В расчете на собственные силы

Алексей Лебедь в конце декабря 2004 года был в третий раз избран председателем правительства Республики Хакасия. Своей главной задачей он считает постепенное выведение региона на финансовую самодостаточность

На каждые два года правительство Хакасии разрабатывает прогноз экономического и социального развития республики. Это помогает определить, каким регион должен стать в обозримом будущем. Данные Госкомстата Российской Федерации, Республики Хакасия, а также рейтинги экспертов подтверждают, что в целом ориентиры выбраны правильно. Промышленность республики уже набрала положительную динамику развития, и разрыв в темпах роста между большинством республиканских и общероссийских показателей сокращается. О том, как удается добиваться экономической и социальной стабильности в Хакасии, "Эксперту-Сибирь" рассказал глава республики Алексей Лебедь.

- Алексей Иванович, вы были перспективным офицером - десантником, командиром полка. Но карьере военной предпочли политическую. Что стало причиной такого поворота судьбы?

- В 1991 году я командовал парашютно-десантным полком, который дислоцировался в Кишиневе. Полк считался одним из лучших в Воздушно-десантных войсках. Но начался "парад суверенитетов", и, в соответствии с российско-молдавскими договоренностями, в 1992-м нас спешно перебросили в Абакан, чуть ли не в чисто поле. Отвели нам старые казармы без отопления, электричества, без окон и дверей, с выломанными полами, и высокое армейское начальство сказало: "Обживайтесь". А для обустройства не дали ничего: ни гвоздей, ни краски, ни бензина. Денег не хватало даже на выплату денежного содержания военнослужащим. Возникло стойкое ощущение, что нас бросили. Тогда и появилась у меня мысль как-то "затесаться" во властные структуры, чтобы попытаться изменить ситуацию.

Вскоре предстояли выборы в депутаты Государственной Думы. Я зарегистрировал свою кандидатуру по Хакасскому одномандатному избирательному округу. Поддержки у меня практически никакой не было, скорее наоборот. Хотя и имелась установка тогдашнего министра обороны Павла Грачева провести в Думу побольше военных, чтобы влиять на процессы принятия решений, касающихся армии, но самодеятельность не приветствовалась. Говорят, существовал негласный список из 100 офицеров и генералов, которым приказали стать депутатами Госдумы. А я оказался "не из той дивизии". Меня даже в положенный по закону отпуск для участия в предвыборной кампании долго не отпускали.

Противники оказались достаточно серьезные. Всего 8 человек, среди них - первый заместитель председателя Госдумы Михаил Митюков. И я, без финансовых ресурсов, знакомств в российских политических кругах, да что говорить, не имея элементарных знаний, мало понимая в этой системе, "ввязался в драку". Помощники мои не поверили в возможность победы и в решающий момент все от меня отказались. Последнюю неделю боролся в одиночку. Сам себя предлагал для встреч с избирателями, сам себя представлял, выступал, задавал вопросы и отвечал на них. Возникало желание сойти с дистанции предвыборного марафона. Но, подчиняясь привычке доводить дело до конца, своим внутренним военным установкам, решил все-таки держаться. Для меня уже не имел значения результат: решил, что главное - в любом случае достойно закончить избирательную кампанию. Тем неожиданнее оказалась победа.

Но, положа руку на сердце, политическая деятельность - это не совсем мое. По натуре я больше хозяйственник. Да и, откровенно говоря, не имеет депутат-одиночка возможностей реально влиять на принятие тех или иных решений. Другое дело - глава региона. Поэтому в 1996-м решил попробовать себя в этом качестве. Во втором туре голосования меня избрали председателем республиканского правительства. И вот уже третий срок пошел.

Что-то получилось из задуманного, что-то нет. Недостатки есть всегда и, очевидно, всегда будут. Люди хотят жить лучше, их потребности растут быстрее, чем возможности и бюджетные, и личные. Когда пропасть между желаемым и действительным становится слишком большой, рождается недовольство правительством, его начинают критиковать. К этому нужно относиться с пониманием. Оглядываясь назад, я понимаю, что тогдашнее мое желание что-то быстро и кардинально изменить было несколько наивным.

- Картина социально-экономического положения республики в целом оптимистична. По показателям роста объема промышленной продукции, инвестиционному риску, рейтингу кредитоспособности Хакасия занимает выгодное положение среди большинства территорий. Какие наиболее значимые результаты достигнуты в развитии региона?

- Главное - мы смогли обеспечить жителям республики определенную социальную стабильность. Вспоминаю, как еще пять-шесть лет назад задержки с выплатой пенсий достигали трех-пяти месяцев, заработной платы - восьми. По итогам прошлого года мы вошли в тройку ведущих регионов России по темпам сокращения задолженности по выплатам пенсий и зарплат. Сегодня она составляет около трех миллионов рублей, а была 140 миллионов.

Одними из первых в стране в 2003 году рассчитались и с долгами по детским пособиям. Кстати, здесь мы отказались от предложения "сверху" реструктурировать эту задолженность. Его суть - в том, чтобы администрации регионов с каждой отдельной мамой подписывали договор о том, что долги по детским пособиям ей вернут через 10-20 лет. Смешно, дети за это время вырастут. Дорога ложка к обеду. Мы решили: будем платить. Задачу перед собой поставили непростую, срок выполнения - пять месяцев, с 1 марта по 1 августа 2003 года. Нужно было изыскать в бюджете 120 миллионов рублей. В правительстве, Верховном совете республики возникли разногласия, когда я выступил с такой инициативой. Одни говорили, что это невозможно, что потребуется не менее трех лет, другие настаивали на разработке специальной программы, третьи зациклились на вопросе "Почему к первому августа?". В советские времена было принято посвящать какие-то трудовые успехи конкретным датам: 7 ноября, 1 Мая и тому подобным. Поскольку 2 августа День ВДВ - мой праздник, то отметить его со спокойной душой я мог, только добившись намеченной цели. Так я ответил депутатам. (Смеется.) К 30 июля все долги удалось погасить. Мы сумели найти правильные решения.

Так же в течение пяти лет мы вовремя платим людям зарплату, не используя при этом бартерные и суррогатные схемы, не разделяя работающих по источнику выплат на федеральных бюджетников и региональных, на "наших" и "ваших". Никого из руководителей организаций, фирм за задержки в тюрьму не сажали - в основном действовали методом убеждения. Правда, кое-кого поначалу штрафовали. Я в этом вопросе придерживаюсь такого подхода, с которым согласны большинство моих помощников: люди обязательно должны получать заработную плату, если они трудятся. Следующий шаг - сделать ее достойной. В этом один из признаков цивилизованного общества, к коему мы себя причисляем.

- Алексей Иванович, как в республике исполняется бюджет, где находите средства на финансирование своих программ? Каковы основные итоги 2004 года? Каков ваш прогноз дальнейшего развития социально-экономической ситуации в Хакасии?

- В последние три года бюджет исполняется у нас на 99,6-99,8%. Размер дотаций - примерно 780-800 миллионов рублей в год. Вообще, по ряду параметров исполнения бюджета в рейтинге Международного банка реконструкции и развития Хакасия занимает одно из первых мест в России.

Недавно на сессии Верховного совета республики подводили итоги прошлого года. Мы подсчитали, что из 14 отраслей промышленности, наиболее развитых в Хакасии, в десяти достигнут прирост объемов выпускаемой продукции. Наиболее значительное увеличение темпов производства произошло в черной металлургии (на 16,8%), в микробиологии (на 14,9%), в полиграфии (на 22,7%), в топливной промышленности (на 9,3%). Спад отмечен в выпуске строительных материалов, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности, производстве комбикормов. По объему промышленной продукции на одного жителя регион несколько лет подряд входит в пятерку лидеров в Сибирском федеральном округе.

Можно еще долго перечислять цифры объемов добытых полезных ископаемых, построенных квадратных метров жилья, выработанных киловаттчасов электроэнергии, произведенных тонн мяса, молока, зерна, километров отремонтированных дорог. Но эти количественные показатели - лишь производная нашей деятельности. Я хотел бы заострить внимание на качественных характеристиках развития республики. У правительства Хакасии налажено конструктивное взаимодействие и с Верховным советом республики, и с органами местного самоуправления. Достигнуто понимание текущих и перспективных эволюционных задач с центром. Наш потенциал в прошлом году проверили наводнение в Абазе, забастовка угольщиков на шахте Енисейская. Мы получили хорошие уроки. Достойно или недостойно прошли испытания - на это есть полярные мнения. Мы работаем и не требуем никакой похвалы за нашу работу, мы понимаем, что все равно нам самим придется как-то сводить концы с концами, и Москва нашим слезам не поверит. Умение рассчитывать на собственные силы, по-моему, серьезный критерий оценки нашей самостоятельности.

В России, где постоянно что-то меняется, трудно загадывать наперед. У меня вообще сложилось мнение, что государство стремится выжать последние соки из территорий, которые ничего не просят, а стараются сами развиваться, крутятся, суетятся. Зато в тех регионах, где промышленность лежит на боку, не совершенствуется налогооблагаемая база, а тем, кто только говорит: "Дайте нам денег", дают, и немало. Получается, в России удобно и выгодно жить не тем, кто работает, а тем, кто проедает. Слава богу, Хакасия не настолько зависима от центра. У нас есть чувство собственного достоинства, есть немало задумок, и мы будем претворять их в жизнь. Может быть, в ближайшие годы республика процветать и не будет, но уверенное движение вперед я гарантирую.

- Как формировался бюджет 2005 года? Изменились ли ориентиры по сравнению с прошлыми годами?

- Бюджет получился социально ориентированным. Теоретически мы не должны были его принимать до выборов. Следовало дать возможность сверстать его вновь сформированному правительству. Но тогда нам пришлось бы финансировать наши программы по одной двенадцатой части с начала года, мы завалили бы все и вся. Именно из этих соображений пошли на риск и приняли бюджет на текущий год старым составом. Средств у нас не хватило, бюджет получился трудный, с заложенным 15-процентным дефицитом. Это максимально допустимый показатель.

Почему так получилось? Увеличилась доля выпадающих доходов. Мы потеряли 350 миллионов рублей так называемого водного налога, на 1,5% меньше стали получать отчислений из налога на прибыль. В целом недополучено около 500 миллионов рублей. Министерство финансов РФ, как обычно, забыло нам их восполнить, оно так делает частенько. В ходе работы бюджетной сессии мы пришли к выводу, что необходимо переходить к 100-процентной оплате населением услуг жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, мы подняли тарифы на оплату коммунальных услуг в среднем на 31%. А тарифы - во все времена тема весьма деликатная... Меры, конечно, непопулярные. Но люди поняли свое правительство, и у нас не отмечалось каких-либо массовых народных волнений, митингов, выступлений.

- Даже когда вступил в силу федеральный закон о замене льгот денежными компенсациями? Пенсионеры по всей стране участвовали в акциях протеста...

- У нас ничего подобного не было. В бюджете-2005 мы оставили ряд льгот в натуральном выражении. Добавили 43 миллиона рублей на материальное воплощение в жизнь закона о ветеранах. На сегодня у нас только 1% отказов в выдаче медикаментов по льготным рецептам. Просто мы предвидели подобный ход событий и в прошлом году обеспечили лекарствами аптеки, выделили дополнительные средства в районы. Пока с ситуацией справляемся, надеюсь, так будет и впредь.

- Вернемся к вопросу о бюджете-2005. Вы назвали его социально ориентированным. Почему?

- Как известно, чтобы бюджет считался сбалансированным, нужно заложить в нем 60% средств на развитие, а 40% - так сказать, на проедание. Кстати, Минфин почему-то об этом не знает или делает вид, что это ему неведомо. Министерству наплевать, какие бюджеты будут приняты в регионах, от их проблем оно отмахивается, отписывается. Один ответ: "Добавить не можем". А если ты проявляешь определенную самостоятельность, то тем более ничего не получишь. Словом, много делается не по закону, а по понятиям.

В бюджете Хакасии 65% расходов направлено на социальную сферу - зарплаты, пенсии, компенсации, культуру, образование. По большому счету, бюджет разбалансирован. Но объективно социальные нужды существуют, никуда от этого не денешься. Процессы решения этого круга проблем находятся под пристальным вниманием общества. Сама жизнь подсказывает нам направление главного удара. Поэтому я и назвал нынешний бюджет социально ориентированным. Соответственно, сам больше занимаюсь социальными вопросами, и в правительстве приоритеты расставил по-другому: мой первый заместитель курирует не промышленность, а социальную сферу.

В республиканском законе о бюджете на 2005 год, как я уже говорил, заложен 15-процентный дефицит - это примерно 395 миллионов рублей. А ведь есть еще скрытый дефицит. 200 миллионов необходимы для финансирования учреждений профессионального образования, которые в этом году переданы на обеспечение регионам. Теперь 14 профучилищ будем содержать сами. Москва компенсировала нам лишь 49 миллионов рублей. Тяжело, но систему подготовки трудовых резервов сохраним, ведь это наше будущее. Молодые квалифицированные рабочие в регионе востребованы, 90% выпускников профессиональных училищ трудоустраиваем.

Кроме того, не хватает 70 миллионов рублей на дотирование милиции Абакана, которое мы вынуждены были взять на себя. Получается, что дефицит бюджета у нас уже больше 600 миллионов рублей. Но мы этого не боимся. Без банковских кредитов найдем деньги, как говорится, затянем пояса потуже. Может быть, 99-процентного исполнения бюджета в этом году и не вытянем, но на 95-96%, думаю, закроем. Предстоит чисто техническая, черновая работа. Моя задача - искать деньги, а республиканскому Минфину следует все это правильно оформлять, чтобы нас не обвинили в разбазаривании бюджетных средств. Кстати, нас недавно проверяла комиссия Счетной палаты. Больших нарушений она не нашла, и мы получили хорошее заключение.

- Как вы относитесь к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", по которому субъекты Федерации начнут жить с 2006 года?

- Мое отношение к этому закону отрицательное. Думаю, будем сожалеть о том, что приняли его. Главный недостаток, на мой взгляд, в том, что затруднится управление регионами.

В Хакасии еще недавно районы относились к органам государственной власти. В их подчинении находилось по доброму десятку муниципалитетов, которые считались органами местного самоуправления и формировались на выборной основе, имели кое-какие средства и ресурсы, депутатский корпус. В республике насчитывалось более тысячи депутатов разных уровней. Это неэффективно с точки зрения организации работы. Похоже на собрание членов гаражного кооператива или садоводческого товарищества: шум, гам, разговоры, а дело стоит. К тому же районы, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, не являлись получателями средств из местных бюджетов. Не получая достаточно денег и из федерального бюджета, районные власти постепенно утрачивали свою значимость и влияние на своей территории.

Мы еще два года назад решили укрупнить районы, и после слияния сделали эти объединенные субъекты республики муниципальными образованиями, имеющими собственные бюджеты, небольшие административные аппараты, единые комплексы ЖКХ. Таких субъектов сейчас у нас 13: 5 городов и 8 районов, а было 101. С тех пор заметно повысилась управляемость укрупненных районов, их финансовая прозрачность. Отчисления из республиканского бюджета мы делаем на эти 13 муниципалитетов. А они сами распределяют трансферты по своим сельсоветам.

По 131-му закону получается, что мы должны вернуться к уже пройденному нами этапу - воссоздать на территории республики всю ту сотню бывших муниципалитетов и, в конце концов, утонуть в ворохе их проблем. А ведь только за счет укрупнения районов мы покрыли 400 миллионов рублей бюджетного дефицита.

Так что дробление системы управления республики - большой минус. А плюсы мы вынуждены искать сами, помня о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Один маленький плюсик пока нашли. Закон о местном самоуправлении дает нам право самим определять, по какому принципу формировать администрации муниципалитетов - назначать или избирать. Полпред Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин рекомендует назначать глав органов местного самоуправления во всем округе. Но наши депутаты приняли свой закон, по которому мы у себя в республике этих людей будем выбирать. Я здесь на стороне Верховного совета. Не нужно действовать по-армейски. Система назначений породит кадровую чехарду: не понравился - сняли, назначили другого и так далее. Принцип выборности даст главе муниципалитета преимущество, выражающееся в большем доверии жителей района к администрации - мол, сами же выбирали. Хороший хозяин обязательно учтет этот солидный административный ресурс в работе, что поможет ему чувствовать себя увереннее, пробудить инициативу жителей, быть самостоятельнее в определении приоритетов развития.

- Вы активно поддерживаете малый и средний бизнес в республике. Что дает развитие предпринимательства в "копилку" Хакасии?

- Прошедший год доказал, что для устойчивого социально-экономического развития необходимо малое предпринимательство. Хотя слово "малое" применительно к понятию "предпринимательство", видимо, должно сойти с арены. Сегодня это бизнес, и бизнес не маленький. Не требуя крупных стартовых инвестиций, он гарантирует быстрый рост ресурсов, высокую динамику подъема, гибко реагирует на изменения конъюнктуры рынка. Причем развитие малого бизнеса считается наименее затратным для государства способом создания рабочих мест. Сейчас на тысячу человек постоянного населения в Хакасии приходится почти 2,6 малых предприятий, а всего их более 1,5 тысячи, что является одним из самых высоких показателей в России.

В сфере малого бизнеса занято около 20% экономически активного населения. Малое предпринимательство стало одним из основных источников насыщения рынка товарами народного потребления, бытовыми, медицинскими, строительными услугами. В республике традиционно выдерживается благоприятная отраслевая структура малого бизнеса: 40% малых предприятий работают в таких отраслях, как промышленность, транспорт и строительство, 32% - в торговле и общественном питании. Замечу, в других регионах преобладают торговые предприятия.

В минувшем году в рамках программы кредитования приоритетных направлений предпринимательской деятельности профинансировано 12 проектов на 3 миллиона рублей. Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия выдал займы на реализацию проектов, связанных с производством мебели, заготовкой и переработкой древесины, производством хлебобулочных изделий, оказанием медицинских услуг. Реализация этих и других проектов позволила сохранить рабочие места и создать дополнительные. Все это укрепляет социальную стабильность в республике. Официальный уровень безработицы у нас составляет всего 3,5%.

- Многие годы вы не вступали ни в одну политическую партию. Почему недавно все-таки решили присоединиться к "Единой России"?

- Я говорил в начале нашей беседы, что я не большой любитель политики. От членства в КПСС остались неприятные воспоминания: несколько партийных взысканий, добровольно-принудительная система политической учебы и марксистско-ленинской подготовки... Но как положительный момент отмечу, что в нашей тогдашней жизни присутствовала идея. Последние годы ее нет. "Единая Россия" открыто поддержала меня на выборах. Это факт. Болтают, что я решил вступить в ее ряды из каких-то конъюнктурных соображений. Пусть. Я буду творчески претворять в жизнь ее идеи и решения, доносить их до людей в той степени, в которой это будет способствовать улучшению их жизни, социально-экономическому развитию региона. Я считаю, таким образом мне будет легче выполнить обещания, данные избирателям. И пока ничто не мешает их выполнять.

Как сложится жизнь дальше - не знаю. Но уверен: во главу угла всей нашей работы следует ставить мысль о том, что человека, который не загадывает далеко, непременно ждут близкие беды. Все-таки древние были мудрыми людьми... Человеку не дано прожить две жизни, поэтому одну мы должны сделать лучше. Я счастлив, что имею возможность принимать участие в этом процессе.

Алексей Лебедь родился в 1955 году в городе Новочеркасске Ростовской области. В 1976-м окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Затем без малого 20 лет служил в частях и соединениях воздушно-десантных войск в Белорусском, Туркестанском, Московском, Ленинградском, Сибирском и Одесском военных округах. Последовательно прошел все воинские должности от командира взвода до командира парашютно-десантного полка. Три года воевал в Афганистане в составе ограниченного контингента советских войск. Участвовал в боевых операциях. В 1989 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Выполнял миротворческие задачи в Баку, Ереване, Душанбе. За почти четверть века службы в Вооруженных Силах награжден орденом Красной Звезды и 12 медалями.

В 1995 году избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Хакасскому одномандатному избирательному округу. Возглавлял подкомитет по военным вопросам, государственным границам и казачеству Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками нижней палаты парламента.

В 1996-м избран председателем правительства Республики Хакасия. В 2000-м и 2004-м переизбран на пост главы республики.

В 1999 году прошел профессиональную подготовку в Санкт-Петербургском государственном университете по программе "Государственное и муниципальное управление".

Почетный профессор Российской академии сельскохозяйственных наук, почетный доктор наук Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. В 2001 году признан лучшим менеджером страны, награжден высшей общественной наградой России - национальной общественной премией имени Петра Великого в номинации "За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития субъекта Российской Федерации". В 2004-м удостоен титула "Региональный лидер" всероссийской премии "Национальный Олимп".

С июля 2004 года входит в состав Президиума Государственного Совета Российской Федерации.