Нет власти без денег

Комментарий редакции

За последние 10 лет это уже третий закон, определяющий порядок жизни муниципальных образований. Каждый из них, если говорить по большому счету, не вносил каких-то существенных изменений в организацию местного самоуправления. На селе как работали еще с советских времен администрации и советы, районные администрации и советы, так и остались. Менялись только подходы к существующей системе и характер межбюджетных отношений. Самым удачным, на мой взгляд, был закон 1991 года "О местном самоуправлении в РСФСР". В нем довольно четко была прописана структура и полномочия органов власти местного самоуправления. Закон 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" был более лояльным по отношению к субъектам Федерации, поскольку давал им больше прав в организации системы местного самоуправления. Не знаю почему, но в большинстве своем руководители регионов этого делать не стали. Потому и появился на свет Федеральный закон 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". По моему мнению, он существенно ограничивает права муниципальных образований, что вносит путаницу в межбюджетные отношения муниципальных образований и субъектов Федерации. Ведь согласно новому закону, в нашем ведении остается благоустройство и только. В то же время субъекты Федерации имеют право передать нам часть полномочий. Именно такое отсутствие конкретики, боюсь, приведет к неразберихе в финансировании.

Рассчитывать на собственные силы муниципалитетам тоже не приходится. Во-первых, они находятся в неравных условиях. У поселка Краснообск, например, сегодня нет ни одного объекта муниципальной собственности, только федеральная. Не понятно, как они будут зарабатывать на жизнь, ведь арендная плата - один из основных источников доходов муниципальных бюджетов. Еще одна из расхожих проблем - неравномерное распределение по территории муниципальных образований населения и действующих предприятий. На территории муниципального образования Мичуринский расположен пивной завод " Красный Восток". Глава Мичуринского сегодня говорит о том, что совершенно не знает, куда девать бюджетные деньги: поступления от этого предприятия значительны. Рядом Морское, у которого нет ни одного действующего юридического лица, и там местная власть еле сводит концы с концами. Во-вторых, с вступлением в силу нового закона бюджет муниципального образования Верх-Тулинское, например, сокращается в три раза. До сих пор в нашем распоряжении было 27 млн рублей (это одно из крупнейших на территории области муниципальных образований, кроме того, на территории Верх-Тулинского сельского совета действуют 140 предприятий), с вступлением в силу нового закона станет 9 млн рублей. На исполнение возложенных законом полномочий этих денег вполне хватит, в этом году на благоустройство у нас ушло 2,5 млн рублей.

Но, опять же возвращаясь к разговору о делегировании полномочий, я ожидаю серьезный дефицит средств. И фонды поддержки муниципальных образований, предусмотренные законом на уровне субъекта и района, вряд ли окажут существенную помощь, если принимать во внимание состояние регионального бюджета. Даже в этом году, который можно назвать относительно благополучным в финансовом отношении, наши бюджетные учреждения из бюджета вышестоящего уровня были профинансированы только на 40-60%. В то время как мы перевыполнили план по отчислению средств бюджетной сфере в 2-3 раза. К тому же Новосибирская область два года жила без районных бюджетов, за это время изменились расходы и нормативы отчислений на те или иные нужды. Думаю, районный фонд поддержки будет сформирован, что называется, на глазок. В этом случае сложно сказать, удастся ли власти субъекта Федерации учесть все потребности муниципальных образований.

Сейчас очень сложно судить о том, как будут строиться взаимоотношения разных уровней власти, какими окажутся доходы и расходы муниципалитетов. Работа над ФЗ 131 еще идет. Не так давно я был одним из участников депутатских слушаний в Государственной Думе как раз по этому поводу. Только при мне от администраций регионов было предложено более 30 поправок и столько же от администрации Президента РФ. Так что, на мой взгляд, в 2006 году в полную силу вступит другая версия закона. И иначе выстроятся отношения между бюджетами, поскольку сегодня большинство законодательных инициатив касается именно поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы России.