Нормальная мужская работа

Глава Красноярска Петр Пимашков считает, что мэром города быть далеко не каждому по плечу. А в том, что это не женская работа, уверен наверняка. Его мнение категорично: уж от чего-чего, а от такой доли женщин надо бы поберечь

- Петр Иванович, каково быть первым избранным главой города, который работает уже третий срок?

- Чувствую себя вполне уверенно. Работа мэра - нормальная мужская работа, которая требует полной самоотдачи. Город, как любой живой организм, может полноценно жить только тогда, когда функционируют все его части. Для этого требуется слаженная работа исполнительной и законодательной власти, всех городских служб. Видимо, нам это удается, раз на каждых последующих выборах за меня голосует все большее число избирателей. Ведь когда человек впервые выдвигает свою кандидатуру, его в основном оценивают по словам. А потом уже смотрят на дела: обещания и оправдания не срабатывают.

За последние годы в Красноярске сделано немало. Например, сохраняется устойчивая тенденция роста промышленного производства, значит, растет и благосостояние людей. Взять хотя бы 2003 год. Среднемесячная заработная плата увеличилась на 23,2%. Стала выше покупательная способность населения: объем розничного товарооборота вырос по сравнению с 2002 годом на 7,4%. Вклады физических лиц на счетах Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ выросли в 1,55 раза. Это говорит о том, что в целом жизнь людей становится лучше. Но о работе администрации горожане в основном судят по ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, по благоустройству города, по работе транспорта. Реформу ЖКХ мы проводим, но стараемся делать это взвешенно, последовательно, с максимальной защитой тех, кто нуждается в нашей поддержке. Делаем шаг за шагом. Покрываем убытки по эксплуатации жилого фонда, помогаем в создании товариществ собственников жилья, на которые возлагаем определенные надежды.

Есть города, облик которых одинаков в течение нескольких лет и даже десятилетий. Красноярск меняется стремительно, меняется в лучшую сторону, и это признают все. Я мог бы назвать много цифр - сколько отремонтировано дорог, построено фонтанов, разбито парков и скверов. Но что скажут абстрактные цифры? Перемены можно увидеть только своими глазами. Поэтому просто приведу несколько фактов. Сегодня Красноярск входит во Всемирный Совет объединенных городов, в его исполнительный комитет. А я по указу Президента РФ представляю Россию в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Это ли не признание нашего города на общероссийском и международном уровне?

- Рабочая группа под вашим руководством разрабатывала программу социально-экономического развития края. Несколько необычно, когда мэр города занимается общекраевой проблемой. Тем более что в некоторых "столичных" сибирских городах губернатор и мэр порой просто не находят общего языка.

- Это было поручение губернатора. Думаю, оно было основано на том, что в городе в этом плане уже накоплен определенный опыт. Еще в 1998 году мы подготовили документ под названием "Основные направления социально-экономического развития города на период до 2005 года". Кое-кто нас тогда упрекал в возврате к старому: дескать, назад к Госплану. Жизнь доказала нашу правоту. Второй важный фактор, который тоже наверняка учитывал губернатор: мэр Красноярска - не оппонент, а союзник, заинтересованный в устойчивом развитии города и всего края в целом.

Программа социально-экономического развития края до 2010 года, в разработке которой принимали участие сотни специалистов, предусматривает значительный рост уровня жизни населения. Определены приоритетные направления развития, точки экономического роста. В рамках краевой программы разрабатываются городские и районные. Мы не ждем сиюминутных результатов, но в конечном результате уверены.

- Теперь не обвиняют в плановости?

- Нет, в большинстве регионов, да и в правительстве тоже, поняли, что надо принимать документы на перспективу. Без этого нельзя. Хватит уже шарахаться из стороны в сторону, впадать в крайности. То был Госплан, расписывающий все до последней пуговицы, то вообще не стало никаких планов. Как заявляли тогдашние реформаторы, рынок сам все отрегулирует. На мой взгляд, это одно из самых страшных заблуждений. Не знаю ни одной страны, правительство которой могло бы сказать, что у них все регулирует рынок.

- В последние годы облик сибирских городов заметно меняется, увеличиваются темпы жилищного строительства. Общая проблема для областных и краевых центров - нехватка территорий с уже имеющейся инфраструктурой. Вокруг выделения участков земли под застройку нередко возникают споры, нет достаточной "прозрачности". Как решается эта проблема в Красноярске?

- Дело не только и не столько в выделении участков. Мы уже в течение пяти лет сотрудничаем с Международным банком реконструкции и развития. За счет кредитов банка готовим инфраструктуру - заключаем договоры с подрядными организациями, которые подводят к будущим строительным площадкам сети, дороги. Затем организуем аукцион и продаем подготовленный участок строительной фирме, рассчитываемся с банком. По этой программе уже освоено порядка 20 млн долларов. Беда в том, что бывают случаи, когда строители ведут себя недобросовестно: деньги с инвесторов соберут, а жилье не строят или затягивают строительство. Судебные разбирательства длятся месяцами и годами. Отчего так происходит? Одна из причин - в существующем порядке выдачи лицензий. Такое право принадлежит исключительно федеральному центру. Почему-то Москва решает, кому разрешить строить в Красноярске. А если фирма имеет лицензию, она может участвовать в любом конкурсе или аукционе, отказать мы не вправе. Если бы этот вопрос решался на месте, такой проблемы, возможно, не было бы. Ненадежные с нашей точки зрения фирмы лицензии не получили бы.

Тем не менее, строительство в Красноярске ведется хорошими темпами. В 2003 году было введено 333 тыс. кв. м жилья, в этом году введем более 400 тыс. А в ближайшие два года количество вводимого жилья планируется увеличить на 60%, для этого есть все предпосылки.

Квартиры строятся не только для богатых. Существуют специальные программы, направленные на обеспечение жильем бюджетников - учителей, врачей, работников правоохранительных органов. Варианты могут быть разными. Например, 50% стоимости квартиры оплачивает мэрия, 50% - сам бюджетник, причем в рассрочку. Были выпущены облигации муниципального займа на строительство жилья. Покупая их, жители города получают возможность приобрести квартиру по более низкой цене, чем на свободном рынке. Большое внимание уделяем ипотеке.

- Ваш город стал первым в России, реализующим свой, оригинальный проект по ипотечному кредитованию. В чем особенность красноярской схемы, насколько успешно она работает?

- Особенность в том, что администрация города берет на себя риски, которые могут возникать у банков при заключении сделок по ипотеке. Мы даем банкам гарантии. Появился уникальный опыт международного сотрудничества. У нас есть соглашение с крупнейшим ипотечным банком Израиля Bank Hampolium Group. Недавно его представители встречались с первым вице-премьером российского правительства Александром Жуковым. Во встрече принимал участие красноярский депутат Госдумы Валерий Зубов, один из инициаторов развития ипотечного кредитования в России. Сотрудничество предполагает реализацию ипотечной программы, успешно работающей за рубежом, но адаптированной к российским условиям. Планируется участие в этой программе нескольких городов России, а пилотный проект будет осуществлен в Красноярске. Израильский банк готов ежегодно заключать с физическими лицами до 20 тыс. договоров на приобретение жилья. Российские банки сегодня кредитуют под 15% годовых, по нашему совместному проекту ставка значительно ниже. Кроме того, первоначальный взнос составит всего 10%.

- Красноярск в прошлом году отметил свое 375-летие. Каковы дальнейшие перспективы градостроительства?

- Несмотря на почтенный возраст, Красноярск нельзя назвать старым, стареющим городом. Новостроек много и становится все больше. Институтом Красноярскгражданпроект осуществлен поиск территориальных резервов для перспективного развития города. Определены и оценены 20 площадок общей площадью 9,5 тыс. га и емкостью порядка 700 тыс. человек, расположенных в границах города и частично на территории прилегающих районов. Десять площадок рассматриваются как резерв компактного расселения, и еще десять - в радиусе 10-25 км от города - планируется использовать для создания загородного пояса расселения (строительство коттеджных поселков). Так что перспективы очень хорошие.

- Петр Иванович, в начале интервью вы сказали, что работа мэра - мужская работа. По вашему мнению, женщина этот пост занимать не может?

- Наверное, есть такие примеры. Но я считаю, что женщин надо беречь. Поверьте, нагрузки здесь нешуточные, а ответственность и того больше.