Вне формата

Скоро в Барнауле начнет вещание новая FM-радиостанция "Радио-22". Ее создатели утверждают, что не станут придерживаться ни одного из форматов, насаждаемых центральными станциями, а создадут свой

Учредителем "Радио-22" стал издательский дом (ИД) " Алтапресс". Как считает генеральный директор ИД Юрий Пургин, именно формат является главным злом современного радиовещания. "Мы попытаемся "поиздеваться" над существующими форматами, попробуем нащупать свой путь, - говорит о проекте Пургин. - Для этого у нас есть очень хороший партнер - сетевая радиостанция " Серебряный дождь".

Круги бизнеса

Для "Алтапресса" эфирное вещание - дело новое: до сих пор компания работала только на рынке печатных СМИ. Хотя освоение нового формата - логичное развитие медиабизнеса: линейка "радио-телевидение-газета" - этапы жизни новости. К созданию такого информационного круга и стремятся сегодня в "Алтапрессе". "Объединив несколько информационных носителей, мы создадим замкнутое рекламное пространство, осваивать которое будет гораздо выгоднее, - рассказывает генеральный директор издательского дома. - Если кого-то не устраивает специфика печатных СМИ, мы всегда сможем предложить ему услуги радио или телевидения".

На телевизионном рынке "Алтапресс" пока не присутствует. Новичку выйти сюда нелегко, сильна конкуренция - в Барнауле работают около десяти телевизионных компаний. Впрочем, профессиональный уровень вещания в большинстве случаев невысок, и именно этот факт в "Алтапрессе" планируют в перспективе обратить в свою пользу, создав своего рода образцовое телевидение. Идея благородная и интересная, но дорогая. Сейчас издательскому дому ее не потянуть.

Кредо "Алтапресса" - развиваться за счет собственных средств или кредитов, не привлекая крупный бизнес или властные структуры на роль генерального спонсора. Именно поэтому ИД выложил за радиостанцию собственные деньги. "Принцип независимости СМИ, в том числе экономической, с которым мы появились на информационном рынке пятнадцать лет назад, полностью оправдал себя, - объясняет Юрий Пургин. - И мы намерены исповедовать его дальше".

Счастливый Parker

Корпоративная легенда гласит, что история издательского дома "Алтапресс" началась с листа бумаги и ручки. Один из троих создателей компании, ныне гендиректор, уверяет, что в 1990 году больше ничего и не требовалось. А Parker, с которого начался издательский бизнес, до сих пор жив и верно служит Юрию Петровичу.

"Идея была простая - сделать финансово независимое издание, - вспоминает он. - Первоначально предполагалось, что это будет приложение к газете "Алтайская правда", в котором журналисты станут высказывать свою точку зрения на происходящие события. Кстати, тогда краевыми считались всего две газеты - " Алтайская правда" и " Молодежь Алтая". Учредителям "Алтайской правды", краевому комитету компартии, наша идея, конечно, не понравилась. И мы отделились, забрав все свое - ручку и бумагу - с собой. А вскоре появился "Свободный курс" - наше первое издание".

Первые номера издавались на средства Алтайской региональной ассоциации экономического сотрудничества, объединяющей руководителей крупных предприятий. "Директорам показалась интересной наша идея экономического издания, и они дали нам денег, - вспоминает Юрий Пургин. - Причем на очень хороших условиях: не стали выступать в качестве учредителей, а профинансировали выпуск первых номеров. Позднее мы отработали "долг" тем, что написали информационные материалы об ассоциации. Но сама схема финансирования была изначально "чистой", мы ни от кого не зависели".

"Свободный курс" попал на модную тогда волну борьбы за свободу слова и очень быстро завоевал свое место на информационном рынке Барнаула. Газета приносила стабильный, но, как любое общественно-политическое издание, невысокий доход. Через год учредителям пришла в голову мысль создать специализированное рекламное издание. Так на свет появился еще один бренд, хорошо известный сегодня в Алтайском крае, - газета "Купи-продай". В первом номере было всего 7 объявлений. Сегодня "Купи-продай" объединяет под одной обложкой 8 газет. "Купи-продай" стала своего рода газетным супермаркетом, который сегодня контролирует до 40% газетного рекламного рынка в регионе.

"Однажды ко мне пришел представитель ИД "Провинция", - рассказывает Юрий Пургин, - и поинтересовался, как мы отнесемся к тому, что они предложат алтайскому рынку "желтую" газету тиражом 50-55 тысяч. Я, конечно, сказал, что мы всегда рады гостям и готовы составить добрую конкуренцию. Но, по нашим данным, когда в регион приходит "Провинция", она очень сильно "садит" тиражи газет общего содержания".

В "Алтапрессе" решили сработать на опережение и купили бульварную газету "Маркер-Экспресс". Сегодня в издательском доме считают делом чести сделать из нее информационно-развлекательное издание по типу немецких Berliner Kurier или Bild.

Следующий этап развития "Алтапресса" связан с запуском " Телепарка", который сегодня вполне успешно конкурирует с газетой " Телесемь". Портфель дополнили "Молодежь Алтая", охватывающая 60 тыс. студентов Барнаула, и " Печки-лавочки", полностью составленные из полезных советов. Наконец, глянцевый журнал "Я покупаю" рассчитан на состоятельную публику. Франшизу на это издание "Алтапресс" купил в Екатеринбурге у издательского дома " Абак-Пресс".

В сумме "Алтапресс" выпускает еженедельно около 400 полос информации общим тиражом 200-220 тыс. экземпляров. Типография, принадлежащая компании, не только занята выпуском собственных изданий, но и выполняет многочисленные заказы партнеров из Барнаула, соседних регионов и даже Казахстана. Есть и собственная сеть распространения - ЗАО "Роспечать-Алтай".

Минусы и плюсы

На алтайском рынке средств массовой информации, по словам руководителей "Алтапресса", сложилась уникальная ситуация. Конкуренцию "Свободному курсу" и другим изданиям ИД сегодня составляют лишь некоторые московские издания, в частности, " Комсомольская правда" и "Телесемь". Из местных газет некоторое влияние на рынок оказывает только "Алтайская правда" - за счет низкой цены.

Как ни странно, Юрия Пургина отсутствие жесткой конкуренции нисколько не радует. Известная формула "Слабый конкурент - слабый лидер" вынуждает издательский дом выращивать конкурентную среду. При "Алтапрессе" создана Школа практической журналистики, в которой 200 студентов профильных кафедр алтайских вузов учатся у топ-менеджеров компании искусству строить издательский бизнес.

"Потом, - говорит Пургин, - мы возьмем три-пять человек к себе на работу. Остальные устроятся в другие компании, возможно, откроют свое дело. И в любом случае станут частью конкурентной среды, так необходимой любому нормальному бизнесу".

А лет через пятнадцать, предполагают в "Алтапрессе", когда уже не будет необходимости выпускать большое количество изданий, у издательского дома останется одна ежедневная газета. Общего содержания, тиражом 120 тыс. экземпляров. В качестве ориентира Пургин называет польскую Gazeta Wyborcza ("Выборче"), которая в 2004 году на Всемирном газетном конгрессе была признана газетой номер один. Тогда "Алтапресс" будет развивать радио и телевидение, создавая единое информационное пространство, которое неминуемо шагнет за пределы Алтайского края. На региональном рынке издательскому дому тесно уже сегодня. И у "Алтапресса" есть первый опыт выхода за пределы Сибири: с ноября прошлого года в Ростове начал выходить свой "Телепарк", который "Алтапресс" выпускает совместно с ИД "Крестьянин".