Не любой ценой

Андрей Липин
24 октября 2005, 00:00
  Сибирь

Ежегодно на шахтах Кузбасса гибнут десятки горняков. Собственники предприятий стремятся переломить ситуацию. Инвестиции в безопасность в 2005 году должны составить более 2 млрд рублей

В угольной промышленности России сегодня действуют свыше 240 угледобывающих предприятий, в том числе 104 шахты и 137 разрезов, на которых в 2004 году добыто 283 млн тонн угля. Из них более 55% приходится на Кузбасс. За последние 5 лет добыча угля в бассейне увеличилась на 49,9 млн тонн (или на 45,9%), то есть идет ежегодный прирост в среднем на 10 млн тонн. Свою роль в этом сыграло то обстоятельство, что на угольном рынке Кемеровской области наконец-то сложилась структура собственников.

В то же время именно в последние годы обострилась проблема безопасности угольных предприятий. Пока шел передел собственности, пока новые хозяева выводили шахты из банкротства на нормальный режим работы и выстраивали отношения с областной властью, вопросам безопасности уделялось мало внимания.

Между тем эта проблема никогда не теряет своей актуальности. На угольную отрасль приходится более 50% смертельных случаев в промышленности. Травматизм, вплоть до гибели людей, - это прямая зависимость от наличия в шахтной атмосфере вредных примесей: метана, углекислого и угарного газов, угольной и породной пыли. Высокая взрыво- и пожароопасность, повышенные температура окружающей среды и влажность воздуха снижают экономическую и социальную конкурентоспособность отрасли.

Известна шахтерская статистика: каждый миллион тонн угля стоит одной жизни шахтера. К сожалению, она хотя и изменяется по годам, в среднем остается той же. За последние два года на российских шахтах погибли более 220 человек. Даже после прекращения добычи и ликвидации около 180 наиболее опасных и сложных шахт, частота взрывов метана с катастрофическими последствиями за последние 10 лет в стране увеличилась по сравнению с любым десятилетием работы шахт бывшего Минуглепрома СССР.

Причем последние примеры - это крупнейшие аварии на шахтах Есаульская, Тайжина, считавшихся современными и безопасными. Это означает, что уровень травматизма и количество аварий зависят не только от состояния подземных предприятий. Имеют место и другие, не менее важные причины. Любая техногенная катастрофа происходит по закону Мерфи, то есть в наборе негативных факторов, каждый из которых по отдельности незначим, рано или поздно обязательно сложится комбинация, достаточная для катастрофы.

ЧП случаются везде

Говоря об аварийности российской угледобывающей отрасли, следует сравнить ее показатели с аналогичными у ближайших соседей: Китаем, занимающим первое место в мире по добыче угля (до 35%), Украиной и Казахстаном.

Начнем с Китая. Статистика только за 2005 год шокирует. В начале года в провинции Ляонин произошла крупнейшая за последние 15 лет авария в угольной отрасли - погибли более 200 человек. Через несколько месяцев в результате взрывов метана на шахтах провинций Хэйбэй и Шаньси погибли свыше 65 человек. В 2004 году в результате аварий и несчастных случаев на китайских шахтах погибли 6 027 человек, в 2003-м - 6 702. В целом на Китай приходится более 70% жертв аварий на шахтах в мире каждый год. Основная причина большинства из них - несоблюдение техники безопасности, причем из-за низкого уровня инвестиций. Поэтому в 2005 году китайское правительство выделило 350 млн долларов на повышение уровня безопасности. По оценкам экспертов, чтобы довести этот уровень до мирового, требуется 6 млрд долларов.

Другие проблемы угольной отрасли КНР - плохие условия работы в забоях. До 600 тыс. китайских горняков страдают силикозом, их число ежегодно увеличивается на 70 тыс. человек. Также сказываются недостатки управления и приток в города неквалифицированной рабочей силы из сел.

Перейдем к Украине, которая находится на 11-м месте по добыче угля в мире. За последние 12 лет на шахтах этой страны произошло более 20 крупных аварий, в которых погибли свыше 800 горняков. Назовем самые крупные за последние годы. В июле 2004-го взрыв метана на шахте Краснолиманская унес жизни более 30 горняков. В июле 2002-го - взрыв и пожар на шахте Украина в Донецкой области, погибло 35 человек. Крупнейшая за всю историю независимой Украины авария произошла в марте 2000 года на шахте им. Баракова в Луганской области: в результате взрыва метана и угольной пыли там погибли 80 горняков. Печально известна среди горняков шахта имени Засядько. Несколько аварий на ней стоили жизни более чем 135 шахтерам. Самая крупная случилась в мае 1999-го - погибли 50 шахтеров, 40 получили травмы.

Причины аварий те же, что и у китайцев, - низкий уровень инвестиций в безопасность и грубейшие ее нарушения. Из работающих 180 шахт большинство, по данным Государственного комитета по надзору за безопасностью труда, отнесены к первой категории с повышенной опасностью взрыва метана. До 35% опасны также по взрывам угольной пыли. За последние 20 лет реконструированы только 8 шахт. Немалую роль играют и тяжелые горно-геологические и температурные условия, которых нет ни в одной стране мира. Средняя глубина разработки угля уже достигла 700 м.

Завершим Казахстаном, который находится на 10-м месте по добыче угля в мире. Ситуация по аварийности лучше, чем во многих странах. Это связано с тем, что здесь, в отличие от Китая и Украины, доля глубокой угледобычи мала, а значит, меньше концентрация метана в угольных пластах и, следовательно, небольшая вероятность взрывов. Но и тут есть своя печальная статистика. Декабрь 2004 года - черная дата для угольной промышленности Казахстана: взрыв на шахте Шахтинская унес жизни 23 горняков. Эта авария стала самой масштабной по числу жертв.

Сколько стоит одна авария?

Вопрос о стоимости аварии для предприятий прост - это стоимость недобытого угля и простоя оборудования, а также материальный ущерб. А как оценить стоимость человеческой жизни?

В России по закону семья погибшего горняка получает выплаты в зависимости от его стажа и уровня зарплаты - до 500-700 тыс. рублей.

Семьи же, например, 25 горняков, погибших на Есаульской, помимо обязательных выплат, будут ежемесячно получать по 7 448 руб. на каждого ребенка от владельца шахты - компании "Южкузбассуголь".

В мае 2005 года по инициативе администрации Кемеровской области Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), " Южный Кузбасс", " Сибуглемет" и Распадская угольная компания договорились выплачивать дополнительно по 1 млн рублей семьям погибших шахтеров в случае гибели при техногенной аварии с групповым несчастным случаем. А холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС) застраховала на 1 млн рублей от несчастного случая более 1 600 работников двух предприятий подземной добычи - ЗАО "Салек" и ОАО "Шахта Киселевская".

Но главное, что руководители и собственники предприятий всерьез озаботились повышением безопасности на шахтах.

Инвестиции в безопасность

Еще в мае 2004 года первый заместитель генерального директора СУЭК Петр Хаспеков выступил с инициативой организовать комплексную проверку соответствия технических условий шахт компании нормам безопасности.

Тщательному анализу специалистов Кузнецкого управления Федерального горного и промышленного надзора в течение двух недель подверглись все сферы производственно-технической деятельности предприятий, ревизоры побывали во всех работающих очистных и подготовительных забоях. В итоге руководство СУЭК услышало неутешительные выводы о ситуации на шахтах. Эксперты подтвердили, что большинство предприятий нуждаются в реконструкции и техническом перевооружении.

Положение дел прокомментировал заместитель начальника Кузнецкого управления Федерального горного и промышленного надзора России Владимир Рычковский: "Общие проблемы, характерные для всех угольных предприятий Кузбасса, - изношенность горно-шахтного оборудования и дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Как показывает практика, комплексное решение этих проблем всегда напрямую зависит от намерений собственника вкладывать большие деньги в основное производство и в обеспечение безопасных условий труда на своих предприятиях". Познакомившись с выводами комиссии, собственники шахт решили оборудовать свои предприятия по последнему слову техники.

На шахте "Салек", принадлежащей холдингу "СДС", пошли по пути полного оснащения современным оборудованием: шахта введена в эксплуатацию только в прошлом году, и на ней с самого начала сделали ставку на немецкую технику, вложив в ее приобретение и установку более 2 млрд рублей. На шахте действует система автоматизации производства: диспетчер на мониторе компьютера отслеживает все, что происходит под землей. Наиболее важные объекты в забое управляются автоматически, при обнаружении неполадок оборудование можно сразу же отключить. Технический директор шахты Владимир Хайдуков уверен, что современные технологии позволят избежать несчастных случаев на производстве.

Большие капиталовложения в систему безопасности своих кузбасских предприятий делает СУЭК. Первый заместитель управляющего Ленинск-Кузнецким филиалом по производственно-техническим вопросам Владимир Климов рассказал, что после окончания ревизии специалисты компании получили объективную картину состояния безопасности на предприятиях филиала и наметили направления, в которых нужно работать. "Мы подготовили на согласование с технадзором соответствующую программу и график ее финансирования, - сообщил он. - Это не пустые "прожекты": на сегодня из запланированных 500 млн рублей нами уже освоено 300 млн. В число первоочередных мер входит приобретение на шахты современных средств индивидуальной защиты, противопожарного оборудования, вентиляторов, многофункциональных систем мониторинга шахтной атмосферы, приборов аэрогазового контроля. Идет разработка проектов по улучшению проветривания шахт Полысаевская, Комсомолец, Октябрьская, имени С.М. Кирова".

В Группе "Белон" денежный объем инвестиционной программы на 2005 год - порядка 2 млрд рублей. Модернизируются действующие предприятия с точки зрения безопасности производства, закупается современное, полностью автоматизированное оборудование. Значительная часть машин поступает на предприятия в рамках долгосрочного контракта с немецкими концернами ThyssenKrupp и KHD Humboldt Wedag. В 2005 году бюджет на реализацию мероприятий только на шахтах Листвяжная и Чертинская - около 355 млн рублей.

Компания "Южкузбассуголь" в 2005 году на те же цели потратит около 700 млн рублей (четыре года назад эта статья расходов составляла 39 млн рублей). В целом, по данным департамента топливно-энергетического комплекса администрации Кемеровской области, в 2003 году на обеспечение безопасности производства в Кузбассе собственники угледобывающих предприятий направили около 1,4 млрд рублей, в 2004-м - более 1,5 млрд, а в 2005-м должны потратить свыше 2 млрд рублей.

Профессионализм - залог безаварийности

Работа в рамках программы совершенствования техники безопасности на кузбасских шахтах продолжается. Чтобы приблизить ее результаты, компании решили обратить внимание и на подготовку специалистов, поскольку значительная часть аварий связана с человеческим фактором - недостаточной профессиональной подготовкой горняков.

В Ленинск-Кузнецке на базе профессионального училища 38 создан Центр обучения рабочих кадров. Для повышения качества профессиональной подготовки выпускников дополнительные обязательства по финансированию училища взяла на себя СУЭК. В частности, выделяются деньги на укрепление материально-технической базы, обновление библиотечного фонда технической литературы, выплату дополнительных стипендий лучшим учащимся, увеличение оплаты труда преподавательского состава. Общая сумма затрат в этом секторе превысит 5 млн рублей. Управляющий филиалом СУЭК в Ленинске-Кузнецком Владимир Баскаков подчеркивает: "Мы понимаем, насколько важна сейчас для шахт качественная подготовка горнорабочих и подземных электрослесарей, способных грамотно обслуживать новейшее оборудование, поступающее на предприятия. Этим и объясняется участие нашей компании в проекте.

Управляющая компания "Прокопьевскуголь" заключила договоры о сотрудничестве в сфере подготовки кадров с профтехучилищами города Прокопьевска и Горно-техническим колледжем имени В.П. Романова".

По другому пути организации обучения нужных специалистов пошли в Распадской угольной компании. Здесь открыли так называемую "школу резерва", через которую прошли в общей сложности более 500 работников компании. Инженерно-технический персонал, включая заместителей директора, участвовал в переобучающих программах, ролевых играх. Сейчас на Распадской действует современный учебный центр, в котором преподают высококлассные специалисты, много лет отработавшие на шахте.

В угольной промышленности идут позитивные процессы. Улучшается финансовое состояние компаний, положение горняков. Деньги вкладываются в том числе и в повышение уровня безопасности. Так и должно быть - за безопасность должен отвечать собственник шахты, а не кто-то со стороны. Тем более что вложение средств в безопасность - это и экономия расходов по ликвидации аварий, и повышение уровня привлекательности предприятия. Таким образом, на уровень бизнес-стратегий угольных компаний выходят интересы человека, а не только стремление к прибыли.