Директор с контрабасом

Антон Веселов
23 августа 2004, 00:00
  Сибирь

В сентябре музыканты московского оркестра "Виртуозы Москвы" начнут мировое турне с нескольких концертов в городах Сибири

Следующий, 2005 год - дважды юбилейный для одного из самых любимых и титулованных коллективов России: основателю и бессменному художественному руководителю "Виртуозов Москвы" маэстро Владимиру Спивакову исполнится 60, а сам коллектив отметит двадцать пятый день рождения. О том, кого сейчас называют " Виртуозами Москвы", рассказывает близкий друг маэстро, контрабасист, играющий в оркестре со дня его основания, а с 2003 года еще и директор коллектива Григорий Ковалевский.

- Директорство захватило вас целиком, вы все меньше времени посвящаете контрабасу. Вы готовы променять славу артиста на успех администратора?

- Зря вы так. Быть директором тоже интересно, в этом есть своя прелесть. Годы идут, хочется приносить еще большую пользу тем людям, которых любишь. У меня есть теория: директор в творческом коллективе должен быть "изнутри". Музыканты ведь не терпят статуса подчиненных. Задача директора - относиться к сотрудникам как к коллегам, а не вести себя отстраненно. Я уверен, что администрация создана для музыкантов, а не наоборот. Поэтому мне не приходится строжиться - меня и так уважают, ко мне прислушиваются, как говорится, "по совокупности заслуг". Моя задача - максимально продлить успех моего любимого оркестра. Эту цель разделяют и музыканты.

- После вашего возвращения из Испании, в составе оркестра появилось много новеньких, в основном молодежь. В какой мере вы считаете их единомышленниками?

- Оркестр "Виртуозы Москвы" всегда был составлен из лучших камерных музыкантов России. Новые и молодые - не исключение. С ними приятно общаться. Поэтому в свободное от директорства и контрабаса время я передаю молодым музыкантам свой опыт и знания, накопленные в "Виртуозах Москвы" и в работе с великими мира сего - Святославом Рихтером, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Евгением Кисиным, Михаилом Плетневым, Владимиром Крайневым, Беллой Давидович, Гидоном Кремером, с квартетом Бородина.

Действительно, состав сильно изменился после возвращения из Испании, где "Виртуозы" прожили 3 года. Несколько музыкантов остались работать на Западе. Они поступили на работу в лучшие оркестры мира и довольны своей жизнью. Поэтому с момента основания состав оркестра "Виртуозы Москвы" обновился процентов на 80. По-прежнему рядом со Спиваковым те, кто принимал участие в создании оркестра "Виртуозы Москвы": я и выдающийся альтист Юрий Юров. По-прежнему работают в "Виртуозах" и многие из тех, кто пришел в оркестр в 1982 году, когда он получил статус государственного.

Пришла прекрасная молодежь. Например, первый концертмейстер Алексей Лундин - талантливый скрипач, лауреат международных конкурсов. У нас прекрасный концертмейстер группы виолончелей Вячеслав Маринюк, группы вторых скрипок - Виталий Хандрос, Юров остается концертмейстером альтов. Продолжает сотрудничать с оркестром "Виртуозы Москвы" один из лучших гобоистов мира Алексей Уткин. Он приедет и на гастроли в Новосибирск 22-23 сентября.

- Насколько различаются программы "Виртуозов Москвы" со Спиваковым и без него, и ансамбля солистов "Виртуозов"?

- Основное направление все равно задано маэстро. Бывает, что без Спивакова мы берем другой репертуар, который укладывается в общую концепцию оркестра.

А ансамбль солистов - немного другое. Только в этом составе у нас есть возможность играть для трио, квартета, секстета или квинтета. Прекрасной камерной музыки очень много, так что с репертуаром проблем нет. Я имею удовольствие играть в ансамбле солистов с самого его основания, уже 24 года.

- Считается, что музыканты таких оркестров, как "Виртуозы Москвы", играют исключительно на скрипках XVIII века. Перевозка таких дорогих и хрупких вещей наверняка усложняет организацию гастролей?

- Не слишком. В основном наши музыканты играют на хороших итальянских инструментах, а у кого нет своих, обращаются за помощью в Госколлекцию. Для перевозки струнных достаточно хороших футляров. Недавно мы приобрели специальные футляры для контрабасов и виолончелей, и теперь их можно сдавать в багаж.

- В багаж?!

- Ну да. Таковы правила. В Европе вас просто не пустят на борт с габаритными инструментами. Конечно, расставаться с ними страшно. И в России мы никогда этого не делаем - покупаем дополнительные билеты и везем на отдельных креслах. Слава богу, пока потерь нет.

- Зависит ли выбор программы от акустики зала?

- Как правило, нас приглашают в такие залы, где хорошо прозвучит любая камерная музыка. Правда, иногда зовут выступить во Дворце спорта. В этом случае приходится отказываться или предлагать перенести концерт на другую, более подходящую площадку.

Мы никак не ограничены в выборе программы гастролей. Впрочем, стараемся не повторяться и ведем записи - что и когда играли в каждом конкретном городе.

- Какова ваша реакция, когда кто-то из музыкантов оркестра затевает сольный концерт или запись не в составе "Виртуозов Москвы"? У музыкантов есть возможность вести "другую жизнь"?

- Мы поощряем сольную деятельность. Музыкант, решившийся на сольную программу, стремится к совершенству в технике и полностью растворяется в музыке. Я как директор и прежде всего музыкант составляю расписание гастролей и концертов "Виртуозов Москвы" с учетом пожеланий членов оркестра, которые ведут сольную и камерную деятельность. Несколько дней для сольной карьеры выкроить можно.

- Насколько сам Спиваков принадлежит оркестру? У него столько официальных должностей... Он не только маэстро, но и выдающийся общественный деятель .

- Он успешно с этим справляется. Спиваков всегда был очень деятельным человеком. Мы давно знакомы - в июле нашей дружбе исполнился 41 год. Мы познакомились на вступительных экзаменах в консерваторию и с тех пор идем по жизни локоть к локтю.

Я знаю, что сейчас для него самое главное - Национальный филармонический оркестр, созданный год назад. Спиваков как его художественный руководитель стремится сделать карьеру этому оркестру. Кроме того, он является президентом Международного дома музыки, в котором "Виртуозы Москвы" на двадцать пятом году деятельности получили, наконец, несколько служебных помещений. К тому же маэстро уделяет много внимания всем своим фестивалям. Например, каждые два года проходит "Владимир Спиваков приглашает" (теперь он станет ежегодным). В июле с триумфом прошел фестиваль во французском Кальмаре. Год за годом он набирал обороты и сейчас стал одним из лучших в мире. Каждый год фестиваль посвящен какому-то выдающемуся музыканту. В этом списке были и Ойстрах, и Казальц, и Шаляпин, и Менухин. В нынешнем году фестиваль в Кальмаре был посвящен американской певице Джесси Норманн.

Владимир Спиваков остается председателем благотворительного детского фонда, а это больше трех тысяч потрясающих детей! Что бы ни происходило, Спиваков ведет большую концертную деятельность. Очень много запланировано концертов на следующий год. В честь 25-летия оркестра мы отправимся в большое мировое турне. После того как отыграем на фестивале нашего друга и замечательного пианиста Дениса Мацуева в Иркутске 19-20 сентября, мы дадим два концерта в Новосибирске (22 и 23 сентября во Дворце культуры железнодорожников) и один - в Барнауле (24 сентября). Этими концертами и откроется мировой тур. Мы очень рады, что сможем лично поздравить нашего большого друга, прекрасного человека и музыканта Арнольда Каца с днем рождения (18 сентября Арнольду Михайловичу исполнится 80). Маэстро Кац очень много сделал для музыкальной жизни Новосибирска, это выдающийся дирижер. Приезд его оркестра в Кальмар много лет назад помнят до сих пор. Дай бог ему здоровья!

- Чем отличаются концерты на Западе от концертов в России?

- Играя дома, полагаю, в этой мысли меня поддержат музыканты и сам маэстро Спиваков, получаешь поддержку зала на ином, более эмоционально насыщенном уровне. Когда после концерта зрители за кулисами могут выразить свой восторг на твоем родном языке, это дорогого стоит.