Немного спорта в холодной воде

На Обском водохранилище закончился традиционный Парусный кубок Сибири - 2005. Зрелищный и азартный яхтинг, похоже, становится массовым видом спорта

Обычные яхтенные прогулки по водной глади уже не так интересны. Теперь в моду входят азартные командные гонки. Парусный Кубок Сибири - 2005 подтвердил, что у такого элитарного вида спорта, как яхтинг, есть хорошие перспективы стать массовым. Помимо новосибирских соревнований, к числу самых известных в России, пожалуй, можно отнести только Кубок Волги и Кубок Владивостока. Парусный Кубок Сибири - это серия регат, которые проводятся седьмой год подряд с июня по август на Обском водохранилище, которое обычно иначе как морем не называют. С пристани пляжа "Неоком" яхты выходят на старт.

Наперегонки с волной

Церемония открытия соревнований проходит на воде. В этом году впервые за всю историю новосибирского парусного спорта сезон открывала командная эстафетная гонка. "Ее результаты не входили в зачет Кубка, - говорит председатель оргкомитета регаты Сергей Гурьев. - Эстафету мы задумывали как шоу, придающее динамизм открытию сезона. Зрители увидели суда всех классов, какие только есть на водохранилище, - от крошечного "Оптимиста" до огромного "Полутонника".

На борту флагманской яхты "Дружба" капитаны трех команд, участвующих в эстафете, получают "эстафетные палочки". Самые юные - Артем Мурашов, Андрей Кибирев и Владимир Гопоненко - на своих "Оптимистах" откроют гонку.

Погода благоприятствует: паруса надувает плотный юго-западный ветер. Температура воды +21С - это особенно важно для виндсерферов, которые к концу состязаний промокают до нитки. Капитаны занимают свои места. Раздается удар в рынду - корабельный колокол, и яхты срываются с места.

"Гонки - это проявление спортивного азарта яхтсмена, - комментирует происходящее президент Новосибирской федерации парусного спорта Дмитрий Мурашов. - У людей появляется желание померяться скоростями, умением маневрировать, сравнить навигационное искусство". Для многих яхтинг - это эффектная яркая картинка: гонки год от года становятся зрелищнее, спортсмены демонстрируют мастерство высшего класса.

Всего в течение регаты суда проходят пять этапов с промежутками в 15-20 дней. Каждый тур представляет собой гонку на определенную дистанцию по заданному маршруту. На старте экипажам выдаются подробные гоночные инструкции. В них указаны условия и правила прохождения этапа, вплоть до того, какие буи в море и каким бортом огибать.

Первыми на этапе стартуют самые младшие в яхтенном семействе - компактные "Ассоли". За ними в гонку поочередно включаются яхты классов "Четвертьтонник", "Поларис" (по версии Федерации парусного спорта России - "25 футов"). Завершают водное шоу по традиции самые крупные суда-полутонники, гордость парусного флота обской акватории - "Алмаз", Maverick, Joker.

Следующая гонка - "Открытие сезона" - идет уже по строго заданному маршруту, так называемым "треугольникам". Затем яхты набирают очки на "Маршрутных гонках" и в "Сибирской регате". Завершает сезон самая трудная 100-мильная гонка "Золотая Орда", в которой 33 яхты проводят в море более суток.

В этом году победителями Парусного Кубка Сибири стали яхты Maverick ("Полутонник", капитан - Евгений Вертохвостов), "Волга" ("25 футов", Сергей Кулагин), "Мистраль" ("Четвертьтонник", Алексей Марченко), "Ариэль" ("Нева", Игорь Безменов), "Сибирь" ("Ассоль", Евгений Сапранков).

О тех, кто в море

Деньги на Кубке не заработать, главный приз - престиж и вкус победы. Но, по большому счету, яхтинг можно считать показателем состояния экономики страны: когда у людей растут доходы, то развиваются так называемые "форматные" виды спорта. Парусный - как раз из таких. Ведь это в большей степени способ активного отдыха. "В мировой практике парусный спорт - довольно дорогое удовольствие, - рассказывает Дмитрий Мурашов, пригласивший нас на яхту. - Например, судно, на котором мы сейчас находимся, "полутонник" "Дружба", мы выкупили у бердского яхт-клуба "Изумрудный" за 40 тыс. долларов. Он построен в 1977 году на Ленинградской судоверфи. В гонках сегодня участвуют и абсолютно новые яхты, например Joker немецкой постройки. Она стоит более 100 тыс. евро. Но это только часть расходов. Стоянка в яхт-клубе обходится примерно в 5 тыс. долларов в год, к тому же корпуса и такелаж нуждаются в ремонте. Паруса для гонок живут два-три года, потом их приходится менять".

"Островками" развития парусного спорта раньше были яхт-клубы, принадлежавшие различным организациям. В каждом яхтенном клубе своя иерархия: по классам яхт, по принадлежности к клубам, по спортивному стажу. Хороший знак - в обской акватории появляются новые суда, из Димитровграда, Владивостока и других городов.

И у яхтинга уже много поклонников. Люди легко увлекаются этим видом спорта. Сначала человек ходит в экипаже, а потом понимает, что ему нужна свобода, которую может дать лишь собственное судно. И если совсем недавно прогулки на яхтах считались праздным провождением времени, то сейчас появилась возможность проявить дух соперничества.

Для некоторых гонщиков это не только увлекательный досуг, но и смысл жизни. Правда, чтобы быть заметным на воде, нужна яхта высокого класса, скажем, "Нева" или "25 футов", а также сильные руки и трезвый расчет.

"Яхтенный спорт - особенный, - рассказывает представитель оргкомитета Ульяна Чимирева. - Здесь очень важно не только обладать хорошими физическими данными, но и уметь применять на практике тактические навыки. Потому среди участников редко встретишь молодых, обычно это люди от 35 лет. Среди спортсменов есть и свои "легенды", такие как Владимир и Алексей Овчинниковы, отец и сын, собравшие себе яхты своими руками и не раз побеждавшие на них".

Сегодня в парусный спорт все чаще приходят новые, состоятельные люди. Среди яхтсменов есть и научные сотрудники, и педагоги, и инженеры, но большинство все-таки бизнесмены. Впрочем, в последнее время модным среди предпринимателей становится более демократичный виндсерфинг (вполне приличная доска для него стоит от 800 евро).

"Нашими соревнованиями мы хотели бы привлечь внимание общественности и инвесторов к яхтингу. В конце года будет озвучена региональная программа развития парусного спорта, - говорит Дмитрий Мурашов. - Ее главная задача - консолидация клубов, а в дальнейшем - вступление в Российскую федерацию парусного спорта и включение Кубка Сибири в календарь российских гонок уже в будущем сезоне". Особые надежды яхтсмены и организаторы соревнования возлагают на Олимпийские игры 2012 года в Лондоне: в составе российской сборной обязательно должны быть яхтсмены из Новосибирска.