Как стать большим

Руководство "Иркутскпищепрома" намерено значительно увеличить долю предприятия на сибирском рынке пива. Выполнение этой задачи оказалось невозможным без системной оптимизации управления и обновления оборудования

Вхождение в 2003 году в группу компаний "Ренова" можно считать переломным моментом в истории ЗАО "Иркутскпищепром". Именно тогда на предприятие пришла команда молодых и энергичных руководителей, которая поставила перед собой задачу расширить рынок сбыта продукции, а в перспективе стать крупнейшим производителем пива и безалкогольных напитков Сибири. О том, какие задачи приходится решать новому менеджменту предприятия, рассказал генеральный директор ЗАО "Иркутскпищепром" Кирилл Шубин.

- Почему было принято решение изменить организационную структуру управления предприятием?

- Я возглавил ЗАО "Иркутскпищепром"14 мая 2003 года. На тот момент в состав этого общества входило 15 предприятий, разбросанных по всей территории Приангарья, в том числе Иркутский пивобезалкогольный комбинат, кондитерская фабрика " Губернская" (Иркутск), Тулунская кондитерская фабрика, Заларинский, Зиминский и Куйтунский пищекомбинаты, Ангарский пивзавод.

Раньше все эти предприятия управлялись одним человеком - генеральным директором. Такое управление не было эффективным, и мы решили разделить управление по направлениям производства - пищевому (конфеты и пряники) и напитков (пиво, минеральная вода). Для этого мы организовали дочернее предприятие - ЗАО Кондитерская фабрика "Губернская" , в состав которого вошли наши пищекомбинаты. У "Губернской" есть свой генеральный директор, который находится в подчинении главы "Иркутскпищепрома", но имеет самостоятельность и широкие полномочия в рамках пищевого направления. Это оптимизировало управленческие процессы на предприятиях этого направления и позволило повысить оперативность в принятии решений.

В моем ведении находятся пивные активы: Иркутский пивобезалкогольный комбинат - крупнейшее предприятие "Иркутскпищепрома", обеспечивающее порядка 88% общей прибыли компании, а также Ангарский пивзавод и Иркутский завод по розливу минеральных вод. Компанией освоен выпуск около 30 наименований пива в различных упаковках, среди которых - " Адмирал Колчак", " Брандмайор", " Губернаторское", " Праздничное", " Юбилейное".

Об эффективности нового менеджмента говорит рост производственных показателей предприятия. В 2003 году по сравнению с 2002-м Иркутский пивобезалкогольный комбинат увеличил выпуск пива на 0,5% до 7,73 млн дал, минеральной воды - на 21,4% до 1,66 млн дал, газированных напитков - на 31,7% до 296 тыс. дал.

Впрочем, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Предполагается, что к 2006 году выпуск пива будет увеличен до 10 млн дал в год. Для этого мы начали серьезную реконструкцию.

- На какие средства проводится эта реконструкция?

- В компании посчитали возможным привлечь для этих нужд заемные средства. Весной 2004 года наша дочерняя структура ООО "Иркутскпищепром-Инвест"выпустила облигационный заем объемом 330 млн рублей: 330 тыс. облигаций номиналом 1 тыс. рублей были размещены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

Поручителем выступило ЗАО "Иркутскпищепром". Во время торгов спрос значительно превысил предложение. Столь успешное размещение ценных бумаг на ММВБ региональным пивоваренным заводом было произведено впервые, до этого облигации на ММВБ размещали лишь крупные пивные корпорации - " Тинькофф", " Очаково". Так что не ошиблись те, кто ожидал, что с приходом новых акционеров предприятие получит серьезное финансирование.

Согласно проспекту эмиссии, облигации размещаются на три года, доходность - 12,8% годовых, ставка купонного дохода - фиксированная на первые два купонных периода, затем она будет варьироваться в зависимости от конъюнктуры фондового рынка.

Вырученные в результате размещения ценных бумаг средства были направлены на реализацию трехлетней производственной программы, основная цель которой - модернизация производства и увеличение объемов выпускаемой продукции.

- Как идет модернизация производства, и как она отразится на ассортименте? В частности, предполагается ли выпуск новой продукции?

- Уже закуплено в кредит новое оборудование, построены новые цеха. Например, запущены варочный пивной цех мощностью 10 млн дал пива в год, цех фильтрации с немецким оборудованием, бродильный цех, дрожжевое отделение, углекислотная станция, включающая 15 цилиндро-конусных танков " Альфа-Лаваль", строится холодильно-компрессорный цех. Нужно признать, что с появлением нового оборудования на комбинате началась глобальная перестройка. Сегодня завод активно развивается, производственные мощности планируется увеличить до 20 млн дал, а сорта пива разнообразить, и выпускать уже не 6 видов пенных напитков, а 10. Причем, если сейчас иркутское пиво выходит на рынок лишь в нижнем ценовом сегменте, то в недалеком будущем предполагается выпустить новые сорта в среднем ценовом сегменте, а также сорта пива класса "премиум".

- Как на сегодняшний день идет реализация программы расширения рынка сбыта продукции предприятия?

- В настоящее время иркутское пиво распространяется от Красноярска до Владивостока. Наша доля рынка отслеживается во всех регионах продаж. Мы чувствуем себя вполне уверенно, несмотря на то, что везде есть свои пивзаводы.

Например, в Чите наша продукция занимает 3,5% рынка, во Владивостоке - 8%, в Улан-Удэ - 14%, в Иркутске - около 19%. Мы рассчитываем увеличить эту долю в каждом из регионов за счет улучшения качества продукции и увеличения производственных мощностей.

Что касается производства кондитерской продукции, то здесь тоже запущены новые линии, например по производству плиточного шоколада с высоким содержанием какао. До конца года планируется запустить и новую линию по производству шоколадных конфет. Но пока продукция продается только на территории Иркутской области.

По итогам прошлого года кондитерская фабрика "Губернская" вышла на второе место по прибыли после пивобезалкогольного комбината, так что перспективы роста производственных показателей просматриваются и здесь.

В прошлом году прибыль всех предприятий "Иркутскпищепрома" составила около 1 млрд рублей. В бюджеты всех уровней поступило около 312 млн рублей налогов. Из них в городской бюджет - 114,518 млн рублей, в областной - 9,226 млн рублей, в федеральный - 188 млн рублей.

- ЗАО "Иркутскпищепром" - одно из крупнейших предприятий области. Это означает, что на нем лежит и огромная социальная нагрузка. Можно ли говорить о том, что с приходом на предприятие нового руководства начались не только производственные, но и социальные изменения?

- Безусловно, это так. Но отмечу сразу, что перемены в системе управления "Иркутскпищепрома" не внесли негативных изменений в жизнь рядовых работников производства. За ними были сохранены, а впоследствии и расширены все социальные гарантии.

Например, для рабочих Иркутского пивобезалкогольного комбината было организовано бесплатное питание. В год на реализацию этой программы затрачивается чуть больше 8 млн рублей. Кроме того, на территории пивзавода работает медицинский центр, который включает в себя стоматологический кабинет, соляную пещеру, процедурный, терапевтический и физиокабинеты. А к 20-летнему юбилею комбината, состоявшемуся 1 октября 2004 года, на предприятии была возрождена старая традиция советских времен: у проходной завода появилась почетная доска с портретами лучших сотрудников. Я считаю, что такая практика воспитывает корпоративную культуру и является отличной мотивацией к труду. Мы показываем, что у нас есть заслуженные работники, и людям это приятно. Также к этому празднику все, кто отработал на заводе свыше десяти лет, получили полисы на медицинское обслуживание в течение года в иркутском диагностическом центре и иркутской областной клинической больнице. И люди отвечают на заботу хорошей работой.

Я уверен, у нас есть все необходимые ресурсы, чтобы стать крупнейшим производителем пива и напитков в Сибири.