое название компании на мировом рынке) в мире являются не более десяти компаний, среди которых MainConcept (Германия), Ligos (США), Сyberlink (Тайвань), InterVideo (Тайвань), Mediamatics (США), On2 (США).

"Изначально специалисты, получившие образование в ведущих томских вузах, были задействованы в военных разработках, - говорит выпускник физического факультета Томского госуниверситета, директор "Элекарда" Андрей Поздняков. - Когда противостояние между СССР и США закончилось, мы стали искать, куда приложить свои силы, и поняли, что востребованы за границей. С 1998 года мы фактически не представлены на российском рынке". Сейчас в Томске около десяти компаний разного масштаба, которые занимаются цифровым видео. Две из них, "Элекард" и "Дарим", с мировым именем.

Поздняков отдает должное коллеге, вице-президенту по развитию компании "Дарим" Сергею Шинкевичу, ведь это он основал в Томске школу цифрового телевидения, был одним из основателей "Элекарда" (Поздняков присоединился только в 1993-м), убедил коллег и друзей, что алгоритм сжатия видео- и аудиоданных MPEG (разработка Motion Picture Experts Group) - перспективное дело. На первых низкопроизводительных компьютерах преимущества нового стандарта были видны только профессионалам-футурологам.

Свободный рынок

Карьера Андрея Позднякова началась с программы, созданной по заказу хабаровского Управления исполнения наказаний. Это был первый совместный проект сотрудника Института оптики атмосферы СО АН СССР и только-только созданного компьютерного кооператива "Поток". Базу данных с фотографиями, созданную под первые персональные компьютеры i80286 с 16-цветными видеокартами, оценил начальник экспертно-криминалистического отдела томского Управления внутренних дел Борис Вохминцев и предложил автору написать программу поиска информации о преступнике из базы данных по словесному описанию. Андрей оставил государственную научную деятельность и стал руководителем проекта. За 6 лет работы команде Позднякова удалось поставить программу "ПОРТРЕТ" в 260 городов России и ближнего зарубежья. Параллельно Андрей начал участвовать в работе по созданию программ обработки видео. Первой ласточкой стал frame-grabber (плата для захвата видеоизображения) на допотопном PC XT, позднее был реализован покадровый ввод-вывод видеосигнала для PC AT на ISA-шине. Этими платами пользовались многие телевизионщики России. С 1993 года Поздняков увлекся разработками MPEG, а в 1995 году и вовсе принял решение выделить фирму "Портрет", которая по-прежнему специализировалась на базах данных, из состава компании, а сам сосредоточился на инновационных разработках под вывеской "Элекард".

"Тогда мне с цифрами в руках показывали, сколько у нас может быть потенциальных пользователей мультимедиа. Говорили, что в течение 10 ближайших лет этого рынка просто не будет, дело это абсолютно бесперспективное. В России все так и оказалось, но наши идеи пригодились на Западе", - вспоминает Андрей.

По международной программе Business for Russia Поздняков с группой других российских предпринимателей поехал учиться в Америку. "Главное, что я там узнал, - сколько в США денег и как легко их раздают направо и налево", - признается Андрей. За 45 дней образовательной программы он организовал совместное дело с мелким американским бизнесменом и поехал представлять новоиспеченную фирму на крупнейшую компьютерную выставку Comdex Fall. Фирма не просуществовала и месяца, зато на выставке Позднякову удалось познакомиться с главными на тот момент конкурентами "Дарима" - руководством французской компании Vitec multimedia - и получить от них первый заказ.

Без них "кина" не будет

В 1990 году была организована группа экспертов MPEG. Сейчас на ее основе существует JVT (Joint Video Team) - команда специалистов, занимающихся технологией сжатия цифрового видео. Двое из них работают в "Элекарде". Сегодня компания занимается внедрением нового стандарта MPEG4 section 10 (AVC или H264), который призван примирить всех производителей видео- и телеустройств нового поколения. Новый стандарт позволит наглядно представить преимущества современных цифровых телевизоров. Сегодня суперсовременные телеприемники показывают мутно даже с DVD. Дело в том, что разрешение DVD составляет лишь 720 на 576 точек (физических пикселей), а возможности хорошего монитора гораздо больше - как минимум 1280 на 720. Опытный образец воспроизводящего устройства, использующего кодек MPEG4 section 10 (H264) и поддерживающего разрешение 1280 на 720, уже собран в "Элекарде". Устройство типа Set Top Box (дословно "ящичек стоящий сверху"), позволяющее проигрывать DVD и фильмы с сервера, а также принимать цифровой телесигнал, оценили не только производители, но и розничные торговцы. Продавцы больших телевизоров стали первыми потенциальными заказчиками такого проигрывателя - им необходимы демонстрационные устройства для своих мониторов. Тут возникает еще одна проблема - до сих пор практически нет материала (фильмов, клипов), записанного с достаточным разрешением. Впрочем, "Элекард" ведет переговоры с канадской фирмой DigiScreen, которая занимается производством кинотеатров и фильмов с высоким разрешением, о передаче права показа и перепродажи DVD с разрешением 1280 на 720 или даже 1920 на 1080 точек.

Сегодня "Элекард" живет на лицензионные отчисления от продажи декодеров стандартов MPEG2, а в последние месяцы - и MPEG4. Компания встроилась в цепочку производителей и поставляет небольшую, но довольно сложную с точки зрения воплощения техническую деталь, своего рода подкову для электронной блохи. Как ни странно, ни один конечный производитель не может себе позволить серьезной исследовательской работы по этому сегменту. Или, как Sony, может, но предпочитает лицензировать кодеки в "Элекарде" - это выгоднее, чем содержать группу первоклассных разработчиков. В структуре мультимедийного аппарата ценой 400 долларов стоимость кодека "Элекарда" не превышает 60 центов. Впрочем, лицензии на кодеки покупают более 1500 компаний в мире, в том числе и большими партиями.

Кроме того, томская фирма принимает заказы на доработку и адаптацию кодеков под разные платформы и устройства. "Когда говоришь российскому клиенту, какова наша минимальная часовая ставка, он долго не верит. А на Западе цена услуги 60 долларов за час наоборот зачастую считается невысокой. Тем более что в области цифрового видео мало специалистов и они стоят дорого", - резюмирует Поздняков.

Революционные кодеки MPEG4 section 10 разработаны еще год назад. Тем не менее первые оснащенные ими серийные устройства появятся на мировом рынке не раньше 2006 года. Дело в том, что у производителей цикл запуска в серию микросхем длится в среднем полтора года. Это значит, что они только к середине 2005 года начнут "выпекать" необходимые чипы в массовом порядке. После этого запуск новых аппаратов в серию задержат сборщики DVD. По оценке Андрея Позднякова первые DVD-плееры нового поколения от "Элекарда", оснащенные кодеками MPEG4 section 10, появятся уже в следующем году. А серийное производство на Тайване начнется только в начале 2007-го.

Собственное производство

В середине 1990-х Поздняков уже готов был произвести революцию на российском рынке мультимедиа: летом 1995 года были собраны два образца первого российского video-CD-плеера на базе проигрывателей "Вега-122" и "Реатон". В новое дело поверил энергичный директор конструкторского бюро "РЕАТОН" Марк Райзман. Рассматривая перспективы серийного производства, он решил получить бюджетное финансирование не только для запуска в серию video-CD-плеера, но и под строительство завода по производству DVD. Райзман и Поздняков вместе убедили губернатора Томской области Виктора Кресса поддержать проект, написали петицию в Москву. Ответ за подписью премьера Виктора Черномырдина был положительный: выдать беспроцентный кредит в размере 5 млн долларов с началом срока погашения через 5 лет. К сожалению, в Томске так и не смогли получить эти "дешевые" деньги. Через год умер Райзман, и проект заглох окончательно.

Своего рода реинкарнация идеи собственного производства произошла уже в 2004 году. Сейчас Андрей Поздняков ведет переговоры с китайскими производителями о том, чтобы наладить совместное производство мультимедийных устройств типа Set Toр Box - по сути, мини-компьютеров, оснащенных проигрывателем DVD и дающих возможность смотреть фильмы как с эфира, так и с сервера.

По мнению Позднякова, в России заниматься производством невыгодно. Во-первых, в Китае значительно дешевле рабочая сила. А во-вторых, в каждом русском человеке живет инженер-рационализатор, и это не дает ему возможности работать на конвейере, ничего не подправляя и не дорабатывая. Это сбивает темпы работы и делает результат непрогнозируемым. "Глупо заставлять инженера выполнять технологические функции, - рассуждает предприниматель. - Почему США выносят производство в другие страны? Они приняли за основу идею, что главное - разработка технологии, они занимаются самым сложным: изобретают и внедряют. И Россия ничем не хуже. Многие говорят, что мы выходим на мировой уровень. Да мы давным-давно на мировом уровне и никогда оттуда не уходили. Просто мало людей обладают знаниями о том, как правильно реализовывать свой талант. Еще в конце 1990-х годов нам в России никто не мог объяснить, чем отличаются shares (акции, доля компании) от options (опционы), что такое escrow (условное депонирование) и что значит застраховать контракт на 5 млн долларов. Мы узнали это сами".

За пятнадцать лет работы на рынке мультимедиа "Элекард" признали успешной компанией, ведущей бизнес по западным стандартам. Сейчас ее разработчикам интересно поработать на Россию.

Михаил Шадрин

Михаил Шадрин, руководитель отдела мультимедиа и разработок компании "Софтлаб" (Новосибирск)

Подход Андрея Позднякова, пятнадцать лет подряд продвигающего свои исследования в области кодирования видео и звука на мировой высокотехнологичный рынок, - полная противоположность аутсорсингу. Компании, занятые офшорным программированием, оказывают услугу, не владея всей полнотой информации, как и где их усилия будут использованы. В этой ситуации, образно выражаясь, у исполнителя есть только руки, которые умеют пользоваться топором, но нет головы, которая знает, для чего он рубит. У аутсорсера нет плана дворца, всего архитектурного сооружения - есть только фрагмент чертежа, по которому нужно вытесать некую деталь. У "Элекарда" обратная ситуация - он знает, чего хочет, создает технологии "под себя" и при этом пользуется топором не хуже аутсорсеров.

Что касается планов развития цифрового телевидения (DVB- T), то такие попытки уже предпринимались в Санкт-Петербурге, Новгороде и Владивостоке, но не так удачно, как хотелось бы. Дело здесь не в технологиях, а в платежеспособном спросе. Полноценный Set Top Box стоит не меньше 200-400 долларов. Если на эту услугу найдется достаточное количество покупателей, развернуть цифровое вещание будет несложно. Цифровое телевидение позволяет использовать всю существующую антенную и кабельную базу аналогового телевидения, к тому же DVB-T работает в существующих частотных диапазонах. Другой вопрос - в высоких стартовых инвестициях: залоговая сумма участия в конкурсе на частотный диапазон в Новосибирске составляет 300 тыс. долларов. На этом фоне стоимость оборудования для передачи цифрового телесигнала невысока.

Не забывайте, что Новосибирск - один из немногих городов России, где заняты все частотные диапазоны даже в дециметровой зоне. DVB-T решает эту задачу - позволяет заполнять каналы без дырок (под аналоговое вещание необходимо пропускать каналы, чтобы не было помех). У DVB-T узкий спектр, а значит, под него можно выделить пропущенные частоты.