Кино, вино и домино

Антон Веселов
7 февраля 2005, 00:00
  Сибирь

Год назад барнаульские предприниматели запустили оригинальный проект - совместили высокую кухню с кабаре, концертной площадкой и музеем. Модное место назвали "Чаплин"

Клуб " Чаплин" - украшение киноконцертного комплекса " Мир". Совладелец этого и еще двух кинотеатров Барнаула Аркадий Кац курсирует между заведениями на зеленом Mercedes E280. Элвис Пресли из стереосистемы не мешает мне задавать вопросы.

- Рестораны и кинотеатры - это самостоятельный бизнес?

- Кинотеатры - частная собственность, принадлежащая коллективу учредителей. Один из них, мой брат, занимается репертуаром, я - кафе, ресторанами, культурными программами. У каждого свои интересы и обязанности, в дела компаньонов не вмешиваемся. Среди учредителей есть и те, кто занимается строительным и туристическим бизнесом, пластиковыми окнами. Но меня интересуют только развлекательные и культурные проекты.

- Давно "погрузились" в общепит?

- Пять лет назад мы на паях с барнаульским предпринимателем Михаилом Раппопортом открыли "Рок-н-ролл кафе", занялись концертным менеджментом. В основном работаем с теми рок-группами, которых сами слушаем. В развлекательном бизнесе ведь как? Первые клиенты - друзья, потом - друзья друзей, потом - знакомые друзей. Все приятные люди. Если парни нормальные, то с ними приходят и хорошие девушки. И в итоге получается успешный бизнес.

- Откуда такое умение сочетать полезное с приятным?

- Я - выпускник режиссерского факультета Алтайского института культуры. Теперь, когда встречаю своего "профильного" преподавателя, он мне говорит: "Ты один из немногих, кто работает по профессии!". Моя специализация - режиссура театрализованных массовых представлений и праздников. Получается, что я умею даже в точке питания наладить культурную жизнь.

- Вы много вкладываете в интерьер, в сопровождение локального бренда. Такой подход себя окупает?

- Да, все наши заведения рентабельны. Конечно, в Сибири таких авторских коммерческих клубов мало. Прежде всего вспоминаются "подпольные" аналоги: новосибирские " Черная вдова", "888" и другие, рассчитанные на молодежь. Те, кто строят полновесную бизнес-модель ресторана, как правило, более прагматичны. А я вот еще и сентиментален: с каждым сотрудником клуба меня связывают какие-то личные отношения, у каждой вещи в "Чаплине" своя история. Бывает, иностранцы просят что-нибудь продать за хорошие деньги. И я вроде знаю, где такую же вещь потом можно купить дешево. Но не могу расстаться с экспонатом - и все тут... Здорово, когда в регионах рестораторы могут себе позволить наполнить интерьер действительно красивыми вещами - как в новосибирском "Рок-сити" или у нас в "Чаплине". Мы, правда, пока не можем себе позволить каждую неделю привозить российских звезд, как новосибирцы. У нас в клубе выступают в основном группы из разных городов Сибири. Но уже подумываем приглашать малобюджетные команды федерального уровня.

Вечером в "Чаплине" тесно: в выходные на 140 мест забивается по 240-270 человек. "Чем ближе друг к другу, тем лучше", - говорит хозяин и вспоминает, что в его любимых новосибирских заведениях, к примеру Shamrock или " Балкан-гриле", в уик-энд тоже аншлаг.

Впрочем, аналогов в сибирских городах Аркадий Кац не знает. "У "Чаплина" особый формат - кабак для культурных людей", - отмечает он. Дело в том, что отношение русских к ресторанам постоянно меняется. В советские годы в ресторан шли "гульнуть", в перестройку - "засветиться", а в новое время - вкусно поесть под музыку. Но рестораторы постоянно забывают о тех, кто любит сразу после вкусной еды получить свою дозу праздника, поучаствовать в хэппенинге. Для привередливых посетителей в "Чаплине" каждый вечер - театрализованные программы, карнавалы, крейзи-меню... В этом меню есть, например, такие пункты, как приготовление коктейля у столика и даже танец с барменом или официанткой. Кац рассказывает, что в особенно удачные вечера посетители разбирают специально приготовленные одежды дорожных строителей, докторов, причудливые шапки и начинают куролесить по-настоящему.

Мирный "Чаплин"

"Первым запустили кинотеатр "Мир". Потом решили дополнить его рестораном. Но для второй половины успешного развлекательного центра долго не могли придумать достойной концепции. Понимали только, что ресторан должен как-то обыгрывать кинематографическую тему. Для строительства клуба решили "разрезать" одно большое помещение бельэтажем... - об истории появления клуба Аркадий Кац рассказывает с особым, не раз испробованным удовольствием. - Все начинается с названия. Я стал выписывать первые приходящие в голову варианты: " Стоп-кадр", " Панорама", " Фокус". А потом мысль пришла: "Чарли Чаплин"! Один из основателей кино как жанра и один из его главных символов. Правда, звучало длинновато, слишком раскатисто. Оставили только фамилию".

Учредителям и название, и логотип - Чаплин с тросточкой - безоговорочно понравились. Теперь нужно было не подкачать с интерьером. Сделали ресторан с театральной сценой. "Сейчас много ресторанов с хорошей кухней, - объясняет Аркадий. - Но после ужина из них все равно нужно ехать куда-то в ночной клуб. А у нас все в одних стенах: хочет человек поесть в тишине и одиночестве - приходит пораньше, захотел погулять - остался на ночь. Мы практикуем принцип культурной мешанины: театрализованные представления - в свое время, кабаре и стриптиз - в свое. Кроме того, "Чаплин" - единственное место в городе, где каждый день играет живая музыка".

Особая гордость Каца - штатный ансамбль с вокалистом Юрием Жучковым, в конце 1980-х работавшим в легендарной группе "Земляне". "У меня все свое: артисты, старлетки на подтанцовках, мальчики-бармены, нравящиеся девушкам, девочки-официантки, радующие мужчин, - все в штате", - хвалится бизнесмен.

С маленькой помощью друзей

Здесь - картины знаменитого алтайского художника Владимира Добровольского: пашня, деревня, поле. Тут - портрет Василия Шукшина. Дощатые полы, как в настоящей хате, только половичков не хватает. "Их просто стирать унесли", - поясняет Аркадий, показывая мне небольшой VIP-зал " Макарыч", где все навеяно образами из кинохита " Калина красная". "Мы, конечно, не стремились создать реальный дом - все-таки нам важны эксплуатационные качества", - добавляет Кац.

В центре комнаты - выложенная по всем деревенским канонам печь-мазанка. Столы из сучковатых досок, искусственно состаренные стулья. На потолок извели старый забор - разобрали на доски, обожгли, покрасили морилкой. И со светильниками не мудрили - ограничились советскими патронами и обыкновенными лампочками. "Можно все до идеала довести, но люди не хотят стерильности, - объясняет мой гид. - Многие спрашивают: "Почему у вас дверь такая высокохудожественная?" А это случайно получилось. Мы долго не могли придумать, какой ей быть. Но потом вспомнили, что в деревнях с этим просто: какая есть краска, такой и красят, хоть зеленой как купорос. Вот мы такой и покрасили - широкими мазками, оставив волоски от кисточки".

Все эти "фишки" родились в голове Аркадия, а воплотили их архитектор и художник. "Это важно, чтобы интерьер оформляли не отделочники, а художники", - считает Кац.

Мы уже в общем зале. Ощущение, что оказался внутри ящика для перевоза киношной бутафории. Вот сектор кинематографа: мотки кинопленки на 35 и 70 мм, диван в виде "хлопушки". А это - сектор комедии, с плафонами из медных леек и ведер. В "чаплинской" зоне - кожаный диван в виде башмака. "Кстати, мы в Лондоне на аукционе купили котелок, принадлежавший Чарли Чаплину. Этот и другие экспонаты выставим за бронированным стеклом в зале. Все время ищем что-нибудь чудное. Скупили афиши фильмов с участием Чаплина, театральные программки, ноты. Нас интересуют только реальные вещи, имевшие отношение к Чарли и его времени. Мечтаю поставить в клубе огромную кинокамеру, которой раньше снимали немые фильмы, еще нужен старинный комод. У нас ведь не просто ресторан, а полноценный музей".

В ресторане-музее "Чаплин" наконец-то нашлась выставочная площадь для многочисленных коллекций Каца. Например, под потолком висит его первый и самый дорогой сердцу экспонат - найденный на свалке резной стул из красного дерева. "Когда мне старые вещи нравились, я их обязательно подбирал. Тащил в дом всякую гадость, - признается Аркадий. - Теперь покупаю ненужные вещи - все они рано или поздно обязательно находят свое применение".

В мае 2004 года Кац закончил работу над оформлением интерьера другого своего актива - кинотеатра " Искра". Здесь все как на школьной линейке: бюсты Ленина, барабаны, горны, флаги. Сотрудницы кинотеатра - в сарафанах и пионерских галстуках. На самом видном месте зала красуется транспарант "Важнейшим из искусств для нас является кино". Одним словом, революционный такой кинотеатр. И совсем другое дело - третье "детище" Каца - кинокомплекс "Родина". "Из песни слова не выкинешь, вот и приходится разыскивать буденовку, букварь 20-х годов прошлого века - все как в песне "С чего начинается Родина", - интригует управляющий. - В этом комплексе пока не хватает общепита. Мы уже запланировали строительство кофейни и японского ресторана".

Аркадий Кац избегает экономических нелепостей. Все случайности в его бизнесе - счастливые. Возможно, дело в том, что он как истинный поклонник кино начинает большое дело не с сухого бизнес-плана, а с увлекательного сценария, в котором фантазия режиссера поверяется только сметой здравого смысла, и много импровизирует по ходу пьесы.