Интеллигенты в фас и профиль

На VIII всероссийском фестивале "Реальный театр" сибирские постановщики блеснули умом

С 7 по 13 сентября в Екатеринбурге прошел VIII всероссийский фестиваль "Реальный театр" - один из четырех самых значимых театральных форумов страны, собирающий лучшие труппы, лучших режиссеров, российских и иностранных театроведов.

В этом году завсегдатай фестиваля - Новосибирский академический молодежный театр "Глобус" - привез спектакль Марии Брусникиной "Моя Марусечка", историю жизни и смерти простой женщины. Глубокая сентиментальность постановки заставила театроведов разделиться в своем отношении к "Марусечке" на две половины. Одни, как профессор американского университета Колорадо Марк Липовецкий, "почувствовали себя изнасилованными желанием театра выбить у зрителя слезу". Другие, даже закаленные театралы, тихо плакали в зале и не стеснялись потом говорить об этом на обсуждении. Думается, этот своеобразный спектакль - очень женский, со светлой грустью, полуфольклор-полубытовая повесть - надолго останется в репертуаре "Глобуса".

Если новосибирский театр обратился к теме простого человека, то омские в унисон заговорили об интеллигентах и интеллектуалах. Так, Омский академический театр драмы представил четырехактный "Вишневый сад" в постановке Евгения Марчелли. Замечания критиков о том, что пьеса устала от сцены, и, пожалуй, ее пока не стоит ставить, разбились о великолепные актерские работы Михаила Окунева, Ирины Герасимовой, Екатерины Потаповой и мастерскую игру режиссера с текстом и жанром. Марчелли, по его признанию, постарался привнести в театральную постановку элемент эстрадного шоу и даже цирка. Рискованные игры с техникой и дороговизна постановки создали у некоторых зрителей ощущение претенциозности. В "Вишневом саде" режиссер заставил деньги служить сцене. Правым здесь оказывается Лопахин со своим желанием разделить старый сад на дачные участки. Мещанство побеждает интеллигенцию.

Своеобразным ответом "Вишневому саду" стали "Чудаки" Омского государственного камерного драматического "Пятого театра" в постановке питерского режиссера Анатолия Праудина по пьесе Максима Горького. Работа, получившая Гран-при на фестивале "Сибирский транзит - 2005" в номинации "Лучший спектакль", отличается точностью и подробностью передачи текста (это почерк режиссера). Праудин не раз повторял, что его спектакли - для людей в первую очередь думающих, а уже потом чувствующих. Многоярусные декорации Марта Китаева, великолепная игра актера Сергея Остапенко и отсутствие попыток режиссера соригинальничать в постановке классической пьесы делают "Чудаков" знаковым спектаклем для тех, кто любит традиционные постановки.

Этот же театр привез текст известного российского драматурга Клима (псевдоним Владимира Клименко) "Падший ангел" в исполнении Марии Долганевой (приз за лучшую женскую роль в этом спектакле на "Сибирском транзите - 2005"). Спектакль по мотивам романа Федора Достоевского "Идиот", поставленный режиссером Алексеем Янковским, вроде бы должен передавать зрителю мысли Аглаи и Настасьи Филипповны. Но этого не происходит. Клим написал абсолютно свое произведение, а Марии Долганевой удается в течение часа удерживать внимание зрителей на, казалось бы, безумном тексте с массой повторов и отступлений. Она создает свое произведение о том, что может думать и чувствовать любая умная девушка в любую эпоху.

Последний омский проект, представленный в "Реальном театре", - работа актера Евгения Фоминцева "Одна ласточка еще не делает весны". Продюсер и режиссер спектакля - Илья Лобанов. Собственно, это даже не спектакль, а читка повести Георгия Садулаева о войне в Чечне, рассказанная с позиции чеченца. Автор не претендует на объективность, но, по мнению режиссера, этот текст нужно читать со сцены театра, потому что в нем есть та правда, которой нет на телеэкранах и в газетах.

Закон театра - обнажить реальность и если это необходимо - стать документальным, при этом оставаясь интеллигентным. Интеллигентность - это в первую очередь совестливость. И все пять сибирских спектаклей на "Реальном театре" напоминали именно об этом, таком редком свойстве человека.