- Научно-производственная корпорация "Иркут" проводила активную политику на финансовом рынке: весной 2004 года вышла на IPO, осенью продала 10% акций европейскому концерну EADS. Как компания распорядилась полученными средствами?
- Она намерена консолидировать акции нескольких конструкторских бюро, в частности Яковлева и Бериева. Буквально на днях НПК "Иркут" заявила об увеличении с 39,57% до 54,2% своей доли в ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева", которое разрабатывает самолет Бе-200. Также они реализовали свою идею о создании совместного предприятия с European Aeronautic Defence and Space Company по продвижению Бе-200 на мировом рынке.
- Проекты по запуску новых шахт и разрезов анонсировали многие игроки угольного рынка: Ерунаковская угольная компания, "Южкузбассуголь", "Киселевскуголь". Можно ли говорить о начале бума в угольной отрасли региона?
- Нужно брать масштабнее: рассматривать ситуацию за пределами региона и России в целом. С начала 2004 года на металлургическом рынке наблюдается резкий рост спроса на сырье - как железорудное, так и угольное.
Поэтому, когда мировые сталеплавильные компании ощутили повышенный спрос на их продукцию, они увеличили загрузку печей, создав дефицит на рынке сырья.
А для увеличения мощности карьерных разработок необходимо инвестировать существенные деньги в разрез, но отдача будет получена только спустя определенный срок.
Далее по цепочке: металлурги стали зарабатывать сверхприбыли (из-за очень удачной мировой конъюнктуры), что не могло не "зацепить" сырьевиков, которые начали повышать отпускные цены и, таким образом, получать дополнительный доход. Теперь предприятия, в том числе угольные, видя спрос на свою продукцию, инвестируют полученные средства в новые проекты. По нашим оценкам, дефицит на рынке коксующихся углей, а значит, и высокие цены сохранятся в течение минимум полутора лет, что обеспечит угольщикам высокие прибыли. Следовательно, будут и новые проекты.
- "Кузбассразрезуголь" инвестировал 50 млн евро в расширение угольного морского терминала в Усть-Луге в Ленинградской области. Приведет ли это к перераспределению экспортных потоков компании? Хватит ли у компании ресурсов для экспорта 12 млн тонн угля в год?
- Это один из отголосков бума в металлургии, который сохраняется сейчас на мировых рынках. " Кузбассразрезуголь" ранее пользовался услугами Восточного порта, который контролируется компанией "Северсталь-Транс". Потом у угольщиков возникли некоторые нестыковки с "Северсталью", и они приняли решение обзавестись собственным портом.
По состоянию на конец первого квартала 2005 года, "Кузбассразрезуголь" добыл 12,74 млн тонн угля, в том числе 1,56 млн тонн углей для коксования. Эти показатели стабильны по сравнению, например, с аналогичным периодом прошлого года. Но даже не это главное. При дисбалансе цен на внутреннем и мировых рынках производителям иногда выгоднее поставлять продукцию на экспорт, но не у всех есть собственные возможности для этого. Так что обладание портом с повышенной пропускной способностью - это занятие перспективного места. К тому же в случае расширения собственных проектов у компании есть пространство для роста, то есть ворота на экспорт не окажутся узкими.