Дорога в Китай

Москва, 12.09.2005
«Эксперт Сибирь» №34 (84)
Китай и Россию планируют соединить новой автомобильной дорогой - от приграничной территории Республики Алтай до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Эта дорога даст Сибири независимость от транспортной инфраструктуры Казахстана

На прошедшей в начале сентября XIV Международной торгово-экономической ярмарке в городе Урумчи для Сибири центральной темой стал проект строительства прямой дороги в Китай. Ее протяженность по российской территории составит 186 км - от Кош-Агача до перевала Канас как продолжение Чуйского тракта. С китайской же стороны будет восстановлена трасса от Урумчи до северо-западной границы с Россией.

В случае реализации проекта "большая дорога" будет обслуживать торговый транзит Западной Сибири, Урала и Европы в Синьцзян-Уйгурский автономный район и далее в Центральный Китай.

На транзите через Казахстан Россия ежегодно теряет миллионы долларов. "Этот проект даст новые возможности сотрудничества России и Китая. Обе стороны испытывают к нему большой интерес. Прямое сообщение в значительной степени расширит возможности бизнеса, снизит затраты на перевозку грузов, а также откроет перспективы для развития туризма между нашими регионами", - отметил заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков, возглавлявший сибирскую делегацию на ярмарке.

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) уже подготовил технико-экономическое обоснование строительства трассы. По словам президента Ассоциации автоперевозчиков Юрия Сухина, этот документ "показывает высокую надежность и окупаемость проекта, а также подтверждает актуальность строительства дороги в кратчайшие сроки".

Товарооборот России с Китаем в 2004 году составил порядка 15 млрд долларов, из них 4 млрд долларов пришлось на Сибирь. В течение трех лет это число может вырасти втрое - до 10-12 млрд долларов. Но вклад новой трассы в этой сумме не учтен: срок строительства и объем инвестиций окончательно не определены.

Кроме того, возведением трассы заинтересовался "Газпром", который параллельно готов построить участок газопровода в Китай, тем самым сократив издержки. Предполагается, что источником финансирования "большой дороги" станет федеральный бюджет. Впрочем, не исключаются частные инвестиции, в том числе со стороны китайских компаний.

По расчетам экономистов, реализация проекта приведет к изменению в расстановке сил в экономическом взаимодействии стран Центральной Азии и станет важным фактором развития транспортного сообщения как регионов Сибири, так и других регионов страны - Урала, Центральной России.

Также на ярмарке в Урумчи прошли традиционные Дни Сибирского федерального округа. Сибирская делегация представила инвестиционные проекты в промышленности, сфере высоких технологий и сельском хозяйстве. Как сказал заместитель секретаря парткома компартии Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, председатель Народного политического консультативного совета района Асхат Керимбай, "стратегическое взаимодействие между КНР и Россией вступило в новую стадию - оно развивается теперь по многим направлениям. Активизируется сотрудничество в экономической сфере, растет торговый оборот, наращивается приграничное сотрудничество. Китайское правительство поощряет развитие сотрудничества между регионами, создает условия для развития приграничной торговли".

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (84) 12 сентября 2005
    ВТО-Россия-Сибирь
    Содержание:
    Очередная шоковая терапия

    Вступление России во Всемирную торговую организацию может привести к экономическому разрыву между отдельными регионами и отраслями Сибири. Причина - нечетко сформулированная промышленная и налоговая политика государства

    Реклама