Магистры деловых игр

Сибирские бизнесмены скоро будут "козырять" дипломами магистров делового администрирования (Master of Business Administration, MBA), которые во всем мире считаются "золотыми билетами" в бизнес

Эта магистерская степень появилась более 100 лет назад в США, а через полвека дошла и до Европы. MBA завоевала широкую популярность в деловых кругах и служит своеобразным пропуском в элитарные эшелоны делового мира. По статистике, 60% менеджеров крупных европейских и американских компаний - дипломанты MBA.

Сегодня большинство руководителей российских и особенно зарубежных компаний на отечественном рынке труда хотели бы, чтобы в их компаниях работали специалисты со степенью MBA. Современный российский рынок бизнес-образования широк. Школы предлагают слушателям более ста различных программ. Ежегодно 3 000 российских выпускников получают квалификацию "Магистр делового администрирования". Около 80% программ бизнес-образования приходятся на Москву, 10% - на Санкт-Петербург и 10% - на другие города России.

В частности, в Новосибирске реализуется дистанционная образовательная программа MBA. Это совместный проект Новосибирского государственного университета экономики и управления, Международной академии менеджмента (Великобритания) и колледжа MANCOSA (ЮАР). Три года назад они заключили трехсторонний договор, который дал возможность сибирским бизнесменам на базе университета получить углубленные знания в области бизнес-управления по программе MBA и встать на одну ступень с международной деловой элитой. Обучение предусматривает знакомство с базовыми бизнес-дисциплинами: менеджментом, маркетингом, бухучетом, финансами и другими. Магистров готовят два года, а дипломы в области менеджмента выдаются после первого года обучения.

Специально на вручение дипломов первым слушателям программы MBA в Новосибирск приехал президент Международной академии менеджмента профессор Мартин Хеймер. Помимо участия в торжественной церемонии, английский гость прочитал лекции по корпоративному управлению своим студентам, а также ответил на вопросы "Эксперта-Сибирь".

- По самым скромным подсчетам, количество получивших диплом о присуждении степени MBA в США перевалило за миллион. А вы знаете, сколько в России обладателей степени магистра MBA?

- Могу предположить, что около 100 тысяч человек. Вообще, философия программы MBA заключается в том, что процесс обучения не прекращается в тот момент, когда человек получает степень. Он продолжается всю жизнь. И мы делаем все возможное, чтобы стимулировать его к этому.

MBA - это программа для тех, кто хочет развить свои навыки и продвинуться в карьере. Она очень практическая и ориентирована на людей, занимающихся менеджментом и бизнесом. Мы реализуем ее на четырех континентах.

- Сегодня на российском рынке представлено множество западных школ. В чем отличие вашей программы?

- Прежде всего, важен момент, когда можно начать обучаться по ней. Это дистанционное образование, поэтому не нужно ходить в университет каждую неделю. К тому же программа реализуется как на английском, так и на русском языках. Все материалы для обучения очень высокого качества. По всему миру около тысячи студентов получили по этой программе степень магистра делового администрирования. Это помогло им продвинуться по служебной лестнице, потому что MBA имеет признание во всем мире.

Мы стараемся сделать обучение доступным для большого количества людей. Программы некоторых европейских университетов стоят около 20 тысяч долларов. На обучение по программе MBA в России требуется гораздо меньше.

- Насколько программа MBA адаптирована к российским условиям? Или содержание ее предметов одинаково и для российских студентов, и для студентов других стран?

- Содержание некоторых курсов не меняется, независимо от того, в какой стране их преподают. Но, к примеру, если мы возьмем курс управления человеческими ресурсами, естественно, в нем абсолютно разные компоненты, касающиеся сферы трудового законодательства. В разных странах свои законы. Студенты зачастую не знают, что происходит в других государствах, поэтому они получают какое-то представление, допустим, о законодательстве Западной Европы, а российские законы изучают глубоко.

- Какое место в MBA отводится некоммерческому, или социальному менеджменту?

- Мы уделяем большое внимание социальной ответственности. Эта проблема появилась в последние два-три года. Мы посвятили ей целый курс последнего года обучения, который называется "Деловая и профессиональная этика".

- Как вы трактуете этический аспект ведения бизнеса?

- О, это хорошая вещь! Здесь нужно посмотреть на пример двух огромных американских компаний, которые постиг крах, - Enron и WorldCom. Их руководители присвоили миллиарды долларов, и все из-за того, что у компаний не было продуманной политики корпоративного управления и никаких этических ценностей. Я считаю, чем больше становится фирма, тем крепче в ней должна быть система сдержек и противовесов.

- В каких сферах могут работать специалисты, получившие образование по MBA?

- В любых. Сейчас появилась тенденция к расширению сферы услуг. Но я думаю, самое ценное для людей - это изучение финансов и маркетинга. Одна из целей программы - дать возможность, например, инженеру, который не понимает, как составляется баланс компании или сетка доходов и расходов, разобраться в этом и организовать коллектив. Именно такие навыки и умения требуются.

MBA отличает синтез теории и практики. Все студенты должны написать диссертацию, в которой они анализируют какую-то проблему их собственной компании. Также они пытаются развить способности критического мышления. Например, сегодня у нас будут занятия на тему корпоративного управления. Думаю, состоятся живые дебаты.

- Кто ваши студенты?

- Обычно это топ-менеджеры и управленцы среднего звена разных компаний. Есть несколько генеральных директоров. Кстати, как мужчины, так и женщины.

- Один из "отцов менеджмента" Питер Друкер сказал, что "сегодня знания устаревают каждые десять минут". Ваша программа со временем претерпевает какие-либо изменения?

- Всего наши студенты изучают 12 модулей, или курсов. Модули пересматриваются каждые два года. Некоторые вопросы меняются, а какие-то остаются неизменными.

- Какие проблемы существуют сегодня в бизнес-образовании?

- Самая острая тема касается человеческих отношений - как мотивировать своих работников, чтобы получать от них как можно большую отдачу, как работают люди в коллективе, как быть хорошим лидером.

- Господин Хеймер, как вы оцениваете качество российского образования?

- На мой взгляд, российское бизнес-образование очень хорошее. Но иногда мне кажется, что слишком много внимания уделяется именно теоретическому подходу и мало - практическому применению. В России экономика изучается глубже, чем в Великобритании, ваши студенты знают ее лучше наших. Но следующий шаг должен быть нацелен на то, чтобы понять, как это знание поможет в работе. И как потом между двумя этими полюсами возвести мост.

- Как вы считаете, преподаватели должны быть скорее практиками, вышедшими из бизнес-среды, или академиками?

- В идеале должно быть совмещение этих двух ролей в рамках бизнес-программы. Из моего личного опыта скажу, что студенты всегда внимательнее слушают того человека, который успешен в своем бизнесе.

- А у вас есть опыт предпринимательской деятельности?

- Да. Я работал во Всемирном банке, в Европейском комитете и нескольких организациях, которые занимаются обучением менеджменту. Мы сотрудничали с банками и компаниями в 7 разных странах в течение 10-15 лет. Потому что нам нужно было рассмотреть культурные различия. К примеру, сейчас мы изучаем проблему аутсорсинга, когда рабочие места исчезают в Англии и появляются в Индии. Мы изучаем экономические и социальные последствия.

- Тьюторы MBA - это те же преподаватели вузов?

- Да, а также те, кто работают в промышленности. Кроме того, мы привозим сюда преподавателей из Англии и Южной Африки, чтобы они проводили семинарские занятия. Стараемся сделать программу, смешав международные компоненты. Так же мы используем case-study (деловые ситуации), взятые из практики различных стран.

- Как вы оцениваете преподавателей Новосибирского госуниверситета экономики и управления, которые читают лекции для студентов по этой программе?

- Существуют два ключевых параметра, по которым можно оценить качество программы и качество тьютора, - отсев и итоги экзаменов. Результаты, которые показывают студенты, великолепны. А уровень отсева очень низок.

- Что планируете делать для дальнейшего развития бизнес-школы в России?

- Надеемся распространить MBA по всему сибирскому региону. В ближайшее время такие программы появятся в двух-трех сибирских городах. Но я думаю, что это будут дистанционные проекты.

- Считается, что количество заявок от желающих обучаться по программе MBA зависит от состояния экономической ситуации в стране: чем она лучше, тем больше заявок. Вы согласны?

- Да, это один из факторов. К примеру, в России количество желающих обучаться растет. Такое было, когда мы ввели эту программу на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. И кстати, тут действует и обратная реакция: когда люди учатся, экономическая ситуация улучшается.

Я высоко оцениваю потребности России в специалистах MBA: здесь есть люди с высоким потенциалом, которые могут внести в бизнес большой вклад. Уверен, что востребованность бизнес-образования будет увеличиваться. Во-первых, растет спрос на высококвалифицированных управленцев, а во-вторых, российские менеджеры рассчитывают таким образом расширить свои карьерные возможности.