"Дикий ветер" Кузбасса

Андрей Маланов
28 февраля 2005, 00:00
  Сибирь

Кузбасский парашютный центр работает в Кемерове больше полутора лет. Пока для его организаторов это, скорее, хобби, тем не менее, у центра есть все шансы стать высокодоходным бизнесом

Аэропорт Кемерово ничем не отличается от других городских аэропортов. За исключением одного: в этом месте открываются ворота в крупнейшую к востоку от Урала дропзону. Что это такое? В переводе с английского drop zone - "прыжковая зона". Вообразите себе огромный воздушный колодец диаметром 3-4 км, открывающийся где-то за кромкой облачности на четырехкилометровой высоте. В этом пространстве и совершают прыжки парашютисты. Доставляет их наверх двухмоторный самолет L-410 - "Элечка", как называют его спортсмены. Весит " Элечка" без малого 4 тонны и берет в воздух 19-20 человек. Приобрели этот чешский самолет кемеровские бизнесмены Андрей Барабаш и Александр Уткин при содействии начальника аэропорта, любителя авиации и парашютного спорта Максима Андраханова еще в 2003 году. Тогда же родилась идея составить из лучших парашютистов Кемерова спортивную команду, которая смогла бы выйти сначала на межрегиональный уровень, а потом выиграть чемпионат России и достойно выступать на международной воздушной арене.

Задумано - сделано. В 2004 году кемеровская команда " Wild Wind" ("Дикий ветер") стала чемпионом России, победив сильную сборную Пскова, а на Кубке мира вошла в десятку сильнейших. Этому предшествовало еще одно достижение: осенью 2003 года в кемеровской дропзоне спортсмены Кузбасса, Новосибирска, Томска и Красноярска поставили рекорд Сибири, образовав фигуру из 20 человек в свободном падении. Кроме того, шестеро кемеровчан приняли участие в покорении национального рекорда России - фигуры из 100 парашютистов.

Академия свободного падения

В иллюминаторе "Элечки" проплывает линия взлетно-посадочной полосы. Высота - 4 000 м. Пора вниз. Привлекает внимание парень в ярком комбинезоне, сидящий в салоне самолета. Из всех присутствующих он один заметно напряжен: это его первый самостоятельный прыжок. Остальные прыгают уже давно, привыкли. Первым в раскрытую дверь протискивается оператор с видеокамерой на шлеме. Следом шагает тот самый парень, сразу за ним - двое инструкторов. Потом, уже на земле, мы вместе будем смотреть на видео, как опытные парашютисты захватывают новичка с обеих сторон, заставляя зажатое страхом тело принять в воздухе правильное положение: прогнуться, руки и ноги - в стороны и немного согнуты. В таком положении человек летит не вращаясь, лицом к земле.

Первый полет, кажется, длится вечность. На самом деле - секунд 30. Наконец, инструкторы оставляют своего подопечного, и у него над головой шуршит яркий прямоугольник купола-"крыла". Трудно поверить, что новоиспеченный "десантник" впервые в жизни увидел парашют чуть больше часа назад, когда в холле кемеровского аэропорта проходил обучение под руководством инструктора. Так выглядит на практике современная методика подготовки спортсменов в Кузбасском парашютном центре - ускоренный курс обучения свободному падению AFF ( Accelerated Free Fall). Традиционная программа, принятая в аэроклубах Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), гораздо сложнее и состоит из нескольких этапов. Первый - более 40 часов теоретических занятий, укладок, наземной подготовки и зачетов. Затем - первый прыжок на надежном, но тяжелом и плохо управляемом десантном парашюте Д-5. Парашют типа "крыло" инструктор РОСТО может доверить только спортсмену, имеющему за плечами более 150 прыжков на учебных парашютах.

"Систему, которую применяем мы, разработали в свое время американцы, хотя многие специалисты признают за ней российский приоритет, - рассказывает Андрей Барабаш. - Опыт показал, что AFF обеспечивает безопасность не ниже, чем консервативный курс обучения, который проходят во многих спортивных клубах и в армии". Преимущество AFF перед "классикой" - индивидуальный подход. Эффективность настолько высока, что уже через 10 прыжков обучаемый способен выполнять простейшие элементы групповой воздушной акробатики. Например, сходиться и расходиться в свободном падении с другими парашютистами.

Для тех, кто не решается покидать самолет самостоятельно, существуют прыжки в тандеме с опытным инструктором. Для этого используется специальный парашют со сдвоенной подвесной системой, обеспечивающий безопасную скорость снижения для двоих спортсменов. Предварительно клиент также проходит подготовку на земле. Прыжки фиксируются видеокамерой. Во время просмотра записи анализируются все ошибки, допущенные новичком.

Романтика в цифрах

Обучение по программе AFF и получение сертификата, дающего право на самостоятельные прыжки, в Кузбасском парашютном центре стоит около 26 тыс. рублей. Десятидневные сборы, на которых спортсмен делает по 5 прыжков в день, обходятся в 20 тыс. рублей. В стоимость включены проживание в гостинице и питание.

Немалую цену диктуют высокие затраты на организацию прыжков. Самолет, как правило, не поднимается в воздух, если в салоне не набирается хотя бы 10 человек. За один прыжковый день центр может заработать от 8 до 40 тыс. рублей. Из полученной суммы примерно 70% уходят на покрытие затрат: топливо для самолета, техническое обслуживание и полетное сопровождение. Прибыль не очень высока, и пока для учредителей парашютного центра это, скорее, хобби, чем бизнес. Чтобы зарабатывать много, нужно привлекать большое количество клиентов, а это не всегда удается. Причины не только экономические, но и метеорологические: климат в Сибири не балует, а мороз, снег, дождь, низкая облачность и сильный ветер - погода не для прыжков. И все-таки организаторы центра считают, что за пять лет он должен окупить затраты на приобретение самолета и парашютов.

По мнению инструкторов, парашютные прыжки - это не столько аттракцион типа "американских горок", сколько потенциально опасный вид спорта. Успех не зависит ни от зарплаты, ни от социального статуса - только от подготовки спортсмена. Далеко не каждый человек, выбирая развлечение, захочет платить за досуг, связанный с риском для жизни. В Сибири любителей такой экзотики пока немного, но их число растет.

"Парашютная Мекка" или спецшкола?

Кемерово вполне может стать "парашютной Меккой" сибирского региона. Сюда приезжают спортсмены из Омска, Новосибирска, Томска, Красноярска, Новокузнецка. Здесь ставятся рекорды и тренируются сильнейшие парашютисты. Но чтобы сделать прыжки более прибыльным бизнесом, Кузбасскому парашютному центру необходимы инвестиции. Как утверждают основатели, интерес к их деятельности уже просматривается, в том числе со стороны госструктур. Так, в скором времени инструкторы центра начнут обучать бойцов спецподразделений Министерства внутренних дел России.

В дальнейшем развитии Кузбасского парашютного центра организаторы видят два пути. Первый подразумевает популяризацию этого спортивного направления с целью привлечь не только состоятельных спортсменов, но и инвесторов. Второй путь - интеграция с компаниями, работающими в туристической сфере. Именно этот вариант представляется наиболее перспективным. Парашютные прыжки приносят все больший доход, постепенно превращаясь в отлаженный бизнес. Уже сейчас Кузбасский центр предлагает иногородним клиентам не просто посетить аэродром и совершить прыжок, но и сервисное обслуживание - проживание и питание. Выход на рынок с комплексным продуктом, включающим и другие туристические услуги, безусловно, повысит конкурентоспособность парашютного бизнеса.