Первые миграционные потоки Сибирь приняла на рубеже 1990-х годов, когда началось активное движение вынужденных переселенцев. Русскоязычное население стремилось вернуться на историческую родину из республик Средней Азии. В последнее время таких людей становится все меньше, и, как считают в Управлении по делам миграции ГУВД Новосибирской области, в ближайшие годы тенденция снижения миграционной активности сохранится. Одной из причин они называют сокращение иммиграционного потенциала стран ближнего зарубежья: все, кто хотел и мог, уже выехали, остальные постепенно адаптировались к новым условиям жизни.
"Наше исследование показывает, что в Средней Азии еще достаточно много русскоязычного населения, которое хотело бы уехать оттуда, - возражает миграционной службе заместитель заведующего отделом социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП, Новосибирск), доктор экономических наук Светлана Соболева. - Просто эти люди не имеют такой возможности - в решении миграционного вопроса им необходима помощь российских властей". В Институте экономики предлагают рассматривать русскоязычное население среднеазиатских республик СНГ как ресурс для пополнения сибирского рынка труда в ближайшем будущем.
Между тем в регионе нарастает миграционный поток титульного населения среднеазиатских стран ближнего зарубежья и государств Юго-Восточной Азии. В Новосибирской области, например, за пять с небольшим лет (с 1999-го по 2005 год) число иностранных граждан, привлекаемых на работу, выросло на 70%. "Предпосылок для уменьшения потока трудовой миграции нет, - считает начальник Управления по делам миграции ГУВД Новосибирской области Юрий Новиков. - В Китае, Корее, странах СНГ на национальном рынке труда не востребовано большое количество рабочей силы. Поэтому многие едут в Россию - здесь есть потенциальная возможность трудоустройства". Для примера: в Китае армия безработных составляет 142 млн человек, что сопоставимо с населением России.
Правда, отсутствие в нашей стране квот на привлечение иностранной рабочей силы определяет "национальный колорит" трудовой миграции. Более 70% гастарбайтеров приезжают в РФ именно из стран СНГ. Количественные оценки потока желающих найти работу в Сибири самые приблизительные. "Теневой сектор занятости мигрантов очень велик, - говорит Светлана Соболева. - В Новосибирской области квота по приему иностранных мигрантов - 4 тыс. человек. Но наши исследования показывают, что на самом деле их в 8-10 раз больше, чем зафиксировано статистикой". Если рассматривать округ в целом, то речь может идти как о сотнях тысяч, так и о миллионе людей. Точное число установить невозможно - известно лишь, что Сибирский федеральный округ занимает третье место по числу привлекаемых на работу иностранных граждан - после Центрального и Северо-Западного, которым достается подавляющее большинство трудовых мигрантов.
Хозяин - барин
Не менее сложно дать объективную оценку и самому сибирскому рынку труда. Согласно данным Федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области, информацию в службу занятости представляют лишь 7,3% предприятий, зарегистрированных в Новосибирской области. Причем, как правило, поступают сведения о вакансиях с заведомо заниженной оплатой труда при высоких требованиях квалификации. Естественно, такие предложения не вызывают особого интереса у обращающихся в службу занятости граждан, и многие квалифицированные специалисты предпочитают искать работу самостоятельно.
В результате официальный уровень безработицы существует лишь номинально, и он невысок: по последним данным, 3,1% от экономически активного населения (в прошлом году - 2,7%). По состоянию на 1 сентября 2005 года в СФО зарегистрировано 310 тыс. безработных. В то же время предприятия и организации заявили в службы занятости о потребности в 137,6 тыс. сотрудников. Таким образом, уровень напряженности на сибирском рынке труда составляет два-три человека на одну вакансию. Видимых причин для привлечения иностранной рабочей силы нет. Но участники рынка говорят об остром дефиците рабочих рук.
"В 2004 году в Новосибирске подписаны сотни строительных площадок, - говорит директор Новосибирского филиала межгосударственного миграционного центра Денис Фролов. - Из них освоены только около 70. Многие объекты стоят именно из-за отсутствия рабочей силы".
Свободные ниши рынка труда занимают мигранты. К нам едут работать из Казахстана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Киргизии, Германии, Азербайджана, Китая, Южной Кореи, КНДР и ряда других стран. Для граждан республик Средней Азии характерна сезонная трудовая миграция. Они приезжают в Сибирь весной и покидают ее осенью. Большинство не имеют планов переезда в Россию на постоянное место жительства. Как показывают исследования, это люди достаточно образованные. Возраст среднеазиатских гастарбайтеров - 25-40 лет. Они имеют возможность искать работу самостоятельно: через знакомых, национальные диаспоры.
Трудовые мигранты из Юго-Восточной Азии - корейцы, китайцы, вьетнамцы - обычно живут в Сибири по несколько лет, не уезжая. Они, как правило, имеют низкий уровень образования и не владеют русским языком, поэтому живут и работают бригадами. Работодателями для них могут выступать как их обрусевшие соотечественники, так и русские.
На рынке иностранной рабочей силы существует негласное разделение труда. Например, таджики и узбеки занимаются самой грязной работой - в качестве низкоквалифицированной рабочей силы они трудятся на строительных площадках, овощных базах, уборке улиц. Армяне зарабатывают ремонтом квартир и автомобилей. Азербайджанцы командуют на продовольственных рынках. Китайцы специализируются в ресторанном бизнесе, торговле товарами народного потребления и производстве контрафактной продукции, занимаются сельскохозяйственным производством.
Гастарбайтеры занимают нишу низкооплачиваемого, тяжелого физического труда - непривлекательную для местного населения часть рынка. А значит, не создают конкуренции в тех сегментах, которые интересны сибирякам.
Сибирские пленники
В Новосибирской области в этом году около 600 работодателям дали разрешение на трудоустройство иностранных рабочих. Свыше 6,5 тыс. граждан из других стран получили рабочие места легально. Но, как показывает практика, на соблюдение формальностей работодатель идет в том случае, когда приглашает на работу относительно небольшое количество иностранцев - до 5 человек. Нарушения закона начинаются, когда речь заходит о трудоустройстве десятков и сотен гастарбайтеров.
"Существующий порядок въезда иностранных граждан предусматривает наличие временной прописки, - говорит Юрий Новиков. - Но в Новосибирске отсутствует жилой фонд для размещения приезжих. Нет общежитий, а гостиницы слишком дороги. И далеко не каждый квартиросъемщик пойдет на то, чтобы прописать к себе иностранного гражданина - это влечет за собой дополнительные расходы по квартплате. Поэтому люди живут на стройках, в заброшенных местах".
"У меня есть официальное соглашение с рядом китайских предприятий о привлечении на строительство жилых домов 1,5-2 тыс. китайцев, - рассказывает президент новосибирского промышленно-строительного концерна "Сибирь" Валерий Червов. - Я вынужден обращаться за их помощью, потому что не могу найти достаточного количества рабочих рук на внутреннем рынке труда. Но вот решение вопроса о временной прописке потребует от меня чудес изобретательности".
Реального выхода из сложившейся ситуации пока не видят даже в миграционной службе. Ни один сибирский город не способен выделить достаточное количество жилфонда для иностранцев, приезжающих на заработки. Есть идея прописывать их по месту работы, но пока она не принята как норма закона.
А когда закон невозможно соблюсти, его обходят. Каждый год с наступлением лета миграционная служба регистрирует всплеск числа нелегалов, работающих в стране. Попытки контролировать работодателей, выезжать на места работы иностранных граждан, чтобы по факту наказывать нанявшего и депортировать гастарбайтеров на родину, напоминают игру в кошки-мышки. В случае выезда комиссии на строительную площадку нелегалы мгновенно "теряются" в одной из квартир строящегося дома.
Незаконное использование труда выгодно работодателю. Он таким образом избегает платежей в бюджет за использование иностранной рабочей силы, не платит налоги, которые обычно начисляются на фонд оплаты труда, освобождается от взносов в социальные фонды - ведь зарплата выдается "вчерную".
"Ежегодно из-за уклонения от уплаты налогов в связи с привлечением иностранцев государственная казна теряет до 1 млрд долларов, - комментирует Светлана Соболева. - Кроме того, нелегальная миграция, создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг, стимулирует развитие теневых сегментов и тормозит создание эффективного цивилизованного рынка труда".
В условиях незаконного привлечения гастарбайтеров работодатель зачастую отказывается от расходов и на содержание иностранной рабсилы, несмотря на то что это предусмотрено российским законодательством. Довольно часты случаи обмана нелегалов. Оказавшись вне правовых рамок, они превращаются в пленников, которые имеют только одно право - на труд. Причем такой, который невысоко ценится. Работодатели признают, что услуги гастарбайтера стоят минимум вдвое дешевле услуг местного рабочего. По большому счету, это "окупает" риск нарушения Федерального Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (за факт нелегального найма иностранной рабочей силы работодателю начисляется штраф в размере до 200 тыс. рублей).
Гастарбайтеры из Средней Азии приезжают в Сибирь каждый год. Везут родственников, близких, знакомых. К сожалению, иного выхода у них пока нет. Для многих 20-30 тыс. рублей, заработанные за сезон, - очень большие деньги. В Таджикистане, например, средний уровень заработной платы - 30-40 долларов в месяц.
Второе освоение Сибири
Если демографическая ситуация в России не изменится, то к 2050 году в стране останется 100 млн человек, из них в Сибири - 12-13 млн (сегодня здесь проживает 20,1 млн). То есть Сибирь, как и Россия в целом, будет заинтересована в импорте рабочей силы. Поэтому проблему нелегальной миграции необходимо решать сегодня. Для этого с иностранными рабочими дальнего и ближнего зарубежья необходимо выстроить цивилизованные отношения. И в дальнейшем сделать российский рынок труда более привлекательным для иностранцев. Кроме того, по опыту, например Германии, надо создать благоприятные условия для возвращения на историческую родину нашим соотечественникам, проживающим за границей.
Нелегальная миграция рассматривается как реальная угроза для национальной безопасности России. Так, по данным ИЭОПП, с начала 1990-х численность китайцев на территории России увеличилась почти в 20 раз. И оснований для сокращения потока нелегальных мигрантов из КНР нет. Огромное демографическое давление, избыточность рынка труда, высокий уровень безработицы в своей стране будут подталкивать китайцев искать заработок за ее пределами.
"Если хотите, - замечает Светлана Соболева, - сейчас идет освоение Евроазиатского континента в обратном направлении - с Востока на Запад. И этот путь теперь проходят не европейцы, а азиаты". Легализация миграционных потоков, прежде всего трудовой миграции, позволит государству контролировать ситуацию. Но в России пока только учатся управлять этими потоками - проблема для страны относительно новая. "Если взять общемировую практику, то в Германии, например, процедура оформления иностранного работника занимает 1-1,5 месяца, - говорит Денис Фролов. - А у нас федеральный закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан, вышел только в 2002 году. Отработать систему в рамках страны не так просто. До сих пор нет окончательной структуры миграционной и паспортно-визовой службы, не налажено их взаимодействие. Департамент занятости работает пока по старинке, без учета новых требований и возможностей рынка труда, отстаивая интересы рабочих, но не работодателей".
Существенно изменить ситуацию к лучшему может упрощение порядка регистрации иностранной рабочей силы. Работодатели предлагают отменить обязательный пункт с временной пропиской иностранца. Федеральная миграционная служба в двух регионах России - Москве и Красноярском крае - проводит эксперимент иного рода. Легализацией иностранных граждан непосредственно на месте их работы занимаются специальные отряды миграционной службы. В региональных отделениях говорят о необходимости принятия Федерального Закона "О миграции", в котором должна быть четко прописана схема работы с иностранными гражданами. На международном уровне заключаются соглашения об открытии представительств соседних государств. Эти структуры занимаются непосредственно судьбой своих соотечественников-гастарбайтеров, решают проблемы легализации своими силами. Постепенно формируется межгосударственная кадровая сеть. И, скорее всего, в условиях общей экономической интеграции произойдет и постепенное слияние межгосударственных рынков труда, в которых перемещение рабочих рук будут диктовать в первую очередь законы рынка - спрос и предложение. В этом случае наиболее качественные трудовые ресурсы достанутся работодателям тех государств, которые предложат самые приемлемые условия труда.