Последствия глобализации

Антон Ворыхалов
19 сентября 2005, 00:00
  Сибирь

В разгар уборочной кампании регионы Сибири столкнулись со значительным ростом цен на бензин и дизельное топливо. Аналитики связывают его с повышением мировых цен на нефть.

По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков "КОРТЕС", индекс отпускных цен на бензин российскими нефтеперерабатывающими заводами с начала этого года увеличился на 27%. Цена бензина АИ-92, к примеру, в Новосибирской области за месяц выросла с 15 до 17 рублей за литр. Во многом рост цен обусловлен сложившейся структурой себестоимости бензина. Несмотря на то что цена сырой нефти составляет около 4% в стоимости бензина (остальное - производственные затраты, прибыль заводов и налоги), рост мировых цен до рекордного уровня - выше 70 долларов за баррель нефти марки Brent - привел и к увеличению цен на ГСМ внутри страны. Связано это с тем, что в себестоимости значительную долю составляют налоги, в частности, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С января 2004 года он зависит от цены нефти на мировом, а не на внутреннем рынке, в результате рост мировых цен ведет к увеличению налоговой нагрузки на нефтяные компании. Те, в свою очередь, не желают нести потери на российском рынке.

Сложившаяся ситуация с ростом цен на топливо не удовлетворяет региональные власти. С резкой критикой действий перерабатывающих предприятий выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он заявил, что намерен подать в суд на ОАО "Сибнефть - Омский нефтеперерабатывающий завод", поставляющее до 80% нефтепродуктов на территорию области. Новосибирский губернатор Виктор Толоконский обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с письмом о том, что рост цен на ГСМ может привести если не к срыву уборочной кампании, то к проблемам в ее ходе. Гибче повел себя омский губернатор Леонид Полежаев. Ему удалось договориться с "Сибнефтью" о скидке на топливо для крестьянских хозяйств на 3-4% на период уборочной. Затем руководство нефтяной компании объявило, что "Сибнефть" сможет продавать топливо в Кемеровскую область со скидкой, но только во время проведения уборочной компании.

Ситуация с внутренними ценами на нефть стала предметом обсуждения Государственной Думы и Министерства экономического развития и торговли РФ. Парламентарии обратились к правительству с предложением "заморозить" цены на низкооктановый бензин и дизельное топливо. В МЭРТе же противодействовать росту цен на бензин решили изменением налога на добычу полезных ископаемых (уже в этом году ставка НДПИ может быть уменьшена), а также понижением акциза за производство качественного топлива. Предполагается, что корректирующая функция будет возложена на экспортную пошлину, размер которой вырастет со 101 доллара за тонну нефти на начало года до 180 долларов к 1 октября.

Что касается дальнейшей динамики мировых цен на нефть, то прогнозы существенно разнятся - от коррекции к 50 долларам за баррель до взлета к 100 долларам. Сегодня федеральный бюджет на 2006 год сверстан с учетом цены барреля нефти в 40 долларов, что представляется наиболее адекватной оценкой. Таким образом, если экспортная пошлина на сырье и в будущем будет привязана к мировым ценам на нефть, можно ожидать некоторого снижения или стабилизации цен на ГСМ на российском рынке.