Переделы беспредела
Больше всего в статье понравился заголовок. То, что происходит в последние годы с использованием наших природных богатств, иначе как беспределом не назовешь. Месторождения со всей инфраструктурой во время приватизации где правдой, где неправдой попали в частные руки. Ничего не имею против частной собственности, наоборот, я только за. Но ведь наши миллиардеры свои империи построили не на пустом месте, они пришли на готовое, созданное в том числе и людьми, проживающими на данных территориях. Поэтому вполне понятно желание руководителей регионов, где добываются полезные ископаемые, иметь определенный доход в бюджет края или области. А этот доход в виде налоговых поступлений за пользование недрами год от года уменьшается, сейчас федеральный центр забирает себе до 96% налога на добычу полезных ископаемых. Раньше местные бюджеты пополнялись за счет проведения конкурсов и выдачи лицензий на разработку месторождений, теперь администрациям субъектов Федерации отводится роль сторонних наблюдателей. Кроме того, вместо конкурсов будут проводиться аукционы. Значит, местная власть уже не сможет, как при проведении конкурсов, поставить участникам условия по созданию определенной инфраструктуры.
Да, губернаторы поначалу попытались возражать и приводить свои доводы. К примеру, глава Томской области Виктор Кресс очень разумно предлагал передать федеральные полномочия управления природными ресурсами губернаторам на основании контрактов с президентом или правительством. Но губернаторы, что все чаще случается в последнее время, услышаны не были. И получился передел беспредела.
В. Сахалин
2004, 26 (40)
Пороги речного бизнеса
Летом 1991-го я получил землю под дачный участок на левом берегу Оби в районе Рыбачьего поселка. Места красивые, но дорога... В распутицу несчастные полтора десятка километров, отделяющие садовое общество от шоссе, машина обычно ползла больше часа.
Зато ни с чем не сравнить было поездку на дачу по реке. Удовольствие... До пристани Рыбачий поселок ходили теплоходы "Москва", "Ом" и скоростные суда "Заря", "Полесье". Не скажу, что проезд стоил дешево, но пустыми теплоходы никогда не были.
В 1993-м дебаркадер, к которому приставали суда на Рыбачьем, убрали. Перевозку дачников полностью взяли на себя автобусы. Дорогу немного привели в порядок. Но справиться с таким пассажиропотоком, особенно в разгар летнего сезона, организаторам коммерческих рейсов не удается по сей день. Поездка на дачу с тех пор сопряжена с потерей времени и нервов.
Сейчас только один теплоход "Москва" выполняет рейс от Новосибирска до пристани Седова Заимка. Мимо Рыбачьего он проходит, как мираж. Естественно, при существующей сегодня устойчивой тенденции роста цен на все и вся, в том числе и на дизтопливо, вряд ли этот рейс приносит доходы Новосибирскому речному порту. Но оценивать выгодность пассажирских перевозок только с позиции судоходных компаний, думаю, не совсем верно. В конце концов, транспортная система страны должна действовать в интересах и тех, кто возит, и тех, кто ездит. Рыночные отношения заставляют всех нас считать деньги, искать более доходные направления деятельности. Иначе в современной экономике не выплыть даже речникам. Их понять можно. А пассажиров-дачников? В борьбе за выживание они явно проигрывают.
Вячеслав Роман
2004, 27 (41)
Конец эпохи выживания
Возможен ли альянс бизнеса и науки? Вопрос, скорее, риторический. Навскидку, ответ - нет, поскольку интересы у сторон достаточно разные. Наука - процесс поиска совершенства во имя самого совершенства: больше, дальше, эффективнее... Бизнес же - деятельность вполне приземленная. Его задача - удовлетворение конкретных потребностей конкретных людей.
Но в тех случаях, когда процесс поиска совершенства намеренно или случайно генерирует решения, которые одновременно и красивы (цель науки достигнута), и практичны (позволяют бизнесу более удобно, дешево, эффективно удовлетворять потребности клиентов), такой альянс более чем возможен. Превращения науки в бизнес не требуется, нужно стремиться к интеграции.
В России, как и в большинстве развитых стран, в связи с грядущими изменениями в подходе к финансированию науки - на конкурсной основе - научные коллективы в борьбе за выживание будут вынуждены все активнее искать заказчиков в деловой среде. Это хорошо. Такой подход даст толчок к сближению со стороны науки. Бизнес же, в свою очередь, из-за усиления конкуренции на товарных рынках и снижения доходности товаров, производимых по устаревшим технологиям, также будет искать инновационные решения, без которых компании просто не могут надеяться на создание долгосрочных конкурентных преимуществ.
Инновационный менеджмент - явно узкое место. Несмотря на то что научная элита продолжает активно эмигрировать из страны, научных сотрудников у нас все еще гораздо больше, чем толковых промоутеров проектов. Подход здесь должен быть двусторонний. Любая качественная программа по общему менеджменту должна вызывать у своих слушателей четкое понимание сфер, в которых долгосрочное конкурентное преимущество может быть сформировано в принципе. Инновации, в первую очередь технологического плана, - одна из таких ключевых сфер. Научным же учреждениям следует больше уделять внимания бизнес-подготовке своих сотрудников. Даже базовое понимание принципов функционирования товарных рынков способно активизировать диалог с предпринимателями. Хорошими примерами для подражания могут служить мировые образовательные кластеры - Стэнфорд и Беркли в Калифорнии, Кембридж и Оксфорд в Англии. Сосуществование под одной крышей технических и бизнес-факультетов, а также огромного количества инновационных и инвестиционных компаний дает вполне ощутимый экономический результат.
Константин Фокин
Торговля выйдет на свободу
Что-то с трудом верится в перспективу создания зоны свободной торговли в Кяхте. У правительства Бурятии, как понятно из публикации, денег на строительство специального центра обслуживания приезжих нет. Предприниматели входить в долю не спешат. И не потому, что не видят своей выгоды, - просто не верят чиновникам и депутатам. Вложишь деньги в проект, а завтра внесут очередные поправки в Таможенный кодекс - и вместо ожидаемой прибыли получишь одни убытки.
Без подписи
Полис в розницу
Читаешь о делах страховых компаний - душа радуется. И агентскую сеть они развивают, и стремятся дойти до каждого клиента. Словом, все в заботах о согражданах. Пока дело не доходит до наступления страховых случаев. Взять хотя бы набившую оскомину "автогражданку". Граждане отстегивают свои кровные в надежде на то, что в случае аварии им не придется бегать по судам, что все за них решат страховщики. Ведь когда обсуждался проект закона об ОСАГО, нам именно так это объясняли. Дескать, стоит позвонить по указанному в полисе телефону и на место аварии немедленно приедет так называемый аварийный комиссар, который без проблем все оформит. Даже ГИБДД, если нет пострадавших, вызывать не надо.
Оказалось, что и инспектора вызывать надо, и потом в очередях стоять, дожидаясь сначала заключения органов, а затем решения страховщиков. Знаю об этом не понаслышке, сам недавно в подобной ситуации оказался. Из-за пустяковой аварии уйму времени пришлось потратить на "хождение по мукам". Случись это до принятия ОСАГО - наверное, разошлись бы, как говорится, полюбовно: заплатил бы виновный на месте требуемую на мелкий ремонт сумму и все. А поскольку оба застрахованы, стали действовать по закону. В результате несколько дней можно вычеркнуть из жизни, так как вместо того чтобы работать, ходил по инстанциям.
Юрий Костромин