"Знаковая" стратегия

Татьяна Асадчая
23 августа 2004, 00:00
  Сибирь

Омская компания "Автодорфлот" одной из первых в России занялась частным производством дорожных знаков

Владелец ООО "Автодорфлот"Игорь Крицкий решил дать интервью для "Эксперта-Сибирь" в претенциозной кофейне. Место встречи с журналистом, как выяснилось, им было выбрано неслучайно. Дорожник начал наше знакомство с демонстрации результатов работы своей фирмы - "Автодорфлот" оборудовал парковочную зону перед ней. По словам Игоря Крицкого, хозяин кафе обратился к нему с предложением обустроить место для стоянки автомобилей перед заведением таким образом, чтобы оно не только было удобно для посетителей кофейни, но и просто радовало глаз, привлекало внимание прохожих. Скажем, выложить ее катафотами (светоотражателями). Хотя прежде "Автодорфлоту" таких заказов не поступало, Игорь Крицкий нисколько не удивился этому пожеланию. Он считает, что в последнее время заметно повысилась культура тех, кто оказывает услуги населению: например, всякое заведение общепита, если оно пришло на рынок всерьез и надолго, стремится в первую очередь правильно организовать парковочную зону. До катафотов, правда, в случае с кофейней дело не дошло - проект оказался довольно затратным. Поэтому в процессе переговоров были найдены альтернативные варианты обустройства парковки. Сейчас стоянка обращает на себя внимание идеальной разметкой и аккуратным ограждением. По студенческой разметке

ООО "Автодорфлот" пришло на рынок в 1991 году - Игорь Крицкий зарегистрировал фирму, будучи студентом пятого курса дорожно-строительного факультета Сибирского автомобильно-дорожного института ( СибАДИ). Рассказывая о том, почему он выбрал именно это направление деятельности, Игорь шутит: "Когда с колыбели спишь, ешь, фактически все детство проводишь на заднем сиденье отцовского автомобиля, разъезжающего по дорожным объектам, то проблемы выбора будущей профессии просто не возникает. Я очень рано понял, что мне не остается ничего другого, как продолжать дело родителей, которые всю жизнь трудились в дорожной отрасли".

Коммерсант с явным удовольствием вспоминает, как он начинал свой бизнес: "На летней производственной практике перед выпускным курсом я, поработав в студотряде дорожным рабочим, получил на руки довольно приличную сумму денег. Впереди была защита диплома и полет в неизвестность. Я решил начать собственное дело".

Стартовым капиталом для него стали деньги, которые он получил за строительство тротуаров и ремонт дорожных покрытий в райцентрах Омской области во время летних каникул. Их хватило на создание фирмы под названием "Автодорфлот" и на несколько первых месяцев работы, пока бизнес не начал приносить прибыль.

Изначально предполагалось, что компания будет работать в двух направлениях - способствовать обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах и на водных артериях области. То есть "Автодорфлот" должен был заниматься изготовлением (а впоследствии и монтажом) дорожных знаков, наносить дорожную разметку, обустраивать парковочные зоны, автостоянки, ремонтировать покрытие мостов, а также проектировать паромные переправы, очищать дно рек от крупного металла (в рамках экологической программы, которая гарантировала участникам льготное налогообложение).

За три года бизнесмены отремонтировали покрытия девяти мостов, оборудовали в Омской области четыре парома, почистили реки. Но затем деятельность пароходства стала затухать, речные перевозки давали все меньше прибыли - речное направление бизнеса "Автодорфлота" постепенно изжило себя, оставив на память бесполезную приставку "флот" в названии.

У "Автодорфлота" с самого начала было главное конкурентное преимущество - компания одной из первых частных фирм в России начала изготавливать дорожные знаки. До этого монополия принадлежала специализированному монтажно-эксплуатационному управлению ГАИ. Первые три года стали самыми сложными. В основном из-за особенностей функционирования финансового рынка страны того времени. Денег дорожники зарабатывали довольно много, но снять их со счетов в банках не могли - в ходу были бартерные и зачетные схемы расчетов. Кроме того, в первые годы работы Игорю Крицкому и его компаньонам не доставало элементарного жизненного опыта, чтобы "ковать железо, пока горячо". Предприниматель признает, что они тогда упустили шанс стать одной из самых крупных компаний по благоустройству дорог. В 1994-1995 годах заказов было огромное количество. Нужно было работать на износ, чтобы по максимуму вкладывать деньги в развитие производства. Но владелец "Автодорфлота" так и не решился на волне повышенного спроса предложить своим сотрудникам работать круглосуточно, нанимать временных работников для посменной работы. Игорь Крицкий старательно предоставлял им законные социальные гарантии.

Тем не менее "Автодорфлот", хоть и с большим трудом, но стал одним из лидеров местной sign-индустрии (от английского "sign" - вывеска, объявление, указатель, визуальный знак). В прошлом году фирмой изготовлено почти 11 тыс. знаков, в то время как каждый из немногочисленных конкурентов "Автодорфлота" на омском рынке производит только 300-400.

Рынок на подъеме

В услугах компаний, подобных "Автодорфлоту", сегодня нуждаются как дорожные ремонтно-строительные службы, так и коммерческие компании, не имеющие отношения к дорожному бизнесу. Главным заказчиком дорожных знаков долгое время был "Омскавтодор". Однако с 2002 года организация стала крайне нестабильно рассчитываться за выполненные заказы (оплата из областного бюджета производилась нерегулярно). Поэтому сейчас "Автодорфлот" больший акцент в своей работе делает не на выполнение госзаказов, а на сотрудничество с частниками.

Например, с теми, кто решил построить автостоянку или открыть кафе. Владелец организации непременно должен подготовить проект реконструкции проезжей части и тротуара, прилегающей к его объекту, согласовать свои действия в ГИБДД. В конечном итоге он вынужден будет озаботиться проблемой установки технических средств организации движения (ТСОД), тех самых дорожных знаков, разметок.

Последние три года "Автодорфлот" проводит весь комплекс работ по проектированию реконструкции дороги, изготовлению дорожных знаков, получению разрешительной документации, установке ТСОД. Пока есть сложности с выполнением строительных работ - у "Автодорфлота" нет техники, позволяющей асфальтировать большие участки дорог, не хватает рабочих.

До 1996 года "Автодорфлот" работал с материалами отечественного производства. После того как Крицкий с коллегами увидели светоотражающую пленку американской компании 3M (мировой лидер в производстве продукции, связанной с обеспечением безопасности движения), постепенно стали все больше использовать иностранные материалы. Переход на импортную продукцию связан не только с тем, что американская пленка более надежна в эксплуатации. Она удобнее в производстве: такая пленка самоклеющаяся. В прошлом году "Автодорфлот" заключил дилерский договор с представительством американской корпорации 3М. Производство дорожных знаков носит сезонный характер, оно тесно связано со строительством. Для того чтобы не простаивать в зимнее время, с 1997 года начали заниматься наружной рекламой - производством рекламных щитов, указателей, вывесок. Сегодня около 80% рекламных щитов, установленных в Омске, сделаны "Автодорфлотом".

Игорь Крицкий говорит, что он дважды предпринимал попытки самостоятельно заключать договоры напрямую с потенциальными заказчиками на рекламирование их продукции или услуг, но скоро отказался от этой идеи. Изготавливать щиты под заказ рекламных агентств ему показалось менее хлопотным делом.

Российский sign-рынок оценивается экспертами как емкий и перспективный. Достаточно сказать, что, к примеру, в Омске сегодня из установленных 35 тыс. дорожных знаков около половины нуждается в замене (у многих просто истек срок эксплуатации: у знаков, изготовленных с использованием отечественной пленки, он не больше 1 года, а импортной - в среднем 4 года). Владелец "Автодорфлота" полагает, что если начнут соблюдаться эти нормативы, то работы хватит и госпредприятиям, и коммерческим фирмам.

Сегодня конкуренции на рынке фактически нет. Сибирские изготовители знаков аккуратно поделили рынок: в Новосибирске работают три крупных предприятия по изготовлению дорожных знаков, в Томске и Барнауле - по два, в Омске, Красноярске, Иркутске и Горно-Алтайске - по одному. Игорь Крицкий уверен в своей конкурентоспособности, полагая, что выполнение комплекса услуг дает ему важное преимущество. Хотя в последнее время администрации регионов все чаще проводят тендеры на производство дорожных знаков для нужд дорожных ремонтно-строительных организаций. Не исключено, что "неприкосновенность" территорий будет нарушена извне, произойдет передел sign-рынка.