"В экспорте возросла доля продукции с высокой добавленной стоимостью", -

говорит управляющий директор ОАО "Красноярский алюминиевый завод" (КрАЗ) Данкан Хеддитч

- В российской отрасли цветной металлургии наступает период стабильности, производители цветных металлов все чаще обращаются к решению внутренних проблем. Изменился ли подход к ведению бизнеса на КрАЗе?

- Прошедший 2003 год был годом значительных перемен. Да, у нас появилась совершенно новая организационная структура, основанная на модели "клиент - поставщик". Мы начали планировать и управлять бизнесом, отталкиваясь от потребностей заказчика, действуя от клиента к поставщику. Изменение организационной структуры позволило произвести разделение ответственности за основные производственные переделы. Также удалось определить взаимоотношения между производственными подразделениями и отделами, занимающимися обеспечением производства, включая бухгалтерию, финансовые и технические службы. В результате мы получили очень четкую структуру затрат.

- Как это отразилось на производственном процессе?

- За год удалось преодолеть множество технических проблем, которые достались нам по наследству. В 2003 году выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом вырос примерно на 4,5%. Впервые за всю историю завода был превышен годовой показатель в 900 тыс. тонн алюминия. Все это явилось, по сути, результатом организационных изменений, поскольку было достигнуто без инвестиций, без вложения капитальных средств. Произошло значительное увеличение эффективности производства.

- Как изменялась доля экспортируемого алюминия в общем объеме реализации?

- В 2003 году около 80% от объема произведенной продукции было экспортировано. В 2002-м выпуск алюминия составил более 864 тыс. тонн, а на экспорт было отправлено 85%. Таким образом, в количественных показателях мы все-таки несколько снизили объемы экспорта. Однако существенно возросла доля экспортируемой продукции с высокой добавленной стоимостью. Компания планирует и в дальнейшем увеличивать выпуск этой продукции, в том числе для дальнейшего экспорта.

- С какой целью КрАЗ реализует инвестиционные программы модернизации производства?

- Наиболее значимые проекты связаны с программой модернизации, призванной решить масштабные экологические проблемы. Мы намерены наполовину уменьшить количество вредных выбросов завода за счет замены существующих систем газоочистки на новое российское оборудование ("сухие" газоочистки). Это значительно улучшит экологические показатели завода, а также приведет к снижению затрат производства. Также внедряется система автоматической подачи глинозема (АПГ), которая снижает образование пыли и значительно сокращает образование вредного газа на рабочих местах. Идет значительное обновление анодного производства. В результате произойдет полный перевод завода на технологию "сухого" анода, которая снижает выбросы смолистых веществ примерно на 50%.

- Когда началась реализация программ, каков объем капитальных вложений?

- Старт этой программе был дан в начале 2003 года. В настоящий момент проектные и инженерные работы по экологической модернизации почти уже завершены, графики строительства и ведения работ по проекту разработаны. Вся программа модернизации рассчитана на 4 года. Ее стоимость - порядка 270 млн долларов. Это значительные объемы работ, которые ведутся от нашего имени инженерно-технологическим центром РУСАЛа (Красноярск) и Всероссийским алюминиево-магниевым институтом (Санкт-Петербург).