"Мамонт" сибирских строек

Каждые два-три года ОАО "Большевик" запускает в производство принципиально новые столярные изделия. Умение опережать спрос и высокое качество продукции позволяют одному из старейших деревообрабатывающих предприятий Новосибирска успешно конкурировать на рынке

Производственные помещения "Большевика" расположены неподалеку от берега Оби. Еще в 1915 году на этом месте начали работу частные лесопильные мастерские. После революции они были преобразованы в деревообрабатывающий завод 3, а в 1937 году безликое "номер три" сменилось на созвучное той эпохе название - " Большевик". Сегодня эта марка широко известна не только в Новосибирской области, но и по всей Сибири, а также на Дальнем Востоке и в Казахстане. "Большевик" занимает территорию в 9 гектаров, на которой размещаются 10 основных цехов и все вспомогательные объекты.

И крест, и судьба

Окна, двери, половую рейку, наличники на "Большевике" делали всегда. Без этой продукции стройка - не стройка. В годы Великой Отечественной войны здесь было налажено производство ящиков для снарядов. Сразу после Победы завод выпускал сборно-щитовые дома. В последующие десятилетия коллектив предприятия выполнял и перевыполнял напряженные планы по изготовлению всевозможной "столярки", которая требовалась многочисленным стройкам.

В начале 1990-х объемы жилищного строительства сократились почти вдвое. Примерно на столько же уменьшился список заказчиков предприятия. Рынок диктовал другие приоритеты в производстве. Этот период генеральный директор ОАО "Большевик"Виктор Мюльбаер вспоминать не любит. Он тогда только возглавил завод, который находился в кризисе. Предстояло определить новые ориентиры. Жизнь требовала быстрых, а главное, правильных решений.

Одно время находились перед выбором - сохранить налаженное производство деревянных изделий или начать выпускать только пластиковые окна. На "Большевике" остались верны дереву и не прогадали. Среди основных достоинств этого материала - способность сохранять тепло. Существенное преимущество в суровом сибирском климате. Правда, пришлось активно поработать, изучая спрос, который требовал современных конструкций окон и дверей. Курс взяли на обновление оборудования, повышение производительности труда и качества продукции.

В 1998-м "Большевик" первым за Уралом предложил потребителям принципиально новое окно полной заводской готовности - окрашенное и с тройным остеклением. Изделие получило сертификат соответствия. Это был прорыв. Дополнительно пришлось построить лакокрасочный цех, запустить линию по производству стеклопакетов производительностью 9,5 тыс. кв. м в год, увеличить количество и мощность сушильных камер. Рынок требовал роста объемов выпуска филенчатых дверей и дверей щитовой конструкции, в том числе облицованных натуральным шпоном. Отреагировали быстро. Заказчики отметили, что заметно расширился модельный ряд и улучшилось качество отделки дверей. Три года назад выдали очередную новинку - окно "Евростандарт". Наконец, в 2004-м начали делать особые деревянные двери - противопожарные. Их огнестойкость соответствует требованиям пожарной безопасности.

Сегодня "Большевик", по утверждению генерального директора, - единственное в Сибири предприятие, которое выпускает деревянные окна четырех различных современных конструкций. Конечно, их себестоимость выше, чем пластиковых, но для погодных условий Сибири это лучший вариант. Когда наводнение в Якутии буквально смыло Ленск, трудовой коллектив "Большевика" загрузил своей столярной продукцией для заново отстраиваемого города два транспортных Ила-76. По словам гендиректора, их изделия, в отличие от пластика, выдержали проверку временем и "полюсом холода", до которого от Ленска рукой подать.

ОАО "Большевик" традиционно комплектует столярной продукцией примерно третью часть строящихся жилых домов и объектов социального назначения, заказчиками которых выступают администрация Новосибирской области и городская мэрия. Три года подряд предприятие выигрывает областной заказ по "столярке". А ведь в этих конкурсах принимают участие многие деревообрабатывающие комбинаты и фирмы подобного производственного профиля. Так что дерево как исходный материал для производства продукции - и своеобразный крест новосибирского "Большевика", и его судьба.

Что делать - не вопрос

Важно - как делать. Рынок не дает расслабляться, заставляет искать нестандартные подходы и решения, делать то, что еще вчера казалось несвойственным. Например, реконструкция и реставрация - новые направления в деятельности предприятия, активно развиваемые с прошлого года. Заводчане выиграли крупный тендер на проведение реставрационных работ в здании Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Облицовочные панели в амфитеатре, декоративная отделка балконов - лишь малая толика этого почетного для "Большевика" заказа.

О сибирских деревообработчиках-реставраторах узнали в Татарстане. Там требовалось восстановить деревянные элементы внутренней отделки двух памятников архитектуры - зданий Казанского кремля и Кадетского корпуса. На своих производственных мощностях новосибирцы изготовили всю необходимую столярную продукцию. К тому же они научились искусственно старить деревянные изделия, а на "древность" сейчас есть спрос.

Высокое качество выпускаемой "Большевиком" продукции подтверждают дипломы и золотые медали выставок. Продукция предприятия отвечает современным стандартам качества, экологии и энергосбережения и прошла сертификацию по международной системе менеджмента качества ISO 9001.

Проблемы и решения

"Рентабельность нашего производства невысока, примерно 10%, - говорит Виктор Мюльбаер. - Хотелось бы больше, но пока не получается". Ситуация осложняется тем, что половина оборудования на "Большевике" давно устарела. Именно поэтому около 20% прибыли ежегодно вкладывается в обновление производства. К примеру, приобрели итальянский деревообрабатывающий центр Rover, который заменил сразу 12 станков почтенного возраста. Центр купили в основном за счет собственных оборотных средств. Недостающую сумму покрыл банковский кредит. По расчетам, импортный комплекс должен окупиться за два-три года. Полное переоснащение станочного парка - задача на ближайшую перспективу.

Еще один непростой вопрос - кадровый. Итальянский центр пока не вышел на заданные параметры производительности, поскольку у работающих на нем специалистов не хватает опыта. Вообще, в коллективе ощущается недостаток квалифицированных рабочих и профессионалов среднего производственного звена. Но, по словам гендиректора, количество желающих устроиться к ним на работу в последнее время растет. Так что в будущее на предприятии смотрят с оптимизмом. Было бы кого учить, а подготовить кадры здесь сумеют.

Третья проблема - из разряда трудноразрешимых. Деревообработчиков не всегда устраивает качество сырья. "Кругляк первой и второй категорий лесхозы в основном продают за рубеж, а на отечественный рынок везут дерево более низких кондиций, - делится Виктор Мюльбаер. - Как правило, древесина имеет множество пороков и требует больше времени на обработку. Иметь же свои лесозаготовительные подразделения накладно. Приходится покупать то, что есть. За последнее время объемы производства по некоторым позициям снизились. Спрос порой непредсказуем. Но в прошлом году мы получили примерно на 10% больше прибыли, чем в 2003-м. Во многом за счет освоения новых производств. Выгоду приносит и то, что более половины изделий устанавливаем сами, ведем строительно-монтажные работы. У нас есть собственная сервисная и гарантийная службы".

Увеличения доходов на "Большевике" ожидают и от расширения мебельного производства. Но не серийного, а по индивидуальным заказам. Намерены наращивать объемы изготовления декоративных элементов интерьеров и ландшафтного дизайна, дачных домов из калиброванных бревен. Эта продукция востребована людьми со средним достатком, доля которых среди россиян постепенно растет.

Надежды Виктор Мюльбаер возлагает и на набирающую обороты государственную программу ипотечного кредитования граждан. Будет строиться жилье - потребуется больше окон и дверей. Производственные мощности предприятия позволяют производить в месяц около 5 тыс. кв. м окон различных конструкций, примерно 4 тыс. кв. м дверей.

Честное "большевистское"

"Когда-то в России купцы, заключая сделки, давали друг другу честное купеческое слово. Это было главной гарантией от обмана и недобросовестности в деловых отношениях. Мы также очень дорожим своей репутацией надежного партнера, стараемся безусловно выполнять договорные обязательства, держать данное слово. Это принципиальный момент, постоянные заказчики не дадут соврать", - говорит генеральный директор "Большевика". За последнее десятилетие его коллективу из 500 человек удалось сохранить и приумножить, пожалуй, главное - чувство собственного достоинства, основанное на профессиональных традициях ответственности и мастерства. Поэтому их честное "большевистское" слово звучит так же основательно, как выглядит мамонт на эмблеме предприятия.