Борьба ослабляет

Виктор Суслов
18 апреля 2005, 00:00
  Сибирь

В целом Россия уже подошла к порогу, за которым разработка новых газовых месторождений становится жизненной необходимостью. Ковыкта - это только отсрочка перед другим проектом, который станет определяющим для экономики страны, возможно, на ближайшие десятилетия. Уже не первый год идут дебаты о том, как осваивать гигантские газовые месторождения на Ямале. На этом полуострове открыто 26 газовых и нефтегазоконденсатных месторождений, а потенциальные ресурсы углеводородов оцениваются в 22 трлн кубометров. Но непонятно, как вывозить оттуда продукт - морем в виде сжиженного газа или по трубопроводу, который еще предстоит построить. Пока разработка запасов на Ямале отложена на неопределенный срок. Тем не менее, только ямальские ресурсы могут решить проблему газа для России как крупнейшего поставщика на мировые рынки.

Ковыктинский же проект, вне всякого сомнения, один из крупнейших в стране на ближайшие 10-15 лет. Но было бы не совсем правильно рассматривать Ковыкту без учета других месторождений. Например, к северу от нее расположено Чаяндинское месторождение, которое тоже очень перспективно для разработки и в какой-то мере является сегодня конкурентом Ковыкты. Также в разряд крупнейших и перспективных можно отнести Юрубчено-Тохомское, Собинское, Талаканское месторождения. Но все они проигрывают Ковыктинскому - для их разработки придется вкладывать в создание инфраструктуры больше средств.

Впрочем, даже не это сегодня главное. В условиях, когда лицензии на разработку месторождений принадлежат разным компаниям, ни о какой общей стратегии добычи ресурсов в Сибири говорить не приходится. Сегодня каждый собственник действует в соответствии со своей выгодой. Необходима общая стратегия разработки месторождений на уровне государства.

"Газпром" в свое время озвучил собственную позицию по поводу экспорта газа из Якутии и Восточной Сибири. По их мнению, в страны АТР надо направлять чаяндинский газ - с учетом строительства инфраструктуры он дороже, чем ковыктинский. Стоимость газа с Чаяндинского месторождения будет значительно выше ковыктинского - в среднем на 40 долларов. Свои издержки лучше возложить на Китай, поставляя туда более дорогой газ, это вполне логично и по-государственному правильно. А дешевый ковыктинский нужно использовать в России. Но государству сложно повлиять на "РУСИА Петролеум", если учесть, что эта компания лишь условно может считаться российской, а на самом деле принадлежит западным собственникам. Российские интересы она защищать не будет ни при каких обстоятельствах, а тот проект, который она ведет сейчас, - газификация Иркутской области - реализуется в какой-то мере из компромиссных соображений. Это для них что-то вроде необходимого социального прикрытия главной цели - поставлять основной объем газа в Китай. Более того, корпорация British Petroleum, один из главных акционеров " РУСИА Петролеум", не заинтересована в высоких ценах на российский газ, так как по некоторым проектам она с китайской стороны выступает покупателем этого газа.

Вся эта борьба не идет на пользу экономике Сибири. Прогнозируемый после 2010 года огромный дефицит газа в странах Азиатско-Тихоокеанского региона можно было бы полностью закрыть нашим газом, если бы не споры между компаниями. Конфликт интересов уже объективно задержал развитие Восточной Сибири лет на пять.

Второй, не менее важный аспект: в ковыктинском газе высокое содержание гелия. Этот химический элемент способен образовывать полностью нейтральную среду, поэтому он используется в различных производствах, связанных с космической, оборонной, медицинской промышленностью. Гелий - стратегическое сырье, и по существующему законодательству компании не могут его экспортировать - лишь накапливать в резервуарах. Аналогичные месторождения природного газа с содержанием гелия есть только в США и Алжире. Основной поставщик гелия на мировой рынок - США. А мировое потребление этого газа растет вдвое быстрее темпов роста мировой экономики. У нас гелий сейчас добывают на Оренбургском месторождении, где его содержание в общем объеме природного газа - 0,1%, а в Ковыкте этот показатель равен 0,25%.

1 000 кубометров природного газа стоит порядка 170 долларов, а средняя цена за 1 000 кубометров гелия - в 10 раз больше. Так что в перспективе, когда мировые запасы гелия заметно истощатся, это может придать совершенно другое качество экспорту из Восточной Сибири.