Очередная шоковая терапия

Тема недели
Москва, 12.09.2005
«Эксперт Сибирь» №34 (84)
Вступление России во Всемирную торговую организацию может привести к экономическому разрыву между отдельными регионами и отраслями Сибири. Причина - нечетко сформулированная промышленная и налоговая политика государства

Период адаптации экономики к ВТО после подписания всех документов - пять лет. Это будет время переговоров и взаимных уступок, а затем давление на российскую экономику пойдет по нарастающей. "Период адаптации можно растягивать довольно долго, но это не снимает всей остроты проблем, - говорит ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) Владимир Клисторин. - Сибирь по структуре ее производства не должна так сильно проиграть, как многие другие регионы России. За исключением, пожалуй, машиностроения, но оно и так находится в тяжелом положении. Эта отрасль в значительной степени была ориентирована на оборону, а ВТО не даст ей заказов по определению".

Таким образом, необходим анализ влияния Всемирной торговой организации на экономику регионов и отраслей экономики, особенно на среднесрочную перспективу - 10-20 лет. Априори можно предположить, что регионы, имеющие импортозамещающую промышленность и не обладающие сырьевой базой, а как следствие и экспортными потоками, пострадают больше всего.

По нашим данным, во всей Сибири анализ влияния ВТО провели лишь несколько регионов, в частности Томская область и Республика Бурятия. Скрупулезного исследования по Сибирскому федеральному округу нет, хотя, согласно данным Российской академии наук, на половину его регионов вступление в ВТО окажет существенное воздействие. Например, для экспортно ориентированной экономики Иркутской области должно быть максимально использовано временное повышение тарифов при вступлении в ВТО для повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Не менее важен вопрос изменения структуры управления всей экономикой. В первую очередь это касается энергополитики и систем двойного ценообразования на энергоносители. Уже отмечалось, что резкое повышение цен на газ приведет к шоковым последствиям для населения (см. "Газ против угля" "ЭС" 32 (81) за 22-28 августа 2005 года), а разделение "Газпрома" , за которое ратует Евросоюз, принесет потери до 5 млрд долларов ежегодно, которые не компенсируются 4 млрд долларов дискриминационных выплат от ВТО.

К чему приведет ВТО?

Очевидно, что именно в регионах будут формироваться новые уровни экономики для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и для повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Открытие рынков приведет к потоку импорта, который может смести целые отрасли промышленности. Из тенденций переговоров и требований стран-участников ВТО можно понять, что ощутимый удар в Сибири будет нанесен по машиностроению (авиационному, технологического оборудования, приборостроению), металлургии (как черной, так и цветной), химической промышленности (фармацевтике), пищепрому (в частности, алкогольной и мясомолочной отраслям), а также по экспорту алмазов и металлов платиносодержащей группы. Последует остановка множества смежных производств.

ВТО не дает никаких гарантий, что внешние рынки принесут компаниям новые перспективы - им нужно самим завоевывать рынки. Шансы для расширения есть, но чтобы ими воспользоваться, нужно действовать. Необходим нормальный диалог между властью и бизнесом, для которого, по сути, это все и делается. Хотя представители федеральных министерств и ведомств и заявляют о большой кампании по взаимодействию с деловыми кругами (с 2000 года проведено более 600 встреч и конференций различного уровня, в том числе в регионах), многие предприятия Сибири, в отличие от центральных, не представляют себе всех последствий вступления в ВТО. В лучшем случае оценивается лишь собственное производство. Не учитывается, что вступление в ВТО затронет многие отрасли через цепочку межотраслевых связей, не анализируется, к каким изменениями это приведет во всей производственной структуре.

Быть или не быть

Общеизвестно, что, например, в российском сельском хозяйстве производительность труда в 10 раз ниже, чем на Западе, а это означает его слабую конкурентоспособность. Поэтому переговоры по этому вопросу наиболее сложные. Впрочем, по-видимому, проблем с механизмами поддержки сельского хозяйства (товарные интервенции, товарные кредиты, продовольственные корпорации) не будет. Хотя ВТО их и не признает, считая непрозрачными, а потому неучитываемыми, но наше субсидирование устроено так, что проводится в рамках бюджетного процесса.

Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 года в Женеве. Позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: за точку отсчета взят репрезентативный период 1993-1995 годов с объемом поддержки в 9,5 млрд долларов. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. По словам руководителя российской делегации по переговорам о вступлении России в ВТО Максима Медведкова, "мы должны получить возможность тратить на сельское хозяйство существенно больше, чем сейчас, но переговоры по этому вопросу еще не завершены".

Похоже, федеральный центр, его основные ведомства и крупнейшие российские корпорации достигли консенсуса в отношении Сибири, которая остается сырьевой базой страны. При этом Сибирский федеральный округ в целом находится на этапе стабильного экономического роста и может сильно пострадать от неготовности принять новые правила игры. Это в равной степени коснется и внешнего, и внутреннего рынков. Выход - четко продуманная и взвешенная политика государства в отношении отечественных компаний.

Проиграют от вступления в ВТО и те компании, которые производят товары на экспорт. В особой группе - продукция нефтегазовой промышленности: затруднений с ее поставкой за рубеж не возникает. В обозримом будущем проблемы компаний этой отрасли будут сведены лишь к созданию инфраструктуры, позволяющей без затруднений экспортировать произведенное (добытое).

У других отраслей, таких как черная и цветная металлургия, лесная и угольная промышленность, машиностроение, могут возникнуть проблемы с экспортом и усилится конкуренция с импортной продукцией на внутреннем рынке. Для них вступление в ВТО - важный вопрос, поскольку они вполне могут попасть под экономические санкции за недобросовестную конкуренцию и демпинг. Уже сейчас ежегодно штрафы накладываются более чем на 100 российских предприятий реального сектора экономики.

Выиграют многие российские импортеры, поставляющие продукцию иностранных фирм в регионы. Для них вступление в ВТО - безусловное благо. Снизятся таможенные пошлины на ввозимую ими продукцию, финансовое обслуживание контрактов с контрагентами существенно облегчится. Кроме того, выиграют и потребители: из-за наплыва импорта резко усилится конкуренция и цены понизятся.

Скорее всего, открытие границ для внешней торговли приведет к определенной демонополизации рынка. Особенно это коснется финансовых услуг: на рынок придут иностранные компании страхового и банковского сектора. От этого выиграют отдельные регионы и некоторые участники рынка.

Сырьевые отрасли Сибири получат хорошие шансы пробиться на новые рынки, и сделать это им будет легче, чем другим. Но и здесь возникнут проблемы, связанные со слаборазвитой инфраструктурой транспортировки, складирования, дефицитом вагонного парка. Сибирь может получить преимущества от того, что здесь ослабнет монополизм таких финансовых государственных структур, как Сбербанк РФ или Внешторгбанк. Кроме того, легальные экспортно-импортные сделки должны сопровождаться финансированием и страхованием, а это открытие новых видов услуг для местных компаний.

Для несырьевого бизнеса, производящего потребительские товары и продукцию высокого передела, в борьбе с импортом необходимы лучшие условия по налогам. Только тогда они смогут воспользоваться своими главными козырями - близостью к рынкам (экономия на транспортных расходах) и знанием местного потребителя. Хотят того власти или нет, но нужно сокращать налоги на малый и средний бизнес. Для сравнения: в валовом внутреннем продукте Китая доля консолидированного бюджета (формируемого за счет налогов) составляет 20%, а России - 35%, то есть налоговая нагрузка у нас сильнее.

Основные доходы в федеральный бюджет приносит внешнеэкономическая деятельность (ввозные и вывозные таможенные пошлины). В 2005 году ее доля составила 27,6% от всей доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость (НДС) падает: в 2003 году он формировал 50% бюджета страны, в 2004-м - 47%, а в 2005-м - 33,8%. Его становится все сложнее собирать. Сейчас НДС давит на отечественные перерабатывающие отрасли. Если мы хотим иметь налоговую систему, близкую к существующей за рубежом, то нагрузка на бизнес должна снижаться, а налоги на население - расти.

Впрочем, существующая российская налоговая система не является предметом торга при вступлении в ВТО. "Ключевой налог для международной торговли - на добавленную стоимость - соответствует всем международным соглашениям, конвенциям по его взиманию, - говорит начальник информационно-аналитического отдела Межрегиональной инспекции МНС России по СФО Дмитрий Куницын. - Все изменения, которые будут осуществляться с января 2006 года, в значительной степени соответствуют параметрам по вступлению в ВТО, и "подстройки" внутреннего законодательства не будет. В России, по сравнению с теми же странами Европы, невысокое налогообложение. Для торговли ключевой вопрос - НДС. В будущем времени планируется перейти от разрешительного порядка его возврата к заявительному, а авансы по экспорту не будут облагаться. Мы идем в русле всего мирового сообщества, и каких-либо глобальных изменений не произойдет. В то же время с 2006 года (согласно Федеральному Закону 119 от 22 июля 2005 года) предприятия станут заявлять экспортный НДС не в отдельной налоговой декларации, а в единой, то есть будет подтверждаться нулевая ставка, а налоговые вычеты - предоставляться в общем режиме. Это даст возможность сократить реальные сроки возврата НДС с экспортных поставок".

Взвешенный подход

Можно констатировать: вопрос, вступать в ВТО или нет, сейчас уже не стоит столь остро. Это подтвердил и Президент РФ Владимир Путин: "ВТО - не абсолютное зло и не абсолютное добро, а инструмент, и им надо уметь пользоваться". Присоединяться к ВТО нужно - на нее приходится более 90% мирового товарооборота. Но входить не с крейсерской скоростью. "Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России с использованием инструментов, которые предлагаются правилами ВТО, связана с тем, что значительная часть компаний все еще не готова работать в конкурентной среде, - считает ответственный секретарь рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Борис Вишневский. - Мы вправе требовать от правительства поддержки, но только тогда, когда позиция бизнеса консолидирована, понятна и не выходит за правовые рамки ВТО".

В мировом масштабе идеологию Всемирной торговой организации можно представить так - политика протекционизма стран в отношении собственных производителей если не сводится к нулю, то по крайней мере ставится под жесткий контроль. В результате происходит резкое усиление товарной специализации регионов и стран на те виды продукции, по которым они имеют явные конкурентные преимущества. Для Сибири это по-прежнему означает специализацию на поставках природных ресурсов. Причем за счет резкого сокращения производства в перерабатывающих отраслях. Если для них не будет налоговых преференций от государства, то негативные последствия для экономики Сибири будут много большими, чем выигрыш России от вступления в ВТО.

Что такое ВТО

Всемирная торговая организация создана 1 января 1995 года. Место расположения: Женева, Швейцария. ВТО является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 годов). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Главные принципы торговли между странами в рамках ВТО сводятся к взаимному предоставлению режима наибольшего благоприятствования для товаров и услуг, регулированию торговли преимущественно тарифными методами, отказу от использования количественных и иных ограничений, прозрачности торговой политики, разрешению торговых споров переговорами и консультациями. Руководитель с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Логические схемы вступления в ВТО для экспортно-ориентированных отраслей

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (84) 12 сентября 2005
    ВТО-Россия-Сибирь
    Содержание:
    Очередная шоковая терапия

    Вступление России во Всемирную торговую организацию может привести к экономическому разрыву между отдельными регионами и отраслями Сибири. Причина - нечетко сформулированная промышленная и налоговая политика государства

    Реклама