Восстановление естественного хода жизни

Ольга Шадрина
29 ноября 2004, 00:00
  Сибирь

Законодательная власть во многом определяет правила игры на территории региона, говорит председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс. Поэтому принимаемые депутатами законы должны быть четкими и всем понятными

- Александр Викторович, сегодня Красноярский край позиционируется как активно развивающийся регион. Как вы оцениваете нынешнее состояние краевой экономики?

- Если говорить об экономике края в целом, то однозначную оценку я бы не стал давать. Экономика региона держится на крупных предприятиях, которые находятся в собственности разных финансово-промышленных групп (" Норильский никель", " Русский алюминий", РАО " ЕЭС России", " ЮКОС", СУЭК, " ЕвразХолдинг").

Отличительной особенностью края является то, что в течение многих десятилетий экономика опиралась на сырьевые предприятия, и это, на мой взгляд, сослужило плохую службу. Сектор менее крупных предприятий, средний и мелкий бизнес не развивались. Сегодня краю проще решать свои бюджетные проблемы за счет крупных предприятий.

У нас есть так называемые точки роста - территории, где действительно идет активное развитие предприятий, где люди работают, где кипит жизнь. В первую очередь это Красноярск с его развитой промышленностью. Норильск, где работает всем известная компания " Норильский никель". Лесосибирск - краевой центр лесной промышленности. Северо-Енисейск - центр добычи золота. Всего по краю можно насчитать около 10 таких островков благополучия. В остальных случаях, к сожалению, приходится говорить о депрессивном состоянии экономики. Но перспективы есть. Прежде всего это освоение Ванкорского месторождения, которое позволит значительно оздоровить экономическую ситуацию на северных территориях.

Значительный объем заказов для нашего строительного комплекса обещает крупный международный проект - Сосновоборская ТЭЦ.

Знаменитая Богучанская ГЭС. Скорее всего, около ГЭС, в бассейне Нижнего Приангарья, начнется строительство крупных энергопотребляющих предприятий.

В обозримом будущем эти проекты станут локомотивами нашей экономики. Но как раз в этих крупных проектах роль власти должна сводиться к минимуму. Мы не должны мешать.

- А в чем тогда власть обязана принимать участие?

- Наша задача - беспокоиться о судьбе тех отраслей, в которых складывается сложная ситуация. В крае к числу таких относятся сельское хозяйство и лесная отрасль. В Иркутской области, например, лесопромышленный комплекс дает до 1/3 поступлений в консолидированный бюджет, а у нас - всего 3%. Цифра более чем скромная для лесного региона.

Тем временем мы имеем возможность наращивать объемы заготовки леса в несколько раз. Ведь до начала 1990-х в крае заготавливалось по 25 млн куб. м в год, сегодня - около 9 млн. При этом мы торгуем в основном сырьем, хотя разумнее и грамотнее развивать глубокую переработку леса. Но сегодня экспортная федеральная политика построена таким образом, что лесозаготовительным компаниям выгоднее торговать круглым лесом. Понятно, что решение такой задачи краевым властям не под силу, здесь мы надеемся на понимание проблемы со стороны Государственной Думы и правительства. Своими силами мы надеемся решить другую проблему лесной отрасли. Единственный целлюлозно-бумажный комбинат, который сегодня есть в Красноярском крае, не отвечает требованиям времени, в то время как проект строительства ЦБК в Лесосибирске существует уже 20 лет. Мы готовы его возродить. Но прежде красноярским лесам нужно найти хозяина, который, кстати, потом и займется реализацией проекта строительства нового ЦБК. В крае будет создан крупный лесной комплекс, в котором окажутся централизованными заготовка, переработка и сбыт леса. Такая цель уже обозначена Законодательным Собранием и администрацией края, так что теперь в значительной степени будущее лесной отрасли зависит от работы властей, от нашего умения договориться с собственниками.

Что касается сельскохозяйственной отрасли, на сегодняшний день у нас около 400 хозяйств и только единицы из них работают эффективно в новых экономических условиях. В какой-то момент мы потеряли свою переработку и сбытовые сети и по этой причине уступили продовольственный рынок соседям - Новосибирской, Омской, Томской областям, Алтайскому краю. Конечно, мы рады за них, за их успехи. В Красноярском крае успешно работает АО "Назаровское", которое возглавляет депутат Законодательного Собрания Валерий Исаев. Но обидно, имея в регионе одно из лучших хозяйств в России (а наше АО "Назаровское"входит в тройку лидеров отечественного сельскохозяйственного производства), зависеть от крестьян соседних территорий. Мы намерены пойти на структурную перестройку этой отрасли. По примеру авторитетных аграриев - Орловской, Белгородской, Новосибирской, Омской областей - в нашем крае постепенно будут созданы крупные сельскохозяйственные компании, фирмы, холдинги. Кстати, АО "Назаровское" объединяет в себе производство, переработку, сбытовую сеть. Акционерное общество постепенно берет под свое крыло соседние, более слабые хозяйства. Работает и другое наше крупное хозяйство - " Краснополянское".

Еще один путь к благополучию на селе - объединение под началом грамотного менеджера слабых и средних хозяйств. Примером в этом отношении может служить Балахтинский район Красноярского края. Там во главе района оказался бывший директор совхоза Николай Юртаев. Сегодня весь район - это крупная аграрная фирма. Я считаю, что когда на селе наладится производство, тогда там появится перерабатывающая промышленность и возродится система сбыта. Ведь без этих составных частей экономика хозяйств не выдержит конкуренции с соседями.

- Когда говорится о развитии Красноярского края, чаще всего речь идет о роли администрации, об инициативах губернатора Александра Хлопонина. А какова роль Законодательного Собрания в жизни региона?

- Депутатский корпус Законодательного Собрания Красноярского края очень квалифицированный. Мы, законодательная власть, - структура, которая во многом определяет правила игры на территории региона. В последнее время нами был принят целый ряд законов, касающихся в том числе и экономической жизни. Осенью этого года краевой парламент одобрил закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона, который был внесен депутатами Алексеем Клешко, Виктором Зубаревым и мной. Закон создает режим наибольшего благоприятствования для инвесторов и устанавливает особые условия и дополнительные гарантии инвестиционной деятельности, осуществляемые в форме капитальных вложений. Если говорить о сельском хозяйстве, то Законодательное Собрание поддержало закон края об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который внес депутат Петр Миков. Закон регулирует отношения в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

- Как вы оцениваете закон о местном самоуправлении, который вступит в силу в 2006 году? Насколько край готов к переменам? Как изменится жизнь?

- Сложный вопрос. Конечно, теме местного самоуправления мы уделяем большое внимание. В частности, уже шесть лет у нас существует такой институт, как Съезд депутатов. Он проводится раз в два года. А если учесть, что председателями большинства представительных органов местного самоуправления были до последнего времени главы городов и районов, соответственно мы объединяем и всех глав. В крае существует выстроенная система взаимодействия с органами местного самоуправления. При этом в какой-то серьезной реорганизации наша система местного самоуправления не нуждается.

Еще в середине 1990-х в крае была создана территориальная структура местного самоуправления из двух звеньев: сельсовет, поселок, районный город (первый уровень) и район, краевой город (второй уровень). Кроме того, ровно год назад мы приняли закон "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Теперь у муниципальных образований есть свои нормативы налоговых отчислений на три года вперед. Они сами распоряжаются своим бюджетом вне зависимости от того, сколько денег "выколотили" в финансовом управлении администрации края. Естественно, чем больше заработают сверх того, тем больше финансовых ресурсов им достанется. То есть финансовую основу местного самоуправления на правовом уровне мы создали. Но проблема-то состоит в том, что большая часть наших муниципальных образований реально не имеет достаточной налоговой базы. Центров прибыли у нас в крае очень мало, как я говорил, с десяток. Поэтому сейчас мы вынуждены жить за счет перераспределения, а если это так, то и в полной мере запустить механизм собственной финансовой активности не удается. Тем не менее, будем двигаться в этом направлении.

- В апреле будущего года должен пройти референдум об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Вы один из активных сторонников этой идеи. Каковы ваши аргументы "за"?

- Это не новинка. Это восстановление естественного хода жизни. У Красноярского края очень много общего с Эвенкией и Таймыром. У нас единые экономические, социальные и культурные связи. С другой стороны, наши автономные округа, на мой взгляд, имеют все-таки недостаточную численность населения для того, чтобы полноценно выполнять те государственные управленческие функции, которые присущи каждому субъекту Федерации. Что даст это объединение? Во-первых, оно поможет оптимизировать систему управления на территории нового субъекта. Причем как федеральную, так и краевую. Будет сокращена численность чиновников.

Объединение позволит восстановить многие утраченные экономические связи. Гораздо легче и быстрее будут решаться вопросы разного рода согласований для реализации крупных экономических проектов. Когда инвесторам надо получать согласования одновременно в трех инстанциях - это одно дело. А когда все вопросы будут решаться в одном месте - совсем другое. Объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов позволит продвинуться, в том числе в реализации и тех идей, о которых мы с вами говорили вначале.