"Ах!", обращенное в мир

"Ассоциация свободных художников имени Купания Красного Коня Петрова-Водкина" представила на суд зрителей собрание новых работ, объединенных оптимистической темой "Еще конь не валялся".

Выставка открылась 3 мая в пресс-центре журнала "Эксперт-Сибирь" при поддержке картинной галереи "Сибирские мастера". Знатоки постмодернизма смогли оценить полотна новосибирских художников Александра Косенкова, Елены Юдиной и Олега Горохова. "Ассоциация имени Купания Красного Коня Петрова-Водкина" (для удобства просто "Ассоциация имени Коня") организована ими в 2000 году в новосибирском Академгородке. Наставником и идейным вдохновителем членов ассоциации стала Наталья Чижик, выпускница и преподаватель Санкт-Петербургского художественного училища имени Мухиной, наследница петербургских традиций. Работая в галерее " Сибирские мастера", она организовала студию живописи и рисунка для взрослых "Март", объединившую творческих людей разных профессий. В этой студии и нашли друг друга будущие члены "Ассоциации имени Коня". Название творческого союза имеет цель эпатировать зрителя, это признают сами художники. Это дань молодежному арт-хулиганству начала 1980-х, когда "ничего было нельзя".

"Ассоциация имени Коня" известна не только в Сибири: работы выставлялись в Алматы и Бишкеке. Кстати, весной 2005 года на бишкекской международной акции "Стоячие носки", посвященной Дню смеха, творения Елены Юдиной заняли первое место в номинации "Инсталляция". С особой гордостью художники говорят о том, как почти год назад их принимал Санкт-Петербургский музей нонконформистского искусства.

В названии майской выставки в пресс-центре "Эксперта-Сибирь" заложен определенный смысл: еще ничего не сделано, подводить итоги еще рано и все самое главное - впереди. Экспозиция являет собой некий итоговый срез творческих поисков, это коктейль, приготовленный из таких изысканных ингредиентов, как постимпрессионизм, кубизм, русский классический модерн. Впрочем, в основе творчества участников выставки заложены отнюдь не серьезность и снобизм, а детская непосредственность людей веселых и жизнерадостных, тотальное "Ах!", обращенное в мир. Поэтому их работы выглядят искренне и весело, словно окна в иной, карнавальный Универсум.

"Этой выставкой мы начинаем новый цикл работ, - говорит Александр Косенков. - Конь наращивает экспозиционный разгон, чтобы промчаться по сибирским просторам".

В своем творческом пространстве художники стремятся к передаче не идей и образов, а эмоций - через игру цветом, его оттенками и интенсивностью. Не нужно обладать взглядом-буравчиком художественного критика, чтобы увидеть, как полотна Олега Горохова, выполненные в золотистой гамме, как будто светятся изнутри, а пасхальные мотивы вызывают у зрителя ощущение праздника. Достаточно беглого взгляда на его "Аул", чтобы осознать, что Гоген, предпочти он кавказский колорит экзотике далеких островов, написал бы нечто подобное. Оранжевое небо и море цвета хаки в передаче Александра Косенкова заставляют по-новому ощутить привычные реалии окружающего мира. Фактурные свойства цвета таковы, что Исаакиевский собор под определенным углом зрения обретает объем и начинает "выпирать" из полотна. Да и массивные валуны городских зданий на картинах Елены Юдиной становятся осязаемыми.

"Композиция, рисунок отходят на второй план или вовсе вытесняются за рамки сознания, - декларирует Александр Косенков. - Когда этих стесняющих оков нет, начинается работа с цветом, а не с краской. Несколько цветовых пятен на полотне вызывают к жизни иное восприятия вещей, попавших в поле зрения мастера. При этом становится неважно, в какой манере работает художник. Если на полотнах чувствуется некий качественный "скачок", это интересно не только ему, но и зрителю".

По большому счету то, чем занимается "Ассоциация имени Коня", - квинтэссенция творческого эгоизма, чистое творчество, чуждое какой бы то ни было конечной цели. Это самомотивируемый процесс, считают участники выставки, а Цель (с большой буквы) - получить кайф в этом процессе. И поделиться с зацикленными на себе нами.