В Иркутске состоялась международная конференция "Двадцать лет спустя. Советский человек в постсоветском мире". Как замечает научный руководитель Центра независимых социальных исследований и образования (Иркутск) Михаил Рожанский, "исследований советского и позднесоветского периода сейчас не так много, и большинство рассуждений на эту тему имеют скорее политический угол зрения". Что же касается антропологических и социальных исследований, то их единицы.
Начало перестройки принято отсчитывать с выступления Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза в апреле 1985 года. Социологи и лингвисты, историки и философы изучают сегодня это время как феномен, исследуя общественное мнение о перестройке, ее причины и последствия.
В апреле 2005 года Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) провел опрос, по результатам которого выяснилось: 67% россиян считают, что время перестройки еще не закончилось. В целом историческая эпоха, которую принято называть перестройкой, в воспоминаниях жителей страны окрашена в мрачные тона: лишь 17% респондентов заявили, что воспринимают ее положительно, 50% дали отрицательную оценку. Остальные либо относятся нейтрально (таких 27%), либо затрудняются с ответом.
Люди у дачи
Ученые рассматривают постсоветского человека как преемника представителя советской действительности, изучают его особенности, его взгляд на мир, на себя в этом мире. Предметом исследований съехавшихся на иркутскую конференцию стала не столько психология постсоветского человека, сколько постсоветская действительность.
По мнению аспирантки Института культурной и социальной антропологии Свободного университета (Берлин) Илки Борхардт, "городское садоводство и огородничество, которым занимается практически каждый житель российских городов, можно рассматривать как проявление существования культурной памяти населения". Госпожа Борхардт сделала свое исследование на примере сибирских городов. В течение нескольких лет она изучала сибирские дачи, пыталась понять их необходимость для городских жителей, которые, казалось бы, вовсе не обязаны заниматься огородничеством. В итоге она заключила: "Дачи необходимы сибирским жителям, поскольку в условиях социальных, глобальных изменений в стране наличие загородного дома с участком дает ощущение защищенности, индивидуального уменьшения риска". Кроме того, по ее мнению, дача выступает в роли передатчика памяти от предков людей, живших в досоветской России. "В таком переходном обществе, как российское, по-моему, уже сейчас, через 20 лет с начала трансформационного периода, оправданно говорить о начале новой эпохи, учитывая, что уже существует поколение, которое не имеет личных воспоминаний о советском образе жизни", - считает Илка Борхардт.
Сибирскую элиту посчитали
Историк из Усть-Илимска (Иркутская область) Евгений Волосов выступил с проектом докторской диссертации, в которой он исследует, как изменилось постсоветское положение бывших руководителей крупных региональных предприятий. Проведя интервью с близкими знакомыми и самими представителями высших слоев общества, Волосов пришел к выводу, что советская и современная элита в оценке советской действительности разделилась на три части.
Значительная часть респондентов ностальгирует по советским временам и негативно оценивает последствия перестройки. Среди поддерживающих эту точку зрения историк называет бывшего руководителя предприятия "Иркутсклеспром" Владимира Сахарова, экс-начальника "Главкрасноярскстроя" Владимира Абовского. Большинство (среди которых, в частности, первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков, бывший руководитель "Востсибугля" Иван Щадов, бывший гендиректор "Иркутскэнерго" Виктор Боровский) оценивает постсоветские изменения двояко, отмечая и хорошие, и плохие стороны.
Третья часть респондентов - предста вители современной политической и экономической элиты Иркутской области и Красноярского края. Они уверены, что перестройка благотворно сказалась на России. В этой группе - директор Иркутского алюминиевого завода Игорь Гринберг, председатель совета директоров НПК "Иркут" Алексей Федоров, член Совета Федерации РФ Валентин Межевич.
Как считает Евгений Волосов, различия в оценке постсоветских изменений бывшей и современной региональной элитой объясняются тем, что одни, несмотря на перестройку, смогли приспособиться к новым условиям, а другие - нет. По мнению исследователя, те, кто сегодня занимает первые позиции, вошли в эпоху перестройки вторыми, в бытность советской власти у них не было бы шансов на продвижение. Но, как замечает историк, "ни один из региональных руководителей не дорос до олигархов". Очевидно, региональным представителям в изменившихся условиях не хватило способностей подняться до уровня всероссийской верхушки социума.