"Классический" детектив

Москва, 06.09.2004
«Эксперт Сибирь» №24 (38)
"Кто убил классическую музыку?" - первая изданная на русском языке история музыкальной индустрии. Эту книгу в 1996 году написал английский музыковед Норман Лебрехт. Несколько месяцев назад в переводе Елены Богатыренко ее выпустило издательство "Классика-XXI"

Начнем с цитаты. "Звукозаписывающая индустрия обязана своими профессиональными стандартами человеку, растратившему средства компании EMI. Публикация музыкальных произведений расцвела после того, как композиторов заставили продавать пожизненные права на них за пустые обещания". Так в первой главе этой книги коротко описывает ее содержание сам автор. Добавим, что из этой книги можно узнать, что Лучано Паваротти обязан своей карьерой не столько голосу, сколько росту, а Герберт фон Караян - членству в нацистской партии, что первым снабжать местную прессу слухами перед гастролями звезды стал ассистент Паганини и что рекламную кампанию скрипичных концертов Мендельсона и Бруха в исполнении Ванессы Мэй английские газеты сравнили с детской порнографией.

Издательство "Классика-XXI", еще три-четыре года назад выпускавшее почти исключительно ноты, мемуары музыкантов и специальную литературу с названиями вроде "Педализация в процессе обучения игре на фортепьяно", в новом тысячелетии стало активно издавать книги по культурной политике и менеджменту в сфере культуры. С одной стороны, "Кто убил классическую музыку?" продолжает эту линию, с другой - удачно вписывается в серию тех музыковедческих и одновременно доступных непрофессиональной публике книг, которые подают историю музыки в высшей степени увлекательно (такой книгой была, в частности, "Кастраты в опере" Энгуса Хариота).

"Кто убил классическую музыку?" вышла в свет почти одновременно в Великобритании и США в июле 1997 года. Английское издание носило менее кричащий заголовок "Когда музыка замолкает" и подзаголовок "Менеджеры, маэстро и корпоративное убийство классической музыки". Автор книги, Норман Лебрехт, в тот момент работал музыкальным обозревателем The Daily Telegraph и был известен как историк музыки.

48-летний уроженец Лондона Норман Лебрехт принадлежит к тому типу интеллектуалов, которых почти нет (или, если угодно, уже нет) в России: человек академического знания, он много и плодотворно работает в журналистике и популярной non-fiction. Заместитель редактора и музыкальный обозреватель лондонской The Evening Standard, Лебрехт ведет еженедельную колонку на портале La Scena Musicale, крупнейшем интернет-ресурсе, посвященном классической музыке, и ежемесячное ток-шоу на BBC. Наконец, в начале 2003 года получил признание дар Лебрехта-беллетриста: его первый роман "Песня имен" получил премию Уитбреда за лучший литературный дебют 2002 года.

В профессиональных кругах известность Лебрехту принесла биография Густава Малера, опубликованная в 1987 году. Через пять лет он издал книгу о Ковент-Гардене, рассказав историю знаменитого театра в контексте английской экономики и культуры с того момента, как английская королевская опера стала государственной. В 1996-м последовал выход словаря "Путеводитель по музыке ХХ века". Но подлинную, в том числе международную, славу Лебрехту принесла ставшая бестселлером книга "Кто убил классическую музыку?". Этот успех в значительной степени он повторил в 2001 году с книгой "Миф о маэстро. Великие дирижеры и жажда власти".

В "Кто убил классическую музыку?" Лебрехт рассказывает о тех, кто практически неизвестен широкой аудитории любителей классической музыки. Именно эти люди - менеджеры, импресарио, продюсеры - соединяют исполнителей и аудиторию и в результате подчиняют себе и музыкантов, и слушателей. Лебрехт начинает повествование со времен Баха и Генделя, подробно и остроумно рассказывая о становлении института импресарио в Америке и Европе. По мере того как события приближаются к XX веку, Лебрехт меняет иронически отстраненный тон комментатора, дистанцированного от описываемых событий, на желчный пафос критика происходящего здесь и сейчас.

"Кто убил классическую музыку?" неизбежно напомнит внимательному читателю книгу Андре Шиффрина "Легко ли быть издателем. Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать", изданную на русском языке в 2002 году "Новым литературным обозрением". Лебрехта и Шиффрина объединяет неприятие власти корпораций, стойкая убежденность в том, что чрезмерная концентрация производства и капитала ведет к потере интеллектуальной независимости, и вера в то, что классическая музыка и художественная литература являются вечными ценностями. Оба автора склонны считать государственную поддержку культуры средством защитить независимость и продуктивность деятелей искусства и литературы.

Но в отличие от Шиффрина Лебрехт пишет не о собственном опыте. Он создает своего рода исторический детектив, персонажами которого в равной степени являются Георг-Фридрих Гендель, один из основателей Sony Акио Морита, знаменитый импресарио Сол Юрок и недавно приезжавшая на гастроли в Россию английская певица Кири Те Канава. Эта книга может быть прочитана как антикорпоративный леволиберальный памфлет, как исследование по истории музыки и как пособие по менеджменту в сфере исполнительских искусств.

Лебрехт безусловно пристрастен, но именно сочетание идеологической ангажированности с глубочайшим знанием предмета и создает главное достоинство его манеры повествования. Лебрехт саркастичен и не щадит своих героев: достаточно сказать, что глава о Лучано Паваротти называется "Откорм большого Лучи", а глава о возникновении современной системы фестивалей - "Фестивальный рэкет".

Но каков бы ни был критический пафос Лебрехта, поставленный им диагноз предельно рационален и базируется на холодном анализе и точных знаниях. К слову, в качестве "вещественного доказательства" в книге опубликован список 100 самых высокооплачиваемых исполнителей и их агентов, список музыкантов, получающих свыше 100 млн долларов в год, и список "тщательно скрываемых, но достоверно установленных гонораров". В совершаемом, но еще не свершившемся убийстве классической музыки, по мнению Лебрехта, повинны система звезд, коррупция в среде музыкальных менеджеров и чрезмерная жажда прибыли продюсерских компаний и фирм грамзаписи. И все же, считает автор, "состояние пациента, скорее, критическое, чем безнадежное", и единственным способом выздоровления является восстановление здоровой экономики музыкальной индустрии.

Норман Лебрехт. Кто убил классическую музыку?/Пер. с англ. Е. Богатыренко. - М.: "Классика-XXI", 2004.

У партнеров

    Реклама