Будущее за гостиничными сетями

Комментарий редакции

Гостиницы представляют собой часть индустрии туризма, поэтому на них сказывается ситуация, складывающаяся в этой сфере. В Сибири, учитывая ее огромный индустриальный и рекреационный потенциал, поток туристов увеличивается ежегодно на 15-20%. И отсутствие нормальных отелей все чаще становится тормозом на пути развития регионального туризма и деловой активности.

Сегодня во всех областных центрах страны основные пользователи гостиничных услуг - бизнесмены, сотрудники различных компаний, командированные из других российских городов. Зарубежье (как дальнее, так и ближнее) в составе клиентской базы областных гостиниц представлено также незначительно. В среднем по стране в российских региональных центрах в год бывает от 5 до 50 тыс. гостей из дальнего зарубежья, которые останавливаются в отелях.

По большому счету ситуация в Сибирском регионе качественно не отличается от других российских регионов (разве только большими транспортными расходами и временной составляющей путешествия). Чем дальше от центра расположен регион, тем дольше остается в нем командированный или турист. Если в Москве средний срок пребывания в гостиницах составляет менее трех ночей, то в сибирских городах - от недели. В силу такой специфики здесь особенно популярны апарт-отели, большую конкуренцию гостиницам составляет также частное жилье, сдающееся в аренду по суткам.

Причины, сдерживающие региональное гостиничное строительство, сходны во всех городах России. Прежде всего это более высокая доходность конкурентных областей приложения капитала, а также невысокие расходы муниципальных бюджетов в сфере гостиничных услуг. Вполне естественно, что по мере увеличения потока туристов и насыщения предложением других сфер коммерческой недвижимости инвестиционная активность сфокусируется на гостиничном бизнесе. Известно, что существует прямая зависимость между экономическим развитием региона и уровнем гостиничного предложения. Понимание этого факта местными бизнес-структурами, скажем Новосибирска или Красноярска, растет из года в год.

Для успешного развития гостиничного бизнеса необходима еще и государственная поддержка. Этот рынок очень восприимчив к внешним воздействиям: к примеру, угрозы терактов не вызывают падения цен на рынке жилья или офисов, но моментально сказываются на объемах гостиничных продаж. Реклама региона как территории, благоприятной для развития туризма, требует капиталовложений на государственном (региональном, местном) уровне. Поэтому гостиничные инвестиции пойдут туда, где есть такая поддержка: информационная (этот рынок должен быть прозрачным), инфраструктурная (для развития гостиниц требуется наличие коммуникаций, развитая транспортная сеть и многое другое), административная (выделение участков, приемлемых для строительства), финансовая (долгосрочные кредиты под невысокие проценты). Не обязательно предоставлять налоговые льготы, достаточно навести порядок в распределении земельных участков и снизить так называемую социальную нагрузку.

В Сибири в первую очередь будет развиваться бизнес-сегмент (3-4 звезды) в городах, наиболее интересных для гостиничных проектов: миллионниках, с устойчивым туристским потоком и высоким бизнес-потенциалом. Предполагаемые объемы - 200-300 номеров в каждом таком городском центре в среднесрочной перспективе, возможно, включая проекты реконструкции уже существующих объектов.

Если рынок будет расти, а связи с зарубежными странами укрепляться, то присутствие международных брендов в Сибири будет логически и финансово оправдано. Например, в Новосибирске может быть открыт отель под известной маркой Accor. Могут реализоваться и проекты российского происхождения - "Дельта Капитал Менеджмент", "Менатеп", "Базовый элемент" и прочие корпорации не раз заявляли о своем желании развивать сетевые проекты гостиниц в регионах. Сегодня экспансия отечественных инвестиционных компаний, подталкиваемых к географическому расширению своего бизнеса разогревающейся обстановкой на столичных рынках, направлена главным образом в регионы, имеющие значительный потенциал роста.