29 апреля в Иркутске состоялось экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. Начальник Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета РФ Леонид Проховник доложил, что сложилась напряженная ситуация в Тайшетском районе, в районе реки Бирюсы - главным образом из-за дождя, снега и ветра. "В течение двух суток в районе выпала двадцатидневная норма осадков", - сообщил он.
По прогнозам метеорологов, вскрытие реки Лены ожидалось в период с 29 апреля по 4 мая. Но природа распорядилась иначе. У всех на устах поселок Патриха, 28 апреля буквально стертый нагромождениями льда. Люди, застигнутые врасплох, спешно покидали жилища. Многих вертолеты Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России забирали с крыш. Не удалось избежать жертв: погибли три пожилых человека. Спасателям удалось вывезти 173 жителя Патрихи. После осмотра разрушений было принято решение не восстанавливать поселок.
В поселке Алзамай в результате разлива реки Топорок оказались подтопленными 250 домов. Из поселка Бирюсинск эвакуированы 110 детей - воспитанников дома-интерната. Для оказания помощи из Красноярска выехали 14 автомобилей со спасателями, двумя полевыми кухнями, комплектами одежды и предметами первой необходимости на 300 человек. Чтобы машины смогли пройти, пришлось надсыпать затопленную автомобильную трассу. Комиссия по чрезвычайным ситуациям Иркутской области готовится к новым катаклизмам: по прогнозам, к 10 мая могут выйти из берегов реки в Жигаловском и Киренском районах.
В Красноярском крае в основном пострадали Канск и Красноярск. В ночь на 1 мая в связи с обильными осадками в верховьях рек Агул, Кунгус и Кан половодье достигло Канска. Уровень воды в реке Кан в черте города составил 450 см (при критической отметке 360 см) и в течение дня постепенно поднимался. В результате оказались подтопленными 174 жилых дома, в том числе многоэтажных, в которых проживают 2 436 человек. 3 мая из-за наводнения чрезвычайное положение объявлено в Богучанском районе Красноярского края. Здесь уровень воды на реке всего за сутки поднялся на полтора метра, в результате чего образовался ледяной затор в 15 километров.
Спасатели Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России обеспечили эвакуацию пострадавших от паводка в подготовленные эвакоприемные пункты. Уже 2 мая уровень воды в Кане спал, а 3 мая эвакуированные жители вернулись в свои дома. В Железнодорожном и Центральном районах Красноярска пришлось объявить режим чрезвычайной ситуации. Уровень воды в реке Каче поднялся до отметки 390 см. В Центральном районе обрушился деревянный мост, несколько десятков домов "поплыли".
Сводки, поступающие из пострадавших от наводнения районов, вызывают недоумение: ведь еще в феврале подразделения МЧС в Прибайкалье приступили к подготовке к весенним паводкам. По прогнозам специалистов, при неблагоприятной ситуации в зоне подтопления могли оказаться шесть сельских районов с населением около 25 тыс. человек.
На селекторном совещании, прошедшем 8 февраля, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу предупредил, что в Иркутской области в этом году прогнозируется сложная паводковая обстановка. Он рекомендовал обратить внимание на Киренский район, усилить наблюдение за ситуацией с помощью сотрудников Иркутской областной аварийно-спасательной службы и авиации, заранее распределить людей, провести работу по подрыву ледяных заторов. "Наиболее опасные места в области, подтапливаемые в весенние паводки, известны, - рапортовали пресс-службы спасателей. - Определен порядок действий всех спасательных сил в случае возникновения паводка. Главное управление МЧС России по Иркутской области во взаимодействии с заинтересованными структурами уже приступило к работе по безопасному пропуску паводковых вод".
Также Сергей Шойгу обратил особое внимание своих подчиненных в регионах на состояние бесхозных гидротехнических сооружений и систему оповещения о грозящей паводковой ситуации. "Оповещение часто не срабатывает, что приводит к неоправданным материальным потерям", - заметил министр. И как в воду глядел. К моменту сдачи номера в печать ущерб от стихии только подсчитывался, но, очевидно, сумма будет внушительной. При таком уровне готовности к паводкам, приносящим ежегодно миллионные убытки, говорить о выработанной системе предупреждения и предотвращения таких чрезвычайных ситуаций пока не приходится.