Правила движения

Павел Ревин
5 сентября 2005, 00:00
  Сибирь

Сегодняшнее состояние банковской сферы сложно назвать даже удовлетворительным. Изменить его призвана новая стратегия развития кредитных организаций

В апреле 2005 года правительство РФ и Банк России представили стратегию развития банковского сектора до 2008 года. Ее основная цель - повысить устойчивость и эффективность работы кредитных организаций. Ведь существующая банковская система не соответствует задачам экономического роста, которые ставят власти. Значительный рост качественных и количественных показателей экономики и банковского сектора - лишь ширма, за которой скрываются структурные проблемы.

Слабые места

Развитие банковского сектора сдерживают несколько внутренних факторов. Прежде всего это неразвитость системы управления и слабый уровень бизнес-планирования, а также неоптимизированная система управления рисками и внутреннего контроля. Тема отдельного разговора - сомнительные источники формирования капитала: "фиктивный капитал" (создаваемый для формального соответствия требованиям регулирующих органов, но по сути не участвующий в обороте) и ориентация отдельных банков на "отмывание денег". Кроме того, высоки риски кредитования реального сектора экономики. Удары приходятся со всех сторон: до сих пор не решены вопросы залогового кредитования, не отлажена работа с российскими предприятиями, деятельность большинства из которых по-прежнему непрозрачна.

Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов и неразвитость системы рефинансирования сохраняют повышенные риски ликвидности банковской системы. Усложнена процедура консолидации капитала. Все это снижает инвестиционную привлекательность и устойчивость банковского сектора и делает возможным повторение летнего кризиса 2004 года.

Тогда его спровоцировал отзыв лицензии у Содбизнесбанка. Фактически эта мера дала сигнал к закрытию лимитов на межбанковском рынке, что усугубило и без того непростую ситуацию с ликвидностью банков. Кроме того, отдельные сообщения СМИ и появление "черных списков" вызвали ажиотаж вкладчиков у отделений банков, которые к тому времени только растопили лед недоверия. Тем не менее, к началу сентября негативные тенденции удалось почти полностью преодолеть, и приток вкладов в коммерческие банки возобновился. Несмотря на благополучное разрешение ситуации, многие эксперты усмотрели в действиях Центробанка России недостаточную решительность, а меры по стабилизации ситуации - запоздалыми. Тогда остро встал вопрос о развитии инструментов текущего рефинансирования банковской системы для восстановления ее ликвидности.

Большинство населения до сих пор находится в информационном вакууме и неспособно самостоятельно дать адекватную оценку рискованности вложений в тот или иной банк. В то же время рейтинговых агентств в России практически нет. Международные рейтинги из-за высокой стоимости и отсутствия культуры их использования имеют лишь небольшое число крупных российских банков. В основном те, которые ищут выход на международные рынки заимствований.

Запас прочности

Новая стратегия развития банковского сектора до 2008 года, по задумке ее вдохновителей, приведет к повышению устойчивости и эффективности банковского сектора. Насколько она отвечает существующим проблемам и задачам финансово-кредитной сферы?

Для повышения доверия частных вкладчиков действует Федеральный Закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". Сейчас в систему страхования вкладов (ССВ) входят 835 банков. Остальных по каким-либо причинам не включили туда на первом этапе, либо они вовсе не подавали заявку. Теперь у них появляется шанс: осенью 2005 года начнется второй этап принятия банков в ССВ. Это значит, что проведение Центральным банком проверок для присоединения к системе заставит еще несколько банков "раскрыть" своих настоящих владельцев. Хотя вступление в ССВ еще не закрепляет за банком репутацию надежного - так, в июле этого года Банк России отозвал лицензию у Международного банка экономического развития, уже вступившего к тому времени в систему.

Не обошло вниманием государство и тему повышения капитализации банковского сектора. Регулирование в этом вопросе носит, как и прежде, административный характер. Требования к капиталу действующих банков будут ужесточены: с 2007 года он не может быть ниже 5 млн евро. Остальные смогут продолжить свою деятельность только в том случае, если их капитал не будет опускаться ниже величины, зафиксированной на начало 2007 года. Кроме того, будет пересмотрена планка для значения норматива достаточности капитала, которое служит основанием для отзыва лицензии у банка. Она поднимется с 2% до 10%.

Центробанк планирует также развивать краткосрочное рефинансирование, направленное на поддержание ликвидности банковского сектора, через расширение списка инструментов управления ею. В начале июля этого года в ломбардный список включены облигации шести первоклассных заемщиков, среди них "Газпром", ЛУКОЙЛ, Внешторгбанк. Кроме того, в положения статьи 837 Гражданского кодекса РФ внесут изменения, предусматривающие для кредитных организаций возможность самостоятельно определять в договоре условия досрочного изъятия вкладчиком своих денег. Это поможет банкам сформировать базу срочных ресурсов. К тому же планируется снять ограничения на выпуск кредитными организациями облигаций, обусловленные размерами их уставного капитала. Все эти меры могли быть приняты Банком России уже давно и теперь выглядят хотя и необходимыми, но все же запоздалыми.

Еще один глобальный проект стратегии - создание бюро кредитных историй, которые призваны снизить риски кредитования предприятий и населения. Но здесь резкого прорыва ожидать не приходится. Многие крупные банки видят в этом скорее угрозу своему бизнесу, чем новые возможности развития. Уже сейчас от предоставления информации о своих заемщиках в кредитные бюро отказались Сбербанк и "Русский стандарт". Обладая большой клиентской базой, они не хотят раскрывать ее своим конкурентам. Так, Сбербанк уже в августе создал свое кредитное бюро, причем с другими участниками рынка он будет делиться только негативной информацией о своих заемщиках.

Партнерские отношения

Новая стратегия ставит точку в вопросе о возможности открытия филиалов иностранных банков в России. Их приход в Россию в ближайшие годы считается преждевременным и небезопасным для банковского сектора. Привлечение иностранного капитала в банковскую систему РФ будет проходить только через участие иностранцев в капитале кредитных организаций. Кроме того, банки ожидает упрощение процедуры открытия филиалов и появление нового вида подразделений - мобильных офисов. Это даст толчок к развитию банковских сетей и облегчит доступ клиентов к их услугам.

В остальном стратегия 2005 года практически полностью повторяет предыдущую. Это говорит о нерешенности большинства проблем, снижающих привлекательность российского банковского сектора для иностранного капитала. Об этом свидетельствует и тот факт, что с 2002 года количество кредитных организаций с участием нерезидентов в капитале увеличилось всего на 4, а доля их участия снизилась с 10,7% до 6,2%. Впрочем, прозрачность российского банковского сектора, которая является значимым фактором инвестиционной привлекательности, повысит и планируемое введение международных стандартов финансовой отчетности. Уже в этом году банки предоставят отчетность по ним за 2005 год в Центральный банк.

И все же иностранный капитал заинтересован в участии в российском банковском секторе: в 2004 году его прирост составил 4,7 млрд рублей, или 24,9% (против 3 млрд рублей, или 19% в 2003-м). Это связано прежде всего с высокой рентабельностью банковского бизнеса, которая покрывает имеющиеся риски. Формы зарубежных инвестиций различны - как прямое участие в капитале и создание дочерних банков, так и предоставление целевых кредитов на развитие определенных программ кредитования. Но этим сотрудничество не ограничивается. Зарубежные партнеры привносят и свою технологию работы, что хорошо сказывается на конкурентоспособности российских банков.

Государство также сохраняет за собой контрольное участие в капиталах двух крупнейших российских банков - Сбербанка РФ и Внешторгбанка, которые вместе владеют 34,6% активов банковского сектора страны. То, что государство не желает выходить из них, с одной стороны, говорит о недостаточной устойчивости банковского сектора. Подтверждением этому служит пресловутый кризис 2004 года и дефицит ликвидности лета 2005-го. С другой стороны, власть хочет контролировать финансовую систему и иметь источники для внутренних заимствований - совокупная доля государственных банков на рынке долговых обязательств правительства РФ составляет 91,8%, а доля Сбербанка на этом рынке - 76,6% от долговых обязательств РФ.

Контроль над "Газпромом" дает возможность федеральному центру определять политику третьего по величине банка России - Газпромбанка. Фактическое сохранение монополии ставит под вопрос постулаты новой стратегии о воздействии государства на банковский сектор только через совершенствование нормативной базы деятельности кредитных организаций и контроля за выполнением законов. Хотя в целом новая стратегия создаст благоприятные условия для развития банков.

Закалка для сибирских банков

В настоящее время банковский сектор Сибири состоит из 74 организаций (в конце августа Центробанк отозвал лицензию у тывинского банка "Арат"), в том числе двух небанковских, и 386 филиалов банков из других регионов. По величине банковских активов СФО занимает пятое место среди федеральных округов. Капитал сибирских банков составляет только 1,2% от всего капитала банковской системы, тем не менее соотношение капитала и активов выше, чем в среднем по стране, и составляет 14% против 13,6%.

Только 26 из 75 сибирских банков по итогам первого квартала 2005 года имели собственный капитал больше 180 млн рублей. Низкая капитализация - одна из основных проблем банков региона. Информационная закрытость и отсутствие четких бизнес-планов развития делают их непривлекательными для инвесторов. Часто собственники выступают и как менеджеры банков, поэтому судьба многих кредитных учреждений в долгосрочной перспективе не ясна. Что будет с ними, если собственники захотят отойти от дел? Ведь качество управления самих банков оставляет желать лучшего. Впрочем, небольшие банки удобны для небольших клиентов, которые встречают в них индивидуальный подход. Часто интересные клиенты получают льготные условия обслуживания, шантажируя переходом в более крупные банки.

Несмотря на отдельные недостатки, рентабельность капитала сибирских банков по итогам 2004 года составила 21,9% - это на 1,6% выше, чем в среднем по стране. В сибирском регионе нерезиденты участвуют в капитале 5 банков. Наиболее прочно они закрепились в капитале Сибакадембанка (Новосибирск), 25% акций которого принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития, и Омск-банка (Омск), акции которого приобрел казахстанский банк "ТуранАлем"в рамках региональной экспансии в Россию.

Таким образом, у банковского сектора Сибири вполне оптимистичные показатели развития. Его единственный недостаток - низкая капитализация, уровень которой определяется слабой активностью местной деловой элиты и недостаточной заинтересованностью местных органов власти. В рамках новой стратегии банковский сектор Сибири, несомненно, будет претерпевать изменения. В связи с этим в ближайшие 2-3 года стоит ожидать прежде всего роста конкуренции и давления со стороны московских банков, а также усиления процессов консолидации банковского капитала.

Павел Голенков, старший вице-президент ОАО "ТрансКредитБанк" (Москва)

- Новая государственная стратегия диктует ужесточение требований к капиталу. Насколько они оправданы и как это скажется на функционировании банков, обладающих небольшими капиталами?

- Ужесточение требований к капиталу - закономерный процесс. По сути это инструмент повышения капитализации банковской системы и, как следствие, роста ее финансовой устойчивости. Вместе с тем излишне радикальные меры в данном направлении могут привести к противоположному результату. Резкое вымывание мелких и средних по уровню капитализации банков спровоцирует дефицит банковских услуг и снижение конкуренции, прежде всего на региональном уровне.

Реализация этого положения стратегии, с нашей точки зрения, должна осуществляться постепенно. Было бы целесообразно предоставить банкам разумный срок, не меньше трех месяцев, на урегулирование норматива достаточности капитала и снизить абсолютный порог минимальной величины норматива как обязательного основания для отзыва лицензии. В качестве альтернативы уже высказывались предложения установить эту величину на уровне 8% в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору.

В целом же повышение требований к размеру капиталов банков, безусловно, станет новым импульсом в развивающемся процессе концентрации и централизации кредитных организаций. Для мелких и средних банков единственной возможностью выжить в таких условиях будет вхождение в состав крупных банковских групп.

- Способна ли стратегия повлиять на качество управления банками, улучшить управление рисками?

- В стратегии достаточно много места уделяется совершенствованию корпоративного управления, повышению эффективности управления рисками и внутреннего контроля банков. Часть положений носит декларативный характер, и неясно, как они будут реализовываться на практике. Но существуют и конкретные меры, которые должны принести положительный результат. В частности, достаточно ясно прописаны задачи перехода на международные стандарты отчетности, ориентация нормативной надзорной базы на контроль за системой управления рисками и приведение ее в соответствие с принципами "Базеля 2" (регулятивные требования Базельского комитета по банковскому надзору относительно капитала банков и управления рисками). В любом случае, даже частичная реализация заявленных в стратегии целей придаст определенную динамику развития банковскому сектору. При этом не надо забывать, что определяющим фактором в данном процессе все-таки остается состояние экономики страны.