Такси по социальной таксе

Марина Греханова
27 сентября 2004, 00:00
  Сибирь

С появлением на читинском рынке таксомоторных услуг компании " Социальное такси" пассажиры стали платить вдвое меньше, а некоторых возят даже бесплатно

Частное такси - динамично развивающийся сегмент сибирского рынка пассажирских перевозок. Некогда доминировавшие на нем муниципальные предприятия либо вообще закрылись, либо содержат минимальное число машин и уже не способны конкурировать с основными игроками. По данным Транспортного союза Сибири, на август 2004 года частный таксомоторный парк Сибири насчитывает 17 790 единиц. В Новосибирске, например, у частных компаний 1 648 машин, а у муниципальных - лишь 49. В Читинской области всего чуть более 1 000 такси, при этом муниципальные отсутствуют вообще. Лидер рынка - компания "Социальное такси", работающая c декабря 2000 года. По оценкам специалистов, ее доля в общем объеме перевозок пассажиров, пользующихся услугами такси, за 2003 год выросла с 12% до 28%, а в 2004-м достигла 41%.

Бизнес по-читински

Для создания успешного бизнеса главное вовсе не большие деньги, а перспективная идея плюс предпринимательская дальновидность и точный расчет. Именно этой формулой воспользовался читинец Антон Пономаренко сразу же после окончания Иркутской государственной экономической академии в 2000 году. Как и многие выпускники вузов, не имея профессионального опыта, он не смог сразу устроиться на перспективную и достойно оплачиваемую работу. Амбициозный молодой человек решил открыть свое дело. В Читу он вернулся не случайно: там живут его родители, кроме того, по расчетам Антона, в этом городе были наиболее благоприятные условия для начала дела.

"Я занял у друзей 1 000 долларов, собрал всю информацию о читинском бизнесе, проанализировал ситуацию в разных сферах. Выяснилось, что активно развивается лишь торговля, а многие рыночные ниши совершенно свободны. В частности, было очень мало летних кафе и частных такси, - рассказывает директор ООО "Социальное такси" Антон Пономаренко. - В конце 1990-х годов муниципальный таксопарк стал убыточным, а к концу 2000-го вообще перестал функционировать. Рынок пассажирских автоперевозок оказался открытым. Таксомоторный бизнес на начальной стадии не требовал колоссальных вложений, поэтому его я и выбрал. Тогда в Чите пассажиров возили всего две частные фирмы: одна из них работала на рынке пять лет, другая - два года. И я понял: здесь есть где развернуться".

Для начала предприниматель арендовал три машины, выкупил легко запоминающийся номер телефона. Два диспетчера в маленькой комнатке стали принимать заявки от жителей города. "Организация услуг такси возможна двумя способами: на базе собственного автопарка и на основе аренды, - говорит Пономаренко. - Мы выбрали второй путь. Как правило, компании, пришедшие на рынок со своим автопарком, вкладывают огромные средства в его содержание. А в нашем случае качество услуги обеспечивается бережным отношением водителя к автомобилю.

Первоначальные инвестиции окупились в течение первых двух-трех месяцев. Уже через полгода количество заявок с 300 в сутки увеличилось вдвое. Спустя два года предприятие стало высокорентабельным. Все свободные средства предприниматель вкладывал в развитие бизнеса. За два года было создано пять диспетчерских служб, таксомоторный парк вырос до 300 автомобилей. "На тот момент нашей главной задачей было создание разветвленной сети диспетчерских, - продолжает Антон Пономаренко. - За счет охвата всех районов города мы существенно сократили время подачи машины, свели к минимуму порожние поездки и оптимизировали распределение заявок между службами. Но со временем стало ясно, что на обмен информацией между диспетчерскими тратится слишком много времени. К тому же их содержание и обслуживание ощутимо било по карману. В этом году мы решили объединить все пять диспетчерских в одну центральную (со штатом 30 диспетчеров, работающих в 6 смен), а автопарк уменьшить до 120 машин. Оптимизация была вызвана прежде всего тем, что многие машины требовали постоянного ремонта. Да и потребители стали более взыскательными. Многие пассажиры теперь предпочитают ездить на иномарках. Пришлось предложить водителям обновить свои авто: машина должна быть не старше 1995 года выпуска. Сейчас ведем переговоры с коммерческими банками о кредитовании наших водителей".

Почему социальное?

На стадии создания бизнес-плана службы такси Антон Пономаренко разработал стратегию сотрудничества с отделом социальной защиты и поддержки населения мэрии Читы. Дело в том, что ООО "Социальное такси" ежемесячно выделяет бесплатный лимит на перевозку людей, нуждающихся в таких услугах. "Сейчас с отделом социальной защиты Читинской области планируем сделать льготный проезд для определенных категорий граждан, - говорит бизнесмен. - Кому отдать приоритеты, решать будут социальные органы, а мы готовы предоставить услугу".

Еще один социальный аспект: почти с первого дня существования компании была установлена фиксированная минимальная цена поездки. Если маршрут не превышал 5 км, то доехать на такси можно было всего за 40 рублей. При большем расстоянии оплата производилась уже по общему тарифу. Таким образом стоимость проезда на такси, сложившуюся ранее, удалось снизить как минимум вдвое. В течение трех лет тарифы не менялись, хотя за этот период стоимость на все товары и услуги повысилась более чем на 20%. "Наша политика проста: если решили, что "Социальное такси" - самое дешевое, то делаем все, чтобы таким оно и было", - говорит предприниматель.

Будущее за таксометром

В августе все машины автопарка "Социального такси" были оснащены счетчиками-таксометрами. По мнению руководства предприятия, это заставит эффективнее работать водителей и одновременно послужит стимулом для пассажиров пользоваться услугами службы такси, а не нелегальных частных извозчиков. Таксометр действует по принципу "сколько проедешь, столько и заплатишь", ведь есть единый тариф за километр пути. Так что поездка на небольшие расстояния будет обходиться обычным клиентам в 25-30 рублей, а льготникам - в 15-20 (при этом сохранится бесплатный лимит). Для сравнения: ни один частник дешевле чем за 40 рублей не повезет.

Руководство "Социального такси" утвердило для водителей план ежедневной выручки: каждый должен сдавать в кассу 470 рублей в день, а все, что он заработает сверх этой нормы, останется ему. При этом в компании пошли на беспрецедентный шаг - сделали тариф еще ниже. К примеру, если прежде километр проезда стоил 10 рублей, то с установкой таксометров он снизился до 7. Такие цены были на рынке три-четыре года назад. "Установка счетчиков выгодна и клиенту - цена станет еще более приемлемой, и водителю - ему нужно будет выполнить только фиксированный план", - утверждает Антон Пономаренко.

Теперь, сделав компанию лидером на рынке такси, он ставит перед собой другую стратегическую цель. "В ближайшее время будем активно развивать направление грузоперевозок, - делится планами директор. - Это очень перспективный сектор. Мы уже осваиваем его, но занять эту нишу не так-то просто: здесь необходимо иметь наработанную клиентуру и обязательно свои автомобили - на арендованных машинах желаемого экономического эффекта не достичь. Задача непростая, но интересная".

Владимир Немиров, президент некоммерческого партнерства "Сибирская лига независимых перевозчиков" (Новосибирск)

Владимир НемировРазвитие таксомоторного бизнеса по большей части происходит стихийно. В основном на рынок приходят люди, имеющие свободные деньги и желающие в короткие сроки вернуть их с прибылью. Но надо учитывать, что развитие этого бизнеса требует не только первоначального капитала - необходимо вкладывать средства и в процессе деятельности. Немало предпринимателей оказываются к этому не готовыми и уходят из бизнеса, проработав год-два. Но есть и такие, которые прикипают к нему и продолжают начатое дело несмотря ни на что, зарабатывая имя своей компании.

Что касается масштабов бизнеса такси, то, например, в Новосибирске сегодня работают около 100 таксомоторных организаций с парком от 2-3 до 100 автомобилей. Численность лицензированного парка Новосибирской области - более 2 000 единиц. О количестве нелицензированных такси точных данных нет. По приблизительным данным Новосибирского областного отделения Российской транспортной инспекции, они осуществляют около 40% объема пассажирских перевозок. В основном на рынке действуют операторы, которые имеют легко запоминающиеся телефонные номера и привлекают для работы владельцев легковых автомобилей. Впрочем, есть немало фирм и с собственным автопарком - их названия и телефоны нарисованы прямо на машинах, многие стали известными брендами.

Одна из ключевых проблем частных такси - отсутствие проработанной нормативно-правовой базы, регулирующей таксомоторный бизнес. В основном используются документы транспортной инспекции по безопасности эксплуатации транспорта. К тому же большинство владельцев службы такси варится в собственном соку, как правило, не общаясь с коллегами, не интересуясь тем, какие сюрпризы в виде тех или иных ограничений могут преподнести для них органы власти.