Дисбаланс интересов

В октябре в Сибири закрывается очередной трудовой сезон мигрантов стран ближнего зарубежья. По информации Управления иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России, в прошлом году на территорию России въехали около 22 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

Оценивая реальный поток нелегальной миграции, эксперты предлагают умножать количество официально въехавших как минимум на два. Подавляющее большинство нелегалов (до 80%) проникают через границу с Казахстаном, гораздо меньше - через рубежи с Китаем и Монголией. Далее они либо оседают в приграничных и близких к границам территориях, либо движутся в европейскую часть страны. Там больше возможностей найти работу, а, кроме того, можно так же незаконно перебраться в Европу - через границы с Украиной, Беларусью и странами Балтии. Постоянное число нелегалов на территории России, по разным оценкам, колеблется в пределах 3-5 млн человек. Сибирь выступает для них в двух ипостасях - как "большая дорога на Запад" и как обширный рынок труда.

Низкий уровень развития производства, а значит и весьма ограниченный рынок труда - общая черта для стран Средней Азии, бывших союзных республик. Возможность трудоустроиться и более высокая заработная плата сегодня привлекают их жителей на территорию России.

По данным, которые приводит Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств, численность экономически активного населения в странах СНГ в среднем за 2004 год оценивается в 129 млн человек, в том числе занятых - 119 млн, безработных (определенных по методологии Международной организации труда) - 10 млн. В общей численности занятого населения удельный вес наемного персонала в большинстве стран Содружества колеблется в основном в пределах 40-90% (в России - 92%, на Украине - 83%, в Молдавии - 62%, в Казахстане - 57%, в Киргизии - 41%).

В результате сегодня, ориентируясь на потоки трудовой миграции, которые явно указывают на потенциал российского рынка труда, главы государств СНГ активно создают законодательную базу для экспорта рабочей силы. Для государств Средней Азии урегулирование этого вопроса снимает социальную напряженность в обществе и способствует притоку капитала. Для России решается актуальная проблема рабочей силы.

Тема трудовой миграции осложняется прежде всего тем, что подавляющая часть гастарбайтеров находится на территории России нелегально. Сама процедура оформления иностранного рабочего, по общему мнению руководителей компаний и представителей миграционной службы, не так сложна. В среднем оформление одного иностранного рабочего обойдется работодателю в 4-5 тыс. рублей (рабочий из дальнего зарубежья стоит дороже из-за необходимости оформления визы). Процедура получения разрешения на работу иностранца занимает от 3 до 6 месяцев. Если в компании существует бизнес-планирование, то все формальности можно решать заранее.

Несмотря на то что на межгосударственном уровне принят целый ряд документов, посвященных регулированию миграционных потоков и легализации трудовой миграции населения, проблема с нелегалами пока так и не решена. Один из основополагающих актов принят еще в апреле 1994 года - это многостороннее "Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов". Увы, сама жизнь демонстрирует бездейственность предпринятых мер, а точнее бездействие властей. Иначе сегодня на рынке иностранной рабочей силы складывалась бы совсем иная ситуация.

Что можно сделать еще? Наверное, просто выполнить предусмотренные нормативными документами обязательства сторон. Это уже станет началом перемен. А затем, скорее всего, сформировать сеть департаментов занятости в рамках Содружества. Причем такую, которая учитывала бы и спрос, и предложение. В этом случае наемному рабочему, так же как и работодателю, проще решать все вопросы по оформлению и трудоустройству легально. И тогда теневая трудовая миграция сократится до минимума.