Колеса на прокат

Рейтинг
Москва, 04.04.2005
«Эксперт Сибирь» №13 (65)
Сибирский лизинговый рынок формируется. По-настоящему массовый характер в силу ликвидности и доступности объекта приобрел только лизинг автотранспорта. С ним и будут связаны ближайшие перспективы рынка

Результаты исследования, проведенного АЦ "Эксперт-Регион" по данным 2004 года, показали: лизинг в Сибири набирает обороты. Доля регионального рынка составляет уже 6% общероссийского. Объем лизинговых платежей за минувший год вырос по сравнению с 2003-м более чем на 55%. Для сравнения: темпы развития среднестатистических российских компаний на 4% ниже. Самыми динамичными компаниями в 2004 году оказались новосибирское представительство " ДельтаЛиз - Дальний Восток" (566%), омская " ИТ Финанс" (403%) и красноярский " Аргумент" (231%).

Фаза быстрого роста - свидетельство молодости рынка. Он только начинает складываться. "Существует большая концентрация источников финансирования деятельности лизинговых компаний в таких городах, как Новосибирск, Томск, Красноярск. Заметно ниже активность в Иркутске, Барнауле, и практически нет "рыночных" компаний в Бурятии и Читинской области", - отмечает генеральный директор иркутской компании " Титан-Лизинг" Михаил Казимировский.

Что растет

Основной тенденцией минувшего года стало усиление конкуренции между лизинговыми компаниями. Это, к слову, характерно для рынка не только Сибири, но и России в целом. Причин несколько.

Во-первых, меняются количественные параметры рынка. Как изнутри, так и извне: крупнейшие российские операторы активно идут в регионы, открывают филиалы и представительства в Сибири. С их приходом увеличивается число и объемы сделок. Сегодня уже примерно 80% сибирского рынка принадлежит москвичам.

Во-вторых, давно присутствующие на рынке компании наращивают объемы финансирования. Заметно выше стал их профессиональный уровень: бизнес-процессы автоматизированы, организационные структуры упорядочены. Например, в группе компаний "Интерлизинг" обособлены отделы по направлениям лизингового портфеля.

В-третьих, растет осведомленность потенциальных лизингополучателей и, как следствие, спрос на удобное средство обновления активов предприятия. Еще совсем недавно приходилось объяснять, что такое лизинг, и убеждать в его преимуществах перед другими способами финансирования.

Тем не менее, до конца трудности в привлечении клиентов не исчерпаны. Как отмечает директор представительства компании "ДельтаЛиз - Дальний Восток" Елена Дергач, "это связано с отсутствием у предприятий опыта работы по договорам лизинга. Возникающие вопросы решаются, как правило, путем конструктивного диалога". По результатам исследования АЦ "Эксперт-Регион", в 2004 году 35% компаний прибегли к лизингу впервые, еще 28% уже испытали его преимущества (в первую очередь налоговые) и обратились к услугам лизинговой компании повторно. Остальных привлек банк или поставщик. Основа клиентской базы региональных лизингодателей - малый и средний бизнес.

Операторы рынка понимают, что одно из основных конкурентных преимуществ любой компании - разнообразие ассортимента, поэтому расширяют спектр предлагаемого оборудования. Продуктовый портфель компаний обновился в 2004 году, по нашим данным, на 11%. Сегодня клиент может взять в лизинг практически все: от относительно недорогих игровых автоматов до промышленного энергетического оборудования стоимостью свыше 30 млн долларов. Договор лизинга заключается, как правило, на срок от года до трех лет (такие сделки составляют в среднем 95% от общей стоимости портфеля). Более длительные сделки на сибирском рынке пока единичны: их 4%. Но тенденция увеличения доли долгосрочных договоров уже прослеживается в Центральном регионе и на Урале. Будем считать, что для сибирского рынка это перспектива ближайшего будущего.

Где взять деньги

При условии сохранения темпов роста сибирские лизингодатели вскоре столкнутся с проблемой поиска источников финансирования сделок, особенно долгосрочных. Величина собственного капитала лизинговых компаний в целом покрывает профинансированные средства всего на 39% (правда, тенденция положительна: еще год назад показатель составлял 24%).

По-прежнему основным источником финансирования лизинговых операторов служат банковские кредиты. На общероссийском уровне еще в 2002 году наметился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций, но и в 2004-м их доля в объеме привлеченных средств осталась незначительной. Чтобы использовать этот инструмент в качестве дополнительного источника финансирования, компания должна иметь надежную финансовую основу (по оценкам московских экспертов, лизинговый портфель не менее 100 млн долларов), гарантированную поддержку учредителей и устойчивую клиентскую базу. Пока в Сибири подобных компаний нет.

Для привлечения инвестора нужна надежность. В 35% случаев в качестве обеспечения договора выступает аванс лизингополучателя (обычно 25-30% общей стоимости сделки). Важное значение приобретают поручительства юридических (в трети случаев) и физических (22% всех сделок) лиц. Основное декларируемое преимущество лизинга - отсутствие требования обеспечения - реализуется в 3% случаев.

Необходимым условием деятельности лизингового оператора при этом становится сотрудничество со страховщиками. Цель - минимизация рисков, связанных с утратой и порчей объекта лизинга. По данным рейтинга, в 2004 году все текущие сделки (общей суммой 71 млн долларов) были застрахованы. Кроме того, компании вводят систему риск-менеджмента: каждый потенциальный клиент проходит несколько этапов оценки платежеспособности, поэтому еще на стадии подписания договора риски непогашения лизинговых платежей сокращаются.

Кому что

На сибирском рынке лизинговых услуг можно выделить как специализированные компании (например, " Интерлизинг" - авиатехника), так и универсальные, доли отдельных групп оборудования в лизинговом портфеле которых примерно равны ("ИТ Финанс").

В минувшем году наиболее быстро росли небольшие сегменты совокупного портфеля - лизинг полиграфического, деревообрабатывающего и торгового оборудования: прирост текущих сделок к 2003 году составил 503%, 500% и 351% соответственно. Высокую динамику показал и лизинг недвижимости. Основной вклад обеспечила красноярская компания "Аргумент": в 2004 году объем текущих сделок превысил 7 млн долларов (прирост к 2003-му - 3 274%). "Заключен крупный договор о лизинге производственного помещения сроком более пяти лет", - объясняет результат генеральный директор "Аргумента" Татьяна Трегубова.

Наибольшую долю в совокупном лизинговом портфеле традиционно занимает автотранспорт. Два основных его сектора - грузовой и пассажирский. Предмет сделок последнего делится на легковые и коммерческие автомобили, предназначенные для транспортировки небольших грузов. Основными потребителями лизинга автотранспорта (примерно 80%) выступают юридические лица: таксопарки, транспортно-логистические компании, металлоторговцы, лесозаготовители, угольные, строительные холдинги, имеющие свои транспортные подразделения, а также компании, закупающие, например, легковые автомобили для боссов. Остальные 20% - физические лица. "Как правило, знакомство с лизингом у большинства организаций начинается с автотранспорта. Объяснение - не только острая необходимость в средствах передвижения, но и агрессивная реклама в этом сегменте рынка. В отличие от лизинга производственных линий про лизинг импортного автомобиля слышали многие", - говорит о причинах популярности автолизинга исполнительный директор компании "Аргумент" Андрей Трегубов. Еще один довод в пользу того, что компания будет заниматься лизингом автотранспорта, - схема обратного выкупа (если по истечении срока договора клиент возвращает авто в лизинговую компанию, то она продает ее поставщику по заранее определенной стоимости).

Автолизинг необходим для диверсификации портфеля компаний, объект его высоколиквиден и относительно недорог. По словам директора ГК "Интерлизинг" Кирилла Царева, сегмент более доходен, чем лизинг любого другого оборудования.

Большую конкуренцию местным операторам составляют компании при крупнейших поставщиках транспортных средств, такие как " КамАЗ-Лизинг" и " Скания-Лизинг". Недостаток и одновременно достоинство таких компаний в том, что они могут предложить всю гамму продукции, но только одного бренда. Это удобно для клиента, который точно знает, что ему нужно. Клиенту, еще не определившемуся в выборе, независимые операторы предложат мультибрендовый выбор.

Конкуренция на рынке автолизинга очень жесткая. Как отмечает Михаил Казимировский, компании, аффилированные с производителями или официальными дилерами, демпингуют. Остроты добавляют и коллеги из смежных отраслей. По словам экономиста Лизинговой компании Сибири (Кемерово) Павла Бабкина, "некоторую конкуренцию составляют банки, предлагая автомобили в кредит, но они работают в основном с физическими лицами".

Условия договоров лизинга автотранспорта стандартны: аванс в пределах 30%, срок договора от 13 месяцев до трех лет. Лизингодатели не ограничиваются только заключением договора. Они стремятся предоставить клиентам дополнительные услуги: техосмотр, содействие в регистрации автотранспорта в ГИБДД, страхование имущественных рисков, автогражданской ответственности и помощь в получении страховых возмещений.

Опрос участников исследования констатирует: сибирский лизинг автотранспорта набирает темпы роста. За 2004 год прирост в пассажирском сегменте составил 234%, в грузовом - 78%. Перспективы хорошо видны на примере столичных рынков. "Сегодня автомобильный лизинг остается наиболее востребованным видом услуг на рынке. Емкость этого сегмента в 2004 году в Санкт-Петербурге превысила 80 млн долларов. По данным экспертов, в последние два года ежегодное увеличение лизинга легковых автомобилей превышает 60%. Рынок автолизинга уже близок к насыщению. Но, по мнению специалистов, несмотря на грядущее снижение темпов роста рынка, в абсолютном выражении объемы сделок продолжат увеличиваться", - комментирует ситуацию начальник отдела лизинга автотранспорта ГК "Интерлизинг" (Санкт-Петербург) Андрей Рябцев. Одновременно с этим упрощается лизинговая процедура: появляются стандартизированные пакеты, сокращаются сроки обработки заявки, облегчаются условия обеспечения сделок, уменьшается первоначальный взнос.

В ближайшей перспективе при имеющихся ресурсах сибирским лизингодателям намного выгоднее по-прежнему акцентировать внимание на автотранспорте. Разрабатывать менее популярные ниши не слишком целесообразно. Хотя не стоит забывать, что любой шаг в сторону будет достойно вознагражден: потенциальный спрос во всех сегментах лизингового рынка чрезвычайно высок.

Лидеры по объемам сделок
Рейтинг лизинговых компаний по объему текущих сделок в сибирском регионе на 01.10.04
Рейтинг лизинговых компаний сибирского региона

У партнеров

    Реклама