Твердая валюта

Высокие цены на золото способствовали появлению в Сибири новых игроков отрасли и активизации деятельности прежних. Для поддержания запасов на приемлемом уровне главной задачей золотодобытчиков должно стать увеличение объемов геологоразведочных работ

Прошедший год для золотодобытчиков действительно стал золотым: мировые цены в конце года перескочили отметку 400 долларов за тройскую унцию. До такого уровня стоимость не поднималась с начала 1996 года. После затяжного пике в середине 1990-х в 2003-м среднегодовая цена взяла курс на повышение. Причинами стали ослабление американского доллара, нестабильность на фондовых рынках, дехеджирование золота (процесс, обратный хеджированию; хеджирование золота подразумевает продажу еще не добытого металла с целью страхования от риска неблагоприятного изменения цены на него) добывающими компаниями и ряд других факторов. Посмотрим, как отразилась положительная динамика цен на производстве золота в мире, России и Сибири. Золотая восьмерка

Данные британского агентства Gold Field Mineral Services (GFMS) за 2003 год показывают, что на долю восьми стран-продуцентов золота суммарно приходится 70% его мирового производства. Россия занимает пятое место после ЮАР, США, Австралии и Китая, опережая Индонезию, Перу и Канаду. Такая расстановка уже достаточно продолжительное время остается неизменной. За прошедший год добыча значительно увеличилась в Австралии, Перу, Китае и Индонезии, а в ЮАР, США и Канаде, наоборот, оказалась ниже ожидаемой. В двух последних странах сразу несколько крупных шахт были закрыты из-за истощения месторождений и низкой концентрации на них золота.

Снижение добычи в ЮАР - давно наметившаяся тенденция: в районе Витватерсрандт провинции Трансвааль, основного золотодобывающего региона страны, снизились ресурсные возможности добычи золота из-за глубокого залегания рудных тел и истощения богатых руд. Другая причина - макроэкономическая: из-за повышения курса национальной валюты к американскому доллару себестоимость унции золота резко возросла, и разработка ряда месторождений стала еще более убыточной.

Видно, что ситуация складывалась не лучшим образом - у крупных продуцентов золота сокращались объемы добычи, одновременно росли затраты. Себестоимость золота - показатель непостоянный, и ее изменение зависит от ряда факторов (как экономических, так и связанных, например, с типом месторождения или уровнем его технического оснащения). Например, среднемировое значение себестоимости возросло к концу 2003 года до 228 долларов за унцию (на 20% выше, чем в 2002-м), а с учетом амортизации, административных и других расходов оказалось близко к 260 долларам. В итоге минувший год не стал из ряда вон выходящим, как того следовало бы ожидать, принимая во внимание стремительный рост цен и повышенный спрос. Во всем мире была произведена 2 601 тонна золота - всего на 0,4% больше, чем в предыдущем.

Высокая цена любой ценой

В 2003 году средняя цена на золото выросла по сравнению с 2002-м на 17,3% - до 363,4 долларов за тройскую унцию. По оценкам аналитиков GFMS, к концу 2004-го она легко может достичь отметки в 450 долларов. Скорее всего, при любом варианте развития событий, происходящих на валютном, фондовом, нефтяном рынках, а также на мировой политической арене цена золота будет продолжать расти. Подтверждение этому дают ведущие золотодобывающие компании США и Канады, которые сворачивают свои программы хеджирования - рынок золота становится достаточно предсказуемым. Тем не менее, страны-продуценты золота не стремятся наращивать производство и играть на конъюнктуре рынка: даже на фоне высоких цен в 2003 году объемы добычи, подчеркнем, увеличились незначительно.

Золото набирает силу, становится все более твердой валютой. Объемы его потребления в 2003 году в мире выросли на 3,7%. Самый высокий спрос предъявили инвестиционные фонды, просто включившиеся на волне высоких цен в спекулятивные операции с металлом: 591 тонна в 2003 году против 137 тонн в 2002-м. Остальные участники рынка снизили потребление золота: например, спрос со стороны ювелирной промышленности (основного потребителя) упал на 5,3% - до 2 547 тонн. Сама золотодобывающая отрасль оказалась слишком инертной для того, чтобы в кратко- и даже среднесрочном периоде отреагировать ростом объемов добычи под влиянием благоприятных факторов цены и спроса.

Несмотря на оптимистичные прогнозы на мировые цены, существенного роста производства золота в текущем году также не предвидится. Он возможен лишь благодаря структурным изменениям в отрасли. В последнее время компании стремятся наращивать производство в основном за счет объединения с другими золотодобывающими предприятиями и их концентрации. Так, согласно данным GFMS, сейчас 50% золота в мире добывается десятью крупными компаниями, тогда как в 2000 году на их долю приходилось только около 40%. Аналогичные процессы происходят и в российской золотодобывающей отрасли.

О золоте большой страны

В России наметился положительный тренд - уже в течение пяти лет подряд добыча золота уверенно набирает обороты. За этот период ее рост составил 50,5%. На общемировом фоне в 2003 году суммарные результаты отечественных золотодобытчиков выглядят более внушительно: прирост составил 3,5% по сравнению с 2002-м, объем добычи достиг 170,1 тонны (с учетом вторичного золота - 176,9 тонны). По прогнозам аналитиков, в 2004 году ожидается лишь незначительный прирост - 3-5 тонн.

Высокие цены мгновенно сделали золотодобывающую отрасль привлекательной для инвесторов. Им есть где развернуться. Только в Сибирском федеральном округе учитывается 1 583 месторождения золота (27,5% от общероссийского количества), в которых сосредоточено 40,3% разведанных запасов. Из них разрабатываются только 979.

По оценкам специалистов, при достигнутом уровне добычи обеспеченность запасами рудного золота в России составит более 30 лет, а россыпного - 10-15 лет. В 2003 году доля рудного золота составила приблизительно 58% от общего объема золотодобычи. Политика, которой, вероятно, будет придерживаться российская золотодобывающая отрасль, - увеличение добычи из коренных (рудных) месторождений при поддержании объемов добычи россыпного золота. И если до 2010 года будут введены в эксплуатацию все разведанные крупные объекты, это позволит добывать ежегодно около 160 тонн только рудного золота - почти вдвое больше, чем в 2002-2003 годах. Но с интенсификацией добычи обеспеченность запасами незамедлительно снизится до 15-17 лет, что автоматически потребует активизации геологоразведки, серьезные вложения в которую смогут предоставить отечественные и иностранные инвесторы.

В российскую золотодобычу кинулись игроки, скупающие буквально все что блестит. В отрасль пришли многие крупные международные компании: британские Highland Gold Mining и Peter Hambro Mining, канадские Kinross Gold High, River Gold Mining, Barrick Gold. В свою очередь российский капитал нацелился на золотые активы за рубежом. Так, уже весной 2004 года ОАО "ГМК "Норильский никель" приобрело 20,9% акций южно-африканской золотодобывающей компании Gold Fields. Сумма сделки составила ни много ни мало 1,16 млрд долларов. То и другое свидетельствует о начавшейся встряске отрасли, ее реструктуризации. Идет стремительная консолидация: крупные золотодобытчики объединяют свои активы, поглощают средних и мелких, получают новые лицензии, вкладывают в новые месторождения, ведут расконсервацию старых. Отрасль начинает концентрироваться в руках наиболее агрессивных и эффективно работающих транснациональных компаний. Изменения не могли не затронуть и Сибирь.

О золоте большого региона большой страны

Количество добытого в 2003 году благородного металла из недр Сибирского региона хоть и незначительно, но увеличилось по сравнению с предыдущим годом - на 2,2%. По данным регионального агентства по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, в регионе в 2003 году добыто немногим более 71,1 тонны золота. Важность сибирского золота трудно переоценить - на СФО приходится 44,5% общероссийской золотодобычи. Особо отметим, что по итогам 2003 года Красноярский край занял первое место по объему золотодобычи в России, впервые обогнав бессменного лидера - Магаданскую область.

Повторимся, что в отрасли налицо концентрация предприятий золотодобычи. Основной объем, или более 2/3 полученного золота, производится предприятиями с годовыми показателями свыше 1 тонны. На территории Сибири их всего восемь: ЗАО "ЗДК "Полюс", ОАО "Лензолото", ОАО "Бурятзолото", ОАО "Норильская горная компания" ("Норильский никель"), ПК "Артель старателей "Витим", артель старателей "Лена", ООО "Соврудник" и ЗАО "Недра Бодайбо". Оставшаяся треть произведенного золота распылена между остальными 160 средними и мелкими компаниями и артелями.

Золотая цепь активов

Каким образом Красноярский край вырвался в лидеры и надолго ли? Опережение произошло за счет снижения добычи золота в самой Магаданской области, а также активизации "Норникеля" по скупке предприятий отрасли. Гигант еще в 2002 году заявил о серьезных намерениях в золотодобывающей отрасли Сибири и некоторых других регионах и начал реализацию планов с покупки ЗАО "ЗДК "Полюс". Предприятие добывает золото на крупнейшем из разрабатываемых сейчас в России месторождении Олимпиадинское в Красноярском крае, в 2003 году компания добыла около 26 тонн золота (14,7% от российского объема).

"Полюс" стал лишь первым звеном в цепочке наращивания "Норникелем" золотых активов на территории Сибирского региона. В следующем году комбинат купил холдинг ОАО "Лензолото", объединяющий 11 золотодобывающих компаний в Иркутской области и являющийся вторым предприятием в России по объемам добычи. В результате этих приобретений "Норильский никель" вышел в лидеры российской золотодобывающей отрасли, вплотную приблизившись к десятке крупнейших мировых компаний-продуцентов золота. С учетом заявленных планов по развитию компании (достижение к 2010 году ежегодной добычи в 100 тонн) становится понятно, что два региона, Красноярский край и Иркутская область, продемонстрируют в ближайшие годы максимальные темпы роста золотодобычи.

Этими сделками в Сибири планы компании не ограничиваются. На презентации документа под названием "Иркутская область - новый лидер золотодобывающей промышленности России", состоявшейся в октябре 2003 года, "Норникель" заявил о намерении создать в этом регионе единую интегрированную компанию мирового уровня, которая объединит месторождение Сухой Лог и месторождения холдинга "Лензолото". Планы вполне реальны, хотя победитель конкурса на разработку Сухого Лога еще не определен. Сейчас ГМК является главным претендентом на покупку этого крупнейшего в Евразии месторождения, запасы которого составляют 1 029 тонн золота. Дело за малым - дождаться тендера, который Министерство природных ресурсов в очередной раз отложило до конца 2005 года, и выиграть его. Есть и другие компании, изъявившие желание приобрести Сухой Лог - например, "Базовый элемент", "Полиметалл".

Другой сильный игрок, имеющий золотоносные активы в Сибири и также претендующий на Сухой Лог, - холдинг Highland Gold Mining, предприятиями которого в России управляет ООО "Руссдрагмет". Регион его интересов в Сибири - Читинская область. В июне 2004 года на Дарасунском руднике после четырехлетнего простоя и двухгодичной работы по его восстановлению был отлит первый слиток золота. Работы по модернизации рудника начались в прошлом году, в новую золотоизвлекательную фабрику уже вложено около 50 млн долларов. Согласно производственным планам, уже в 2004 году здесь будет произведено около 460 кг золота. Со следующего года рудник выйдет на плановую производительность в 3,7 тонны в год. Инвесторы сделали большие ставки на золоторудные месторождения в Читинской области и ожидают от них соответствующую отдачу.

Оценивая на этих двух примерах сложившуюся в отрасли ситуацию, можно сделать два важных вывода. Во-первых, в отрасль пришел российский капитал, прежде всего из смежных, горнорудных производств. Во-вторых, те иностранные компании, которые хотели работать в Сибири, теперь успешно реализуют свои намерения. При этом зарубежный капитал не потеснил отечественный: последний превалирует в отрасли, но места пока хватает всем.

Не потерять бы...

Перспективы развития золотодобывающей отрасли в значительной степени зависят от конъюнктуры мирового и внутреннего рынка драгметаллов. Повышательный тренд цены на золото будет лишь незначительно стимулировать дальнейший рост отрасли. Нестабильность мировой экономики, снижение привлекательности фондового рынка, возрождающийся интерес зарубежных инвесторов к золоту как надежному инструменту тезаврации (накопление золота в виде сокровищ или страховых фондов) окажут позитивное влияние на цену, но не на рост золотодобычи.

Тем не менее, финансовые учреждения по-разному оценивают выгоду перемещения активов в золото. "Спрос на золото, как правило, возрастает в периоды нестабильности, - комментирует ситуацию начальник отдела биржевых операций Омскпромстройбанка Иван Марковский. - Текущая ситуация характеризуется устойчивым восходящим трендом на рынке золота. В то же время внутренний рынок безналичного золота не развит, биржевой сегмент отсутствует, внебиржевой крайне ограничен. Интерес со стороны физических лиц как потенциальных инвесторов, во всяком случае на региональном уровне, крайне незначителен. Золото рассматривается с точки зрения банков, скорее, как активы, приобретаемые для перепродажи заранее известному контрагенту". Очевидно, что рассматривать золото как серьезный инструмент диверсификации вложений на российском рынке преждевременно.

Для устойчивого развития золотодобывающей отрасли Сибири необходимо расширенное воспроизводство сырьевой базы с увеличением в структуре запасов роли рудного золота. На открытие месторождения, его разведку и ввод в действие нового золотодобывающего предприятия необходимо 10-15 лет. Форы нет. Поэтому интенсификация масштабных геологоразведочных работ должна начаться уже сейчас. Иначе велик риск оказаться у разбитого корыта и потерять отрасль.