Министерский рейд

Министр транспорта РФ Игорь Левитин посетил Сибирь. В Кемерове он примерил на себя роль третейского судьи в диалоге между угольщиками и руководством Российских железных дорог. А в Новосибирске подтвердил готовность федеральных властей финансировать строительство Северного объезда и третьего автомобильного моста через Обь

16 марта Игорь Левитин встретился за круглым столом с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым, собственниками и директорами угледобывающих предприятий и частных транспортных компаний, а также представителями ОАО "РЖД". Представители угледобывающей отрасли рассказали министру о том, что в 2002 году подписали программу сотрудничества с администрацией Кемеровской области и железной дорогой. Согласно этому документу, за два года в развитие транспортной инфраструктуры общими усилиями было вложено 4,9 млрд рублей. Деньги пошли на строительство 11 погрузочных и железнодорожных станций, трех железнодорожных мостов, двух путепроводов и других объектов. Все это позволило увеличить темпы отгрузки угля и его вывоза за пределы Кемеровской области. Так, в 2002 году горняки загружали углем 6 тыс. вагонов в день, в прошлом году эта цифра возросла до 7 тыс., сейчас из Кузбасса отправляется 7,4 тыс. вагонов.

В 2005 году угольщики запланировали выделить на развитие транспортной системы 2,2 млрд рублей, еще 3,3 млрд рублей предоставят железнодорожники.

Президент крупнейшей российской угольной компании "Кузбассразрезуголь" Николай Приезжев сообщил министру, что за два последних года предприятие вложило в развитие магистрального и промышленного транспорта 600 млн рублей, а в 2005-м запланировано вложить 400 млн.

Угольщики дали понять министру, что готовы направлять средства не только на развитие магистральных путей, но и на создание вагонного парка. Этим уже занимается группа " Сибирский деловой союз". В нынешнем году на предприятиях холдинга - ОАО "Алтайвагон"и ООО "Кемеровохиммаш"- будет произведено 1,5 тыс. грузовых платформ, а также начнется серийный выпуск новых 80-футовых платформ. С их использованием длина грузовых составов может уменьшиться с 50 до 30 вагонов.

По словам Амана Тулеева, уникальная схема сотрудничества частного бизнеса и государственной транспортной структуры сегодня нуждается в совершенствовании. Неправильно, что за все время, пока угольщики осуществляют инвестиции, не определены правила возврата средств, которые частные инвесторы вкладывают в модернизацию углепогрузочных станций и магистральных путей российских железных дорог.

В кулуарах угольщики пожаловались министру на железнодорожников, поведав примеры "игры в одни ворота". Например, угольная компания, имеющая свой вагонный парк, везет уголь на экспорт до одного из морских портов и платит железной дороге за перевозку груза. Обратно состав идет пустым, но тариф для угольщиков одинаков и в том, и в другом случае. В то же время для собственного транспорта ОАО "РЖД" создает более мягкие условия. Игорь Левитин поручил своим помощникам разобраться в ситуации. Министр заметил, что рост тарифов пока не превышает уровня инфляции, и уж тем более их не сравнить с увеличением цен на уголь. Тем не менее, главный транспортник России согласился, что вагонная составляющая железнодорожного тарифа нуждается в корректировке. "Министерство поддержит Кузбасс в производстве современного подвижного состава для железных дорог, модернизации международных аэропортов в Кемерове и Новокузнецке, а также в открытии автомобильного сообщения от Таштагола до Горного Алтая", - на такой ноте завершил свой визит в Кузбасс Игорь Левитин.

17 марта министр посетил Новосибирск. Здесь он отметил особую необходимость строительства Северного объезда и третьего автомобильного моста для Новосибирска, а также сообщил о готовности министерства финансировать проекты. В ближайшие три года на эти цели будет направлено около 6 млрд рублей. "Федеральный бюджет выделит 600 млн рублей на строительство объездной дороги, 130 млн даст областной бюджет, - рассказал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. - Предполагается, что до конца года совместными усилиями удастся изыскать еще 150-200 млн". Запланированные объемы финансирования позволят сократить сроки строительства Северного объезда до трех лет и завершить возведение моста уже через два года.