Торговля выйдет на свободу

Проект зоны свободной торговли Алтанбулаг, разработанный властями Монголии, может вывести экономику Республики Бурятия на новый уровень

Торговые связи между Монголией и Бурятией, обусловленные географической близостью территорий, сложились исторически. Но особый импульс им был дан в 1999 году, когда президент Республики Бурятия Леонид Потапов (действовавший по доверенности правительства РФ) и президент Монгольской Народной Республики (МНР) Нацагийн Багабанди подписали соглашение об экономическом и приграничном сотрудничестве двух стран.

После этого началось бурное развитие торговли: с 1999-го по 2000 год товарооборот между Бурятией и Монголией только по продовольственной группе товаров увеличился в 16 раз. В монгольской столице был даже открыт торговый дом "Бурятский центр". В этом проекте приняли участие крупные российские предприятия, заинтересованные в продвижении своей продукции на внешний рынок. По словам тех, кто посещал Улан-Батор, бурятский торговый дом быстро завоевал популярность у местного населения, люди выстаивали огромные очереди ради приобретения российской продукции.

Удивительно, но самыми востребованными товарами для жителей преимущественно аграрной Монголии стали молочные продукты и макаронные изделия - показательный факт с точки зрения оценки емкости и потребностей монгольского рынка.

О выгодности торговли с МНР для российских фирм можно судить по результатам, которые показывают крупные предприятия-экспортеры Бурятии. Например, улан-удэнская макаронная фабрика " Макбур", поставляющая на внешний рынок около 45% от всего российского экспорта макаронных изделий, занимает столь солидную долю только благодаря поставкам в Монголию. В целом же, по данным комитета внешнеэкономических связей Министерства экономики Бурятии, экспорт республики в МНР в 2003 году составил 22,7 млн долларов, а импорт оттуда - около 10 млн долларов. В первом полугодии 2004 года объем поставок из Монголии сократился почти вдвое из-за запрета импорта монгольского мяса (по причине заболевания скота ящуром).

Учитывая положительный опыт продвижения местной продукции на монгольский рынок, можно понять, почему намерение правительства Монголии создать на границе с Бурятией зону свободной торговли (ЗСТ) захватило умы бурятских чиновников. Они видят в этом путь к процветанию региона, поскольку ЗСТ, по их мнению, выведет торговлю с Монголией на новый рубеж.

Хурал одобрил

Решение о создании на приграничной к России территории ЗСТ Алтанбулаг официально было принято Великим Хуралом (парламентом) Монголии летом минувшего года. В соответствующем законе говорится, что Алтанбулаг будет "международным городом с передовой управленческой сетью и развитой сферой торговли, производства, информационных технологий, транспорта, сельского хозяйства и туризма".

Для создания передового торгового города уже выделено 500 га земли около границы с Бурятией. Там разместятся бизнес-центры, гостиницы, торговые комплексы и складские помещения. Монголы не скрывают, что ЗСТ призвана ускорить социально-экономическое развитие страны.

Так, при помощи активной деятельности зоны свободной торговли Монголия надеется к 2008 году сместить баланс между экспортом и импортом товаров в свою пользу. По расчетам, внешнеторговый оборот в Алтанбулаге должен достигнуть к 2010 году

150 млн долларов. Более того, к 2005 году все экономически активное население прилегающих к зоне городов будет, согласно плану, обеспечено рабочими местами. Это позволит снизить уровень общей безработицы по Монголии (по данным службы занятости страны, на биржах труда зарегистрировано более 40 тыс. безработных, по неофициальным сведениям, их 200 тыс. при общей численности населения около 2,4 млн человек).

Претворение в жизнь этих далеко идущих планов уже прописано в законе. Гарантированы благоприятные условия для иностранных инвесторов, в частности льготный режим налогообложения всех хозяйственных единиц, которые будут работать в ЗСТ. Компании, вложившие средства в строительство линий электропередачи, водоснабжения, автомобильных и железной дорог, а также телекоммуникаций, будут освобождены от налога на прибыль. Построившие гостиницы и склады освобождаются на пять лет от подоходного налога. Все компании, занимающиеся торговлей, на три года получают льготы по земельным платежам.

О размахе строительства ЗСТ говорят цифры. Международный аэропорт потребует начальных вложений в сумме 8 млн долларов, на железную дорогу планируется потратить 25 млн. Постройка и наладка системы водо- и теплоснабжения обойдется в 1,1 млн долларов, 25-километровая высоковольтная линия электропередачи будет стоить около 1 млн долларов.

Готовность участвовать в проекте изъявили уже около 25 крупных иностранных компаний и 5 монгольских предприятий.

Бурятский ответ монгольским Нью-Васюкам

Чиновники бурятского правительства в общении между собой иногда иронически называют план по строительству ЗСТ Алтанбулаг Нью-Васюками. Виданное ли дело: где-то посреди степи монголы хотят строить фешенебельные отели, международный аэропорт и суперсовременные производственные комплексы! Тем не менее большинство уверены: монголы своего добьются, зона свободной торговли будет построена. И Бурятии нельзя отставать - нужно создавать зону свободной торговли со своей стороны границы, в Кяхте. Тогда предприниматели из обеих стран смогут, пройдя пункты контроля, свободно осуществлять сделки на территории общей, российско-монгольской ЗСТ в безвизовом режиме.

"Примеры стремительного развития зоны свободной торговли есть, - делится наблюдениями первый заместитель министра, председатель комитета внешнеэкономических связей Министерства экономического развития Республики Бурятия Анатолий Лехатинов . - Я своими глазами видел, как на месте голой степи, в районе китайского города Хух-Хото, в закрытой ЗСТ были за несколько лет возведены гостиницы, офисные здания и высокотехнологичные предприятия по сборке сотовых телефонов и стиральных машин. Российская сторона тоже начала строительство в том районе, на своей части ЗСТ, около китайской границы. Но оно осуществляется по специальному соглашению между Россией и Китаем о правовом статусе ЗСТ. Федерального же закона, регулирующего вопросы создания зон свободной торговли на территории РФ, нет".

Таким образом, желание правительства Бурятии создать Кяхтинскую ЗСТ натолкнулось на юридический барьер. И преодолеть его можно лишь в двух случаях: если будет дано особое разрешение правительства России (как в Хух-Хотое) либо если Госдума примет федеральный закон о статусе зон свободной торговли на территории РФ. Республиканское руководство уже обратилось к правительству России с просьбой рассмотреть возможность создания ЗСТ на границе с Монголией. Но терять время на ожидание здесь не хотят.

"Алтанбулаг развивается с дальним прицелом на приток покупателей из России, - говорит Анатолий Лехатинов. - Все привозимые туда товары не будут облагаться никакой дополнительной пошлиной со стороны Монголии. И если сегодня, скажем, иркутские челноки едут за китайскими товарами в Забайкальск, то завтра они поедут в Алтанбулаг, на 1 200 км ближе. А путь их пройдет через единственный пропускной таможенный пункт в Кяхте. Поэтому у нас появился другой план. Пусть в Кяхте нельзя создать ЗСТ - но никто не может запретить построить специальный центр обслуживания приезжих. Мы предполагаем для этого возвести гостиницы, магазины, бизнес-центр и складские помещения на 9 га приграничных земель".

Правительство республики готово финансировать работы по водо- и электроснабжению территории (на эти цели выделят около 2 млн рублей). Таким образом, будут созданы условия для частных инвесторов, готовых вложить средства в строительство Кяхтинского центра. На реализацию проекта, по оценке правительства Бурятии, требуется 600 млн рублей.

Кому будет выгодно

Правительство республики не предполагает сиюминутной выгоды от проекта. По мнению чиновников, главным итогом работы Кяхтинского центра будет значительное увеличение товарооборота между Монголией и Бурятией. По словам Лехатинова, к проекту уже проявляют интерес крупнейшие бурятские предприятия. На письма от правительства республики с предложением принять участие в строительстве Кяхтинского центра были получены положительные ответы от 8 компаний. Среди них - кондитерская фабрика " Амта", торговый дом " Титан", научно-производственное объединение (НПО) "Байкалфарм", Байкалбанк, фабрика "Макбур". "Пока заинтересованных предприятий немного. Но когда начнется возведение Алтанбулага, интерес предпринимателей возрастет многократно", - предполагает Лехатинов.

Нетрудно заметить, что несколько компаний, подтвердивших свою заинтересованность, и без Кяхтинского центра уже давно и успешно торгуют с Монголией. Например, у торгового дома "Титан" есть представительство в Кяхте, через которое российские товары поступают в МНР. Остальные рассматривают вопрос об открытии собственных филиалов в районе пока теоретически. "У нас налажены вагонные поставки макаронной продукции в Монголию в объеме около 2,4 тыс. тонн в год, - говорит заместитель генерального директора фабрики "Макбур" Татьяна Пономарева . - Но если будет принято решение о создании центра обслуживания в Кяхте, нам было бы интересно открыть там точку розничной торговли".

В области предположений и планы НПО "Байкалфарм". "В планах развития нашей компании - открытие в 2005 году розничной торговой точки, а впоследствии и оптового центра в районе Кяхты, - признает начальник отдела сбыта предприятия Виталия Кузьминова . - Но точные суммы денежных вложений в эти проекты наше руководство еще не обсуждало". Крупнейший в Забайкалье Байкалбанк проявляет интерес только к открытию в Кяхте пункта обмена валют в надежде на обслуживание посетителей Алтанбулага.

Очевидно, что предприниматели Бурятии пока осторожно оценивают перспективы Кяхтинского центра обслуживания и не спешат заявлять о своем участии в его строительстве. Даже по самым оптимистичным подсчетам, сумма, которую готовы потратить крупнейшие компании на открытие там своих филиалов, вряд ли составит и десятую долю от требуемых 600 млн рублей. Частные инвесторы ждут, когда заработает монгольская ЗСТ. Если же проект Алтанбулаг будет воплощен в жизнь и в степях Монголии вырастут небоскребы, то Кяхтинский центр очень быстро может стать реальностью.

Виктор Кукшинов, председатель Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия

Виктор КукшиновСоздание Кяхтинского центра обслуживания выгодно со многих точек зрения. Предпринимателям работа в зоне свободной торговли (ЗСТ) принесла бы определенные налоговые льготы и упрощение таможенного контроля. Для республики в целом новые рабочие места разрядят социальное напряжение. Внешнеторговый товарооборот увеличится в несколько раз. Китайские товары, которые сегодня поступают в Бурятию через Читу, будут проходить через нашу часть границы, и Кяхта вполне могла бы стать торговым центром республики. Но все упирается в одну проблему - отсутствие закона о статусе ЗСТ на территории России. Все существующие в стране свободные зоны, которые можно пересчитать по пальцам, работают на основании особых договоренностей российского правительства с иностранными государствами.

Правительства России и Бурятии уже затратили немалые средства на оборудование пограничного перехода в Кяхте. Но, к сожалению, это не дало ожидаемого эффекта для экономики Бурятии за счет роста транспортного потока. Отсюда и осторожное отношение к строительству городка в Кяхте по обслуживанию жителей приграничных территорий и мелких торговцев. Наши предприниматели уже прошли тот этап развития бизнеса, когда вели торговлю из киосков. Теперь они могут и должны выходить на международный уровень. А им предлагается снова заняться мелкооптовой и розничной торговлей.

Как бы правительство Бурятии ни агитировало предпринимателей принять посильное участие в строительстве Кяхтинского центра, без закона о ЗСТ дело не сдвинется. В Монголии уже идет строительство ЗСТ Алтанбулаг. В России же пока наблюдается лишь ужесточение таможенных законов и пограничных правил. Примером явной неповоротливости законодательства является судьба бурятского торгового центра в Улан-Баторе: он закрылся, потому что стало невыгодно вывозить товары. Теперь монголы сами приезжают и скупают все что нужно: их таможенное законодательство гораздо либеральнее нашего.