Еще один год неустойчивого развития

Высокодотационные регионы теперь обязаны отчитываться перед государством за каждую копейку: в соглашениях между центром и субъектами РФ будут прописаны меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению доходов бюджета. Насколько будет способствовать этот бюрократический нажим на регионы росту их собственных доходов - большой вопрос

За 11 месяцев 2004 года демографическая картина в Сибирском федеральном округе (СФО) не претерпела существенных изменений: как и в 2003-м, число умерших превысило число родившихся (на 75,5 тыс. человек), а количество выбывших больше количества прибывших (на 28,7 тыс. человек). Уровень общей безработицы на декабрь 2004 года составлял 10,9%, официально зарегистрированной - 3,2% (в целом по РФ - 8,4% и 2,5% соответственно).

Темпы роста реальных денежных доходов в СФО за год оказались близки к общероссийским. К сожалению, ожидания, которые появились по итогам первого квартала, когда эти темпы заметно превышали средние по стране, не оправдались. Чудес в экономике не бывает, и уровень жизни неизбежно следует за развитием хозяйственных процессов.

Номинальные денежные доходы в округе еще заметно отстают от общероссийских: в декабре в расчете на душу населения они составляли 7 669,6 и 9 223,5 рубля в месяц соответственно. В трех субъектах Федерации из 16 входящих в СФО доходы выше, чем в среднем по стране: в Красноярском крае - 9 843,3 рубля, в том числе Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - 16 515,9 рубля, а также в Томской области - 9 725,2 рубля.

Впечатляет динамика розничной торговли, которая даже чуть лучше общероссийской. Это свидетельство серьезного потенциала роста внутреннего спроса, в чем так нуждаются регионы. Но пока масштабы торговли в расчете на душу населения в Сибири заметно - более чем на 15% - отстают от аналогичного показателя по России.

В 2004 году в округе вновь достигнуты высокие темпы строительства жилья - строительный бум продолжается уже третий год. Конечно, не все сибирские регионы вносят в него вклад. Но тем большее впечатление производят субъекты Федерации, в которых наконец-то пытаются радикально решить вечную проблему. К сожалению, и здесь не обойтись без ложки дегтя. Во-первых, в качестве базового периода выбран 2001 год, который в СФО стал провальным по этому показателю (в 2001-м жилья возведено заметно меньше, чем в 1999-м и 2000-м), хотя в последующие годы наблюдался значительный рост. Во-вторых, даже в 2004 году ввод в действие жилых зданий составил в СФО только 8,6% от российского показателя. Иначе говоря, до сих пор в расчете на одного человека в Сибири строится заметно меньше жилья, чем в целом по РФ (население СФО - это 13,8% населения страны).

Экономический фундамент

Объем промышленной продукции в округе вырос на 3,8%, а в целом по России - на 6,1%. В очередной раз доля Сибири в индустриальном фундаменте страны сократилась и составила только 12,5%. Справедливости ради необходимо отметить, что крупные индустриально развитые регионы округа, такие как Новосибирская, Омская, Томская области, продемонстрировали блестящую динамику - более 8,3%. Но погоду сделали два безусловных экономических лидера - Красноярский край и Кемеровская область. Там сосредоточена половина всей индустрии СФО, в каждом из этих регионов на человека приходится более 100 тыс. рублей промышленной продукции в год - почти вдвое больше, чем в среднем по округу. И именно в них индустриальная динамика оказалась в 2004 году одной из самых низких.

Производство основных видов животноводческой продукции - мяса и молока - в округе в 2004 году составило чуть более 17% от общероссийских объемов. Соответственно, СФО на фоне страны предстает больше сельскохозяйственным, чем индустриальным регионом, преимущественно за счет Алтайского края, Омской и Новосибирской областей: в сумме в них производится свыше половины сельхозпродукции округа. В прошедшем году производство мяса сократилось в округе по сравнению с предыдущим годом на 1,7%, молока - на 6,5%. В целом по стране также произошло сокращение на 0,3% и 4,2% соответственно.

Анализ масштабов строительных подрядных работ в 2004 году оптимизма не прибавляет. В целом по РФ объем строительных работ увеличился на 10,1%, в СФО - на 2,4%. Строительная деятельность сократилась в округе в 2004 году в 8 субъектах Федерации: республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, в Алтайском крае, Эвенкийском автономном округе, Иркутской, Томской и Читинской областях.

Что касается инвестиций, то ситуация здесь является, пожалуй, самой драматичной. Динамика инвестиционной деятельности в СФО в течение 2004 года, во-первых, заметно отстает от российских показателей, во-вторых, неустойчива: объем инвестиций в основной капитал на душу населения составляют в Сибири только 60%, а в целом чуть более 8,5% от соответствующих показателей в РФ. Если обратиться к структуре финансирования, то в СФО решающим источником инвестиционных ресурсов являются собственные средства, в РФ - привлеченные. Кроме того, доля бюджетных денег в Сибири также заметно уступает общероссийскому показателю.

Примерно из 40,5 млрд долларов иностранных инвестиций, поступивших в страну в 2004 году, на долю СФО пришлось 7,8% (в 2003-м - 7,2%). Основная их часть, а в округе практически вся, - так называемые прочие инвестиции (формирующиеся в основном за счет торговых кредитов, кредитов правительств иностранных государств под гарантии правительства РФ и кредитов, полученных от международных финансовых организаций), которые являются возвратными и платными. Прямые инвестиции в Сибирь практически не идут. Зарубежные вложения оседают в основном в двух регионах округа - Красноярском крае и Омской области.

Финансовая опора

В финансовом секторе округа за 2004 год произошли серьезные позитивные изменения. Число убыточных (крупных и средних) организаций составляет в округе по данным за 11 месяцев 2004 года 43,7% по отношению к общему количеству (в РФ - 38,1%). В 2003 году число этих организаций составляло 46,2% и 41,3% соответственно. Рентабельность сибирской экономики в целом заметно улучшилась и приблизилась к среднероссийским показателям. СФО являлся безусловным лидером в 2004 году среди остальных федеральных округов по динамике сальдированного финансового результата (разница прибыли и убытка), который вырос в номинальном выражении более чем в 2,5 раза (в РФ - примерно в 1,7). Это говорит о том, что соотношение рентабельного и нерентабельного секторов экономики улучшается в СФО быстрее, чем в остальных федеральных округах вместе взятых.

Дифференциация этого показателя по регионам округа исключительно высока. Шесть сибирских регионов - Республика Тыва, Алтайский край, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский автономные округа - не в состоянии поддерживать даже нулевую рентабельность своей экономики: убытки за 11 месяцев превосходят масштабы прибыли.

В 2004 году сохранилась наметившаяся в последние годы тенденция к оздоровлению государственных финансов на уровне СФО. Причем улучшение бюджетных параметров округа идет быстрее, чем страны в целом. Все большая часть расходов консолидированного бюджета покрывается за счет собственных доходов. Так, доля собственных доходов в расходах регионов СФО возросла с 70,7% в 2003-м до 80,2% в 2004-м. По этому показателю сибирский регион стремительно приближается к среднероссийскому значению (84,8% в 2004 году).

В то же время доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета в итоговых доходах в прошедшем году уменьшилась. В округе сокращение этого показателя также происходит быстрее, чем в целом по стране. Тем самым в Сибири сделан серьезный шаг к реальной бюджетной самообеспеченности. Правда, в ряде субъектов Федерации на территории округа - в республиках Алтай и Тыва, Алтайском крае и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - безвозмездные перечисления превышают собственный доход.

Здесь нужно сделать два важных замечания. Безвозмездные перечисления из федерального бюджета в СФО (по отношению к итоговым доходам) составляют большую величину, чем во все остальные округа в целом. Кроме того, на территории СФО остается больше собранных здесь налоговых доходов (в процентном отношении), чем на территории остальных округов. Это означает, что с точки зрения межбюджетных отношений, текущей финансовой поддержки Сибирь отнюдь не является пасынком для федерального центра. Но центр и не стремится пока придать дополнительный импульс развитию Сибири, прежде всего инвестиционный.

В течение практически всего 2004 года консолидированный бюджет регионов СФО сводился с профицитом. Более того, по итогам года его профицит даже несколько превысил российский показатель: в СФО - 1,7% от итоговых доходов, а в целом по стране - 1,3%. Тем не менее, бюджеты восьми из шестнадцати субъектов СФО дефицитны. Впрочем, есть чему порадоваться. Например, впервые за последние пять лет консолидированный бюджет Эвенкийского автономного округа (ЭАО) сведен с положительным балансом. Причем его профицит в 2004 году достиг 53,5% (для сравнения: в 2003 году дефицит бюджета составлял 64,4% итоговых доходов). Собственные доходы бюджета Эвенкии превысили его расходы в 1,8 раза, тогда как в 2003-м они занимали всего 36,3% от расходов. Доля безвозмездных перечислений в итоговых доходах сократилась с 40,4% в 2003 году до 13,2% в 2004-м.

Наполнение бюджета ЭАО в большой степени обеспечивают именно компании, работающие в Эвенкии. Предприятиям, которые осуществляют производственную деятельность в ЭАО, стало выгодно регистрироваться именно на этой территории, так как по инициативе администрации и Законодательного Собрания (Суглана) в Эвенкии применяются нормы Налогового кодекса РФ, предоставляющие таким компаниям льготы. Это, в частности, относится к дочерним предприятиям нефтяных и газовых компаний " Славнефть-Красноярск", " Красноярскгазпром". Кроме того, удалось увеличить доходную часть как окружного, так и федерального бюджета за счет налогов предприятий, осуществляющих сделки с нефтепродуктами на территории округа. Сегодня налоги нефтяников и газовиков составляют немалую часть бюджета. Все это позволило Эвенкии за 2001-2003 годы увеличить доходную базу бюджета с 1 до 6,7 млрд рублей и впервые в истории ЭАО запланировать профицитный бюджет на 2004 год, который позволил решить многие социальные проблемы округа.

То ли еще будет

Совсем недавно произошли события, имеющие серьезное значение для СФО в связи с большим количеством здесь высокодотационных регионов. 21 марта 2005 года постановлением Правительства РФ 149 утверждены правила, которые регулируют отношения центра с высокодотационными субъектами РФ. Более точно - с субъектами РФ, "для которых в течение двух из трех последних отчетных лет доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки (ФФПР) субъектов Российской Федерации в общем объеме собственных доходов превышала 50%".

В соответствии с правилами предоставление дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки и бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется при условии заключения Министерством финансов РФ с этими субъектами РФ особых соглашений. В них должны предусматриваться меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ. Отчетность об исполнении соглашений представляется субъектом РФ Минфину ежеквартально. В случае невыполнения предусмотренных в соглашении мер, а также непредставления отчетности об исполнении соглашения Министерство финансов РФ вправе приостановить предоставление дотаций из ФФПР. Насколько этот типичный бюрократический нажим на регионы будет способствовать росту их собственных доходов, станет понятно в ближайшие годы.