Сибирский Лас-Вегас

Марина Греханова
6 сентября 2004, 00:00
  Сибирь

Вклад парков отдыха в рост рынка рекреационных услуг пока не велик. Но бизнес парков расширяется и аккумулирует все более значительные частные средства

Сегодня в городах Сибири функционирует около сотни парковых зон. По словам президента Лиги парков Сибири Романа Романова, почти все они являются государственной собственностью, некоторые предприниматели арендуют у муниципалитетов только землю, но при этом являются владельцами аттракционного оборудования и различных сооружений, расположенных на территории парковой зоны. По данным Лиги парков, на условиях земельной аренды в Кемерове, Красноярске, Бийске, Новосибирске и Барнауле действуют по два частных парка, один работает в Ленинске-Кузнецком, еще один, с долей администрации города в 51% акций, - в Барнауле. Первый полностью частный парк в Сибири - новосибирский Парк отдыха и развлечений на Горской. Волшебная гора

Если в США оборот индустрии развлечений, куда входят парки аттракционов, в три раза превышает военный бюджет страны, то в России этот сектор экономики только начинает развиваться. Эксперты уверены, что даже в столице парковый бизнес примерно в таком же состоянии, в каком находилась авиация в 20-е годы XX столетия. Но спрос на развлечения растет, и владельцы парков просто не могут не считаться с веяниями времени. В эту сферу устремился частный капитал - и, как показывает практика, инвестиции оказались оправданными.

Парк отдыха и развлечений на Горской был построен в 1991 году ЗАО "Вираж", можно сказать, на пустом месте. По словам Сергея Начарова, генерального директора компании "Вираж" и одного из совладельцев парка, изначально в рекреационной зоне планировалось поставить лишь один крупный и доходный аттракцион, ограничиться минимальной инфраструктурой. Так в Новосибирске появились популярные "Американские горки". Это событие стало знаковым для провинциальной парковой жизни - до этого "Американские горки" были только в Москве. Дорогостоящая и престижная карусель окупилась после первого же летнего сезона. Возможно, экономически целесообразнее было бы взять муниципальный парк в долгосрочную аренду, как это делают сейчас предприниматели Кемеровской, Алтайской и других областей региона, не спеша сделать реконструкцию и установить несколько новых аттракционов. "Но городская администрация не дала нам такой возможности", - говорит совладелец парка.

Для открытия первой очереди парка на Горской (" Американские горки" и нескольких детских каруселей) в 1991 году потребовалось около 3 млн рублей. Все затраты окупились после трех сезонов работы. Хорошо еще, что в то время парковый бизнес не требовал обязательного лицензирования и сертификации, поэтому действия предпринимателя, решившего открыть собственный парк отдыха и развлечений, были предельно просты - найти выгодное место и купить аттракционы.

Сегодня для создания среднего по оснащению парка развлечений на площади 5-7 га минимальной является сумма в 500 тыс. долларов. При этом около 50% затрат идет на благоустройство территории.

Как правило, парк открывается в конце апреля и закрывается в середине сентября, остальное время - мертвый сезон. Руководство парка на Горской нашло альтернативу простою территории развлекательного комплекса - был оборудован горнолыжный подъемник, организован прокат саней и лыж. Впрочем, если сравнивать уровень доходности, летом выручка от парка больше в 12-15 раз.

В среднем за летний сезон продается 150-170 тыс. билетов стоимостью от 20 до 50 рублей. Кроме того, особенности паркового бизнеса напрямую влияют и на количество персонала: кассиров, контролеров, мастеров-ремонтников. Летом в парке обычно работает около 60 человек, а зимой штат сотрудников сокращается наполовину. Люди, которые остаются работать зимой, занимаются подготовкой аттракционов к лету и обслуживанием горнолыжной базы.

В Парке отдыха и развлечений на Горской все аттракционы закупаются у трех крупных производителей - ОАО "Аттракцион" (Ейск, Краснодарский край), НПО "Центр-8" (Минск) и московской фирмы "Пакс". Первый и самый прибыльный аттракцион - "Американские горки" - приобрели именно у " Пакса". В зависимости от сложности конструкции цена одного аттракциона колеблется от 200 тыс. до 4 млн рублей. Купили бы и импортные карусели, но они стоят в несколько раз дороже. "Еще один немаловажный фактор при выборе производителя - качество каруселей, - говорит Сергей Начаров. - Срок эксплуатации российских аттракционов - минимум 8 лет. Импортные комфортабельнее и продуманы до мелочей, но быстрее выходят из строя и ремонт их обходится намного дороже".

Сейчас в парке функционируют 11 аттракционов, четыре из которых были куплены и установлены в этом году. На приобретение новой техники потребовалось около 10 млн рублей. По словам руководства парка, вложенные инвестиции окупятся через 2-3 сезона.

Наши перспективы

Завоевав место на рынке, владельцы парка начали строительство крытого аквапарка и торгово-развлекательного комплекса. Кроме того, они готовы развивать сопутствующий бизнес - возвести гостиницу, открыть ресторан и боулинг, фитнес-зал и магазины. Проект требует дополнительных инвестиций, поэтому строительство будет идти поэтапно, с привлечением партнеров. Сумму требуемых вложений руководство парка пока не называет. Но они рассчитывают, что вернуть вложенные деньги удастся уже через 2,5-3 года при цене билетов 250-300 рублей. Для сравнения: в Москве стоимость отдыха в водном парке составляет 700-800 рублей за день. А в первом и пока единственном в Новосибирске водном парке отдыха и развлечений "Лидер-Лэнд", владельцем которого является одноименная компания, - 100 рублей за час, либо 250 рублей за весь день.

Тезис "Аттракционы - рентабельный и привлекательный бизнес" подтверждают и другие участники рынка. Например, барнаульский парк "Солнечный ветер", входящий в структуру компании ОАО "Алтай-Парк", оснащенный как современными импортными, так и несколько устаревшими отечественными аттракционами, принимает около 100 тыс. посетителей в год. А данные Лиги парков Сибири доказывают, что ежегодный рост оборотов паркового бизнеса составляет от 30% до 100%.

В провинции уже давно есть все условия для развития региональной индустрии развлечений. "Сибирь имеет достаточный потенциал, чтобы стать лидером в сегменте рекреационных услуг России и стать вторым Лас-Вегасом в мире", - уверен Сергей Начаров.