Пикник за 20 минут

Ирина Васильева
22 августа 2005, 00:00
  Сибирь

Новосибирская компания по выпуску гофрокартона решила заняться благоустройством бытия. Невинное "хобби" по производству углей для шашлыков вылилось в создание инновационного продукта

Для компании "ГофроМастер", одного из лидеров рынка гофротары в Западной Сибири, производство березовых углей для шашлыков - своего рода "емелино счастье". "Я посвящаю этому 20 минут в день, - говорит директор предприятия Игорь Диденко. - Слежу за производством, иногда заезжаю в супермаркеты, смотрю, как выставлены коробки с углем. Будут большие деньги - слава богу, не будет - мне приятно, что каждый уик-энд более тысячи горожан едут на пикник с нашим углем. У него и марка такая - "Пикникoff"!"

Двухкилограммовые коробки с углем - это "фишка" компании, тот самый новаторский продукт, который призван сделать отдых на пикнике более приятным и цивилизованным. Во-первых, потому что процесс приготовления шашлыков становится безотходным: чемоданчик из жесткого картона служит для растопки, тогда как пластиковый мешок автоматически превращается в мусор, а бумажная тара может порваться в багажнике автомобиля. Во-вторых, в коробке с углем находится дополнительное снаряжение для пикника: спички, перчатка, опахало и мешок для мусора. Кстати, поклонники "Пикникoff" присылают в компанию рекомендательные письма с просьбой пополнить существующую коллекцию, к примеру, жидкостью для розжига или влажной салфеткой. Но создатели бренда не разделяют эти мнения, считая свой продукт цельным и законченным.

Новинка появилась в этом году, и рынок только знакомится с ней, поэтому и "емелино счастье" пока скромное: оборот компании в этом бизнесе составляет около 10 тыс. долларов в месяц. Тем не менее, "ГофроМастер" уже занял 5% новосибирского рынка, который делят между собой как минимум два десятка игроков. "Уголь делают все, - заключает бизнесмен. - И это скучно". Проблема жесткой конкуренции его не особо заботит: дело в том, что "жгучая" тема и работа с деревом - давний "идефикс" Игоря Диденко.

"Правильный" уголь

"Я не случайно начал заниматься именно лесным бизнесом. В детстве мне очень нравился запах свежего распила. Любил вырезать по дереву. Трижды получал диплом первой степени на ВДНХ СССР в номинации "Детское ручное творчество", - вспоминает предприниматель. - В 1999 году мы открыли в Сузунском районе Новосибирской области лесоперерабатывающий участок и стали крупным производителем шпал для Министерства путей сообщения России. Но постепенно госзаказ уменьшался, а потом и вовсе прекратился. Спустя некоторое время освоили перспективное направление - гофрокартон и тару из него". Новое предприятие "ГофроМастер" взяло с места в карьер и к 2005 году стало одним из самых крупных в Западной Сибири. В месяц компания выпускает более 2 млн коробок разного формата.

Однажды Игорь почувствовал, что ему не хватает чего-то для души. Тогда и появилась идея "товара, которого нет на рынке", - угольного набора для пикника. "Смысл его в том, чтобы дать возможность людям испытать новые ощущения. Я бы не назвал это бизнесом - скорее хобби!" - говорит Диденко.

Чтобы приобрести вес в глазах покупателя, недостаточно создать оригинальную комбинацию из атрибутов пикника. Главное в этом деле - чтобы уголь не оставил черного осадка на душе пирующих. Его качество зависит от способа производства. Тот уголь, что продают вдоль автомобильных трасс (обычно его завозят из Томска или с Алтая), зачастую представляет собой полусожженные дрова. Поэтому, когда его разжигаешь, видны языки пламени - догорает древесина. "Правильный" уголь не горит, образуя дым и копоть, а слегка тлеет. Воспламеняться может только жир, капающий с шашлыков, - в этом случае, чтобы не было "красных петухов", уголь достаточно посолить.

Внимательный покупатель может на глаз определить, предлагают ему настоящий уголь или "полукровку". Последний состоит из кусков более 4-6 см: перед отправлением в топку дрова не расщепляют на чурки, как предписывает этикет "древесных угольщиков". Производством угля для шашлыков способен заниматься практически любой: его можно получать дешево и сердито, используя дедовский способ - когда-то древесину жгли в земляной яме, ограничивая к ней приток воздуха.

"В Сузунском районе, где у меня расположено производство, огромное количество березы, которая никому не нужна, - заявляет Игорь Диденко. - В год там можно валить до 130 тысяч кубометров леса. Понятно, что эта лесосека полностью не осваивается, березу берут себе только сельчане на дрова. А ведь если деревья не рубить, то лес гниет, горит".

Игорь Диденко приобрел три углевыжигательные печи, каждая может производить 4 тонны древесного угля в месяц. В оборудование вложил около 50 тыс. долларов, заработанных в профильном бизнесе. Фирму назвал просто - "Александр".

Про экономию и лояльность к форме

Когда поточное производство налажено, следующий этап - упаковка. Выделиться на фоне безлико однообразной тары конкурентов помог юмор. Новосибирское рекламное агентство "Бонжур", созданное бывшими игроками КВН Новосибирского государственного университета, придумало коробку в стиле, рассчитанном на привлечение "белых воротничков". С претензией на деловитость, о чем говорит форма чемодана-дипломата и рисунок спешащего джентльмена в цилиндре, и с нотками кондовости: цитатами из "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Даля с определениями слов "уголь", "пикник" и "шашлык". Последний штрих - название марки "Пикникoff": то ли фамилия эпикурейца-джентльмена, то ли своеобразный гриф "пикник без проблем".

Самую большую сложность вызвал вывод продукции в свет. Игорь сетует: "Покупатели предпочитают брать мешок с углем рублей за 60 и прикупить жидкость для розжига. Итого примерно 180 рублей. Между тем, коробка угля обходится дешевле... Иногда люди бывают непоследовательны. Может быть, это менталитет, непонимание - не почувствовали пока вкуса".

На одну проданную коробку приходится пять проданных мешков. В торговой сети иногда отказываются брать "дипломат с углем" на реализацию - привыкли к стандартным пакетам. Чтобы проникнуть в супермаркеты, "Александр" вынужден заниматься и засыпкой угля в небольшие аккуратные бумажные мешки. Диденко называет их "социальным" товаром и с сожалением отмечает: "Я даже не хочу их продавать, мне бы забыть их как страшный сон. Даже люди с невысоким заработком, умеющие считать, должны пользоваться коробкой. Я рассчитываю на лояльность".

На рекламу компания денег не тратит - Игорь Диденко рассчитывает на эффект "сарафанного радио". Из двух принципов: воздействовать на потребителя или расслабиться и наблюдать - бизнесмен выбрал второй. Он уверен, что человек, который купил его товар один раз, придет за ним и второй. И это уже происходит.

Кавалерийские планы

В Новосибирске коробки с углем разошлись по 40 магазинам. Сейчас продукт завоевывает доверие покупателей Красноярска, Кемерова, Омска, Томска, Бийска. Телефон на столе руководителя молчит редко. В течение двух-трех лет "Пикникoff" рассчитывает охватить с десяток сибирских городов - высокий спрос подстегнет производительность до сотни тонн в месяц, с 4 тыс. коробок до 50 тыс.

Между тем, "Александр" начал наступательные действия на торговые сети Москвы, где больше шансов найти стабильный рынок сбыта для этого сезонного товара. В Сибири шашлыками лакомятся всего полгода, с апреля по октябрь, а с ноября до марта показатели по объемам продаж - фактически на нулевой отметке. В более теплой центральной части России на шашлык ездят практически круглый год.

Транспортировать готовую продукцию на большие расстояния невыгодно. Поэтому если продавать его в европейской России и Москве, то фирме на первом этапе придется работать в лучшем случае в ноль, а затем размещать там производство - оно должно находиться рядом с потребителями. Но такие планы пока под вопросом. На рынке угля для шашлыков уже есть явный лидер - Forester, предлагающий не только уголь, но и все атрибуты пикника: от шампуров и мангалов до жаровен для барбекю. Его сеть сбыта охватывает всю Россию. Молодой компании будет тяжело с ним тягаться, тем более осознавая, что скоро ее инновацию позаимствуют и она перестанет быть эксклюзивной. Игорь Диденко отмечает: "Хотелось бы через пару лет представить в Москве "Пикникоff" хотя бы в небольшой части магазинов - этого достаточно, чтобы зацепиться и ждать, когда Forester сделает такую же коробку. И я буду только рад, потому что благодаря нашим стараниям появился новый продукт. Не все делается ради денег. Хорошо, когда человеку хватает на то, чтобы жить, воспитывать детей и создавать что-нибудь творческое - писать стихи или вырезать по дереву".

Сегодня новосибирская компания сдерживает пыл: сейчас ее главная амбициозная цель - стать заметным участником российского рынка гофротары. Березовые угли пока остаются увлечением. Которое в будущем может превратиться в самостоятельный бизнес.