- В чем для вас заключаются итоги первого полугодия 2005 года?
- На мой взгляд, главный итог - появление реального интереса к автоматизации со стороны промышленно-торговых фирм и предприятий, работающих с конечным потребителем. В отличие от ресурсных компаний, у них другая мотивация. Ресурсные компании внедряют ИТ-системы для управления издержками. Фактически их менеджеры хотят иметь инструмент управления себестоимостью своей продукции. Как следствие, на первом этапе спрос направлен на учетные решения, системы управленческого планирования и контроля. У предприятий, приближенных к своему конечному потребителю, другие проблемы: для них информационные технологии - это источник получения конкурентного преимущества.
- Да, но если источник средств ресурсных компаний понятен - хорошая конъюнктура на мировых рынках, то откуда деньги на автоматизацию у компаний, например, пищепрома?
- Это эффект мультипликатора. Да, сейчас основные толкачи экономики - цены на нефть. Но добывающие предприятия столкнулись с ограничениями по мощности: до недавнего времени деньги в новые месторождения вкладывались вяло. Сейчас такая возможность появилась - это значит, что появились длительные инвестиционные программы, например по замене оборудования. А это, в свою очередь, привело к притоку инвестиций в машиностроение - и так далее, по цепочке. Таким образом, у предприятий других отраслей появились деньги, которые они готовы вкладывать в автоматизацию.
- Если говорить об угледобывающей промышленности, то там очень велик износ мощностей - до 80%, и все инвестиционные программы направлены на его модернизацию. А на ИТ-решения денег вроде бы не остается...
- С угольными компаниями другая ситуация: все они входят в состав крупных федеральных холдингов. Акционерам этих холдингов важно контролировать издержки по каждой бизнес-единице, то есть нужна учетная система. Раз холдинг крупный, то требуется консолидация данных по всем структурным звеньям, а где консолидация - там уже и бюджетирование и оптимизация бизнес-процессов. Так и развивают ИТ-инфраструктуру. Затраты на ИТ в угольной промышленности значительные. Просто на фоне затрат на производственные активы они незаметны.
- Насколько тяжело работать с местными топ-менеджерами при реализации ИТ-проекта в холдинговой структуре?
- Местные директора инициаторами ИТ-проектов практически не выступают. Вся инициатива исходит от московского руководства, для которого наличие на предприятии системы управленческого контроля и учета - стандарт. Москвичи приезжают на предприятие, видят, что ее нет, и тут же инициируют проект. В наших проектах спонсорами и руководителями внедрения практически всегда являются московские управленцы.
- Меняются ли требования заказчиков к ИТ-системам?
- Да, меняются качественно, это четко прослеживается уже два-три года. Ощущается, что менеджеры начинают осознавать: сами по себе информационные технологии не приводят ни к росту производительности труда, ни к получению конкурентных преимуществ. Необходима рационализация бизнес-процессов. Проекты становятся более комплексными. Если в прошлом году у нас только каждый шестой проект включал оптимизацию бизнес-процессов, то в этом году - каждый третий. Поставщику ИТ-решений уже недостаточно технической квалификации - нужно еще обладать навыками консультанта по управлению.
- Тем не менее, исследование спроса показало, что пик ИТ-бюджетов большинства заказчиков был в 2003-2004 годах, теперь затраты стабилизировались. Насколько это повлияет на рынок?
- Это достаточно субъективная оценка. Те, у кого "кормильцы" старые - где пик спроса уже прошел, - скажут, что рынок стабилизировался. Те, чьи заказчики еще не проявили себя, динамики рынка не ощущают. Хотя я соглашусь: рынок находится в ожидании. Инфраструктурные проекты - достаточно простые и короткие по срокам - фирмы реализовали. Внедрение систем управления - процесс более длительный. Возможно, компании не хотят ввязываться в долгосрочные инвестиции в ИТ. Наша компания растет в среднем на 30% в год. В 2005 году мы повысили свою эффективность. А она зависит от количества межпроектных простоев. Значит, в этом году таких простоев было меньше.
- С какими рисками сталкивается ваша компания и как решает проблемы?
- Мы работаем с крупными заказчиками. Это означает длительные сроки переговоров по проектам, а затем пиковые нагрузки. Способ нивелировать риски известен - диверсификация портфеля проектов, управление приоритетами по проектам, передача части функций на аутсорсинг другим ИТ-компаниям или использование ресурсов заказчика.
- Каковы перспективы ИТ-рынка Сибири на ближайшие год-два?
- Я думаю, он продолжит расти теми же темпами. У многих заказчиков устарели программно-технологические платформы, и они будут менять их уже в ближайшее время. Лидеры в отраслях станут внедрять управленческие решения. Остальные участники рынка через некоторое время начнут их копировать. Но это скорее перспектива на срок более поздний, чем два года.