Физики и лирики

20 июня 2005, 00:00
  Сибирь

Диалог - так одним словом можно передать суть фотовыставки новосибирского мастера светописи Владимира Новикова, которая открылась в июне в пресс-центре журнала "Эксперт-Сибирь".

Работы, представленные на вернисаже, уникальны - это портреты сибирских ученых, стоявших у истоков Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Как заметил Владимир Матвеев, бывший редактор газеты "Наука в Сибири", в которой автор выставки проработал 30 лет, "фотографу удалось создать настоящий мемориал легендарных людей".

Владимир Новиков начинал работать в Институте ядерной физики (Новосибирск), когда им руководил знаменитый ученый Герш Будкер, основатель этого учреждения. Посещая фотоклуб при Доме ученых в Академгородке, Владимир Новиков увлекся фотографией настолько, что решил превратить хобби в профессию и стал фотокорреспондентом газеты СО РАН.

Фотопортреты подкупают открытостью, непосредственностью персонажей. Каждый снимок отражает характер человека, его сиюминутное настроение. Глядя на изображение, как бы ведешь мысленный диалог с ученым, пытаешь уловить атмосферу того времени, когда зарождалась и расцветала знаменитая сибирская наука. В немалой степени свободному общению помогает стиль, в котором исполнены портреты. Они словно написаны живой рукой человека, а не сняты фотокамерой.

"Каждый снимок связан с маленьким эпизодом из жизни этих людей", - говорит автор. Монументальные фигуры основателя новосибирского наукограда Михаила Лаврентьева и президента Академии наук СССР Анатолия Александрова соседствуют с портретом сидящего в раскрепощенной позе Вениамина Чеботаева - молодого ученого-физика, чья жизнь оборвалась из-за нелепой случайности. Археолог Алексей Окладников запечатлен на своем "рабочем месте" - у таежного костра, во время экспедиции на Байкал, куда он сопровождал группу американских и канадских коллег, чтобы продемонстрировать им культурную общность народов Забайкалья и североамериканских индейцев. Не оторвать взгляд от светлой улыбки Николая Желтухина, настоящего "человека будущего", в характере которого чудесным образом уживались строгий академизм физика-теоретика и лирический настрой поэта-жизнелюба и любимца женщин.

Владимир Матвеев раскрыл творческий секрет мастера: "Когда Новиков приходил делать съемку, "объект" начинал энергично к ней готовиться. Проходит несколько минут, на рабочем столе воцаряется порядок, все пуговицы пиджака застегнуты, но оказывается, что портрет уже готов - фотограф сделал его в те мгновения, пока "объект" находился в движении, был самим собой, не успев надеть непроницаемую маску серьезного ученого".