Клапан избыточного давления

Завершился I Сибирский энергетический конгресс. После того как стихли аплодисменты в Большом зале Дома ученых Сибирского отделения Российской академии наук, стало ясно: форум не удался

В новосибирский Академгородок съехались ученые, бизнесмены, менеджеры добывающих компаний, иностранные делегаты - всего 450 участников, не считая гостей и представителей средств массовой информации. На пленарном заседании и в ходе работы четырех секций участники форума проделали большую, даже непосильную для четко очерченных временных рамок работу: обсудили потенциал топливно-энергетического комплекса Сибири, определили, что ближайшими перспективами его развития являются освоение восточных территорий, устранение дисбаланса в их энергоснабжении, а также выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Не прозвучало одного и самого важного - как эти задачи реализовать. В поисках сырьевого рая

Сегодня в обеспечении энергоресурсами и структуре их потребления в Сибири наблюдается значительная географическая асимметрия: одни территории - Красноярский край, Иркутская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа - обеспечены лучше, другие - Бурятия, Тыва, Читинская область - хуже.

При этом запасы углеводородов недостаточно хорошо разведаны, а разведанные - мало освоены.

Восточная Сибирь продолжает оставаться terra incognita: ее недра изучены слабо, считает директор Института нефти и газа СО РАН Алексей Конторович. Чтобы обеспечить добычу только 30 млн тонн нефти в год, нужны инвестиции в размере 2,5 млрд долларов. В частности, подготовка месторождения к разработке и проведение работ по приращению запасов требует капиталовложений в объеме 6-10% от стоимости добываемого сырья. Кстати, по сведениям академика Конторовича, сейчас на эти цели выделяют менее 1%.

Более прямолинеен председатель комитета по развитию нефтяной отрасли Торгово-промышленной палаты РФ Валерий Гарипов: "Фактически мы берем полезные ископаемые взаймы у потомков, не думая о воспроизводстве ресурсов, о разведке новых месторождений. К 2020 году мы сможем добывать практически в два раза меньше нефти и газа, чем планируется, если не начать широкомасштабных геологоразведочных работ. Сегодня настоящая беда - нежелание крупных добывающих компаний идти на Восток: " Сургутнефтегаз", " Газпром", " Роснефть" не хотят работать на неосвоенных территориях, боятся неизбежных затрат. Задача государства - убедить их увеличить объемы разведки недр".

Восточный вектор

Не секрет, что Китай заинтересован в импорте энергии из России. РАО ЕЭС и Китайская сетевая корпорация уже начали работу в этом направлении. На первом этапе - до 2009 года - планируется увеличить экспорт на базе уже существующих генерирующих мощностей с 630 млн до 5 млрд кВтчасов. Второй этап потребует построить ряд новых генерирующих и сетевых объектов, чтобы увеличить экспорт энергии до 30 млрд кВтчасов. На строительство сети, связывающей Братск с Пекином, требуется 1,5 млрд долларов.

По оценкам ученых СО РАН, такие объемы экспорта - из области фантастики. По утверждению генерального директора ОАО "Иркутскэнерго"Владимира Колмогорова, износ генерирующих ресурсов в Сибири достиг 45%. При этом к 2020 году в Сибири ожидается производство электроэнергии в объеме до 170 млрд кВт, а на техническое перевооружение энергогенерирующих мощностей потребуется порядка 2 млрд долларов.

Проблема транспортировки актуальна и для сибирских нефти и газа. Ученые и политики едины во мнении: регион нуждается в единой системе добычи и транспортировки сырья. Ее "становым хребтом" должен стать магистральный трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Сегодня это самый грандиозный транспортный проект в регионе. На первом этапе до 2008 года трубу предстоит протянуть от Тайшета до Сковородино, на строительство требуются инвестиции в размере 7 млрд долларов. Затем - до бухты Перевозная, где будут построены терминалы для погрузки сырья на танкеры (второй этап). Предполагается, что пропускная способность трубопровода составит около 80 млн тонн нефти.

Для транспортировки газа с Ковыктинского месторождения планируется построить газопровод протяженностью 4 900 км от месторождения до территории Северо-Восточного Китая. Потребность КНР в газе за 15 лет возрастет с 35 млрд до 200 млрд куб. м в год (в самом Китае разведанные запасы газа составляют приблизительно 1 000 млрд куб. м).

Непаханое поле инноваций

Впрочем, просто торговать сырьем сегодня становится моветоном. "Нужно перейти от экспорта сырья к его углубленной переработке, - считает издатель журнала "Нефтегазовая вертикаль" Николай Никитин. - К тому, чтобы довести объем переработки до 90% добываемого сырья, отрасль вполне готова".

Председатель Сибирского отделения Российской академии наук Николай Добрецов подтверждает, что сибирский научно-промышленный комплекс в состоянии оказать технологическую поддержку отрасли: сибирские ученые разработали ряд проектов, имеющих отношение к энергетике, обеспечив "инновационное поле" на 20 лет вперед. В сумме на реализацию наиболее значимых проектов требуется примерно 21 млрд рублей. Новые производства, построенные на эти деньги, позволят уже к 2010 году наладить выпуск продукции на 143 млрд рублей.

Например, инвестиции в размере 4,5 млрд рублей в развитие силовой электроники всего через год могут принести доход более 7 млрд. Предприятия нефтепереработки и нефтехимии, при вложении в них 1,6 млрд рублей, к 2010 году выйдут на объем производства в 18,5 млрд рублей. Институт химии твердого тела СО РАН разработал технологии утилизации зольных отходов. Чтобы их внедрить, требуется чуть больше 2 млрд рублей, а ожидаемый экономический эффект от применения ученые оценивают в 8,5 млрд.

Все это звучит заманчиво, но инвестиции в энергетический комплекс могут остаться лишь в планах и расчетах, если не подкрепить их благоприятной ресурсной и налоговой политикой. По мнению Николая Никитина, наиболее адекватно ее сможет осуществлять только специальный орган по вопросам энергетики при Президенте Российской Федерации.

Капля камень не точит

Столь пессимистичный вывод, похоже, делают многие ученые и бизнесмены.

Государству не хватает политической воли, чтобы влиять на процессы, происходящие в энергетике - таков окончательный диагноз, поставленный участниками Сибирского энергетического конгресса. Приняв энергетическую стратегию страны, власти пустили ее реализацию на самотек.

В Китае поставок газа из России ждут так долго, что начали строительство терминалов на своем восточном побережье, чтобы принимать танкеры из Ирана. "Как бы не опоздать", - предостерегает академик Алексей Конторович. Академики, директора институтов, предприниматели сами прекрасно все понимают. Весь пафос конгресса, вне всякого сомнения, был адресован не им, а представителям как региональной, так и федеральной власти, в большинстве своем этот форум проигнорировавших.

Досадно, что это в высшей степени компетентное и уважаемое собрание фактически сыграло роль клапана избыточного давления, через который люди, озабоченные судьбой энергетической стратегии сибирского региона, просто выпустили пар, поделившись своими тревогами и сомнениями. Поэтому решение членов оргкомитета сделать энергетический форум регулярным не вызывает оптимизма. Принцип "капля точит камень" не действует, если камень лежит не там, где капает.