О тенденциях обеспечения безопасности горных работ под землей рассказывает заместитель генерального директора ОАО "СУЭК" Герман Волохов
- Какова основная причина аварий на шахтах? Высокая доля изношенного оборудования? Или это непрофессионализм шахтеров, алкоголизм и наркомания, дефицит квалифицированных кадров - инженеров, рабочих?
Герман Волохов
- Аварии всегда происходят из-за наложения ряда факторов. И старение основных фондов - один из них. Угольная отрасль только недавно вышла из тяжелого системного кризиса и не располагает такими финансовыми ресурсами, чтобы за год-два форсированно провести полное техническое и технологическое перевооружение.
Второй фактор - это низкий уровень профессиональной подготовки, в том числе отсутствие внутренней установки на неукоснительное соблюдение техники безопасности. Здесь необходимо и повышение квалификации, и требовательность, и положительная мотивация. В СУЭК, например, есть программы морального и материального поощрения коллективов, которые работают без аварий и травм.
Что касается алкоголизма и наркомании, то по большому счету среди шахтеров такие случаи все же исключения. Но это, конечно, не означает, что контроль не должен быть жестким.
Нужно иметь в виду еще один очень важный фактор: на показателях травматизма на российских угледобывающих предприятиях сказывается избыточная численность персонала. Из-за необходимости сохранять рабочие места мы не всегда можем сделать выбор в пользу современной технологии, более экономичной с точки зрения использования человеческого труда, а значит, и более безопасной.
- Как вы оцениваете эффективность существующих решений по предотвращению возможных аварий - дегазации пласта, вентиляции шахт, а также мер по ликвидации аварий - взрывов газа, пожаров, выбросов угольной пыли?
- Пока мы не "доросли" до полной автоматизации горных работ под землей, риск для человека всегда есть. Такова природа. Но тем более широкой должна быть система минимизации риска. Выстраивать ее надо по обоим направлениям. Мы начинаем внедрение дегазации угольных пластов, совершенствуем системы вентиляции. Внедряем современные многофункциональные системы типа "Микон", позволяющие, среди прочего, автоматически осуществлять газовый контроль и защиту, управление проветриванием, проводить телесигнализацию и телеизмерение контролируемых параметров шахтной атмосферы и состояния технологического оборудования. Оснащаем шахты приборами нового технического уровня для контроля состояния проветривания и содержания метана в атмосфере горных выработок, а также устанавливаем автоматические системы пылеподавления и локализации взрывов.
- Насколько различаются по стоимости отечественные разработки от западных?
- Иногда на порядок. При этом существенное значение имеют затраты на адаптацию иностранной техники к российским стандартам и правилам.
- Как вы решаете проблемы подготовки кадров при введении нового оборудования? Переподготовка на месте, подготовка с "нуля"?
- Мы и проводим переподготовку на месте, и отправляем сотрудников для изучения техники и технологий за границу. Например, недавно группа сотрудников центрального офиса СУЭК и наших кузбасских предприятий изучала в Австралии технологии дегазации, применяемые на шахтах этой страны.
- По заявлениям в прессе, в том числе и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, необходимо внедрение промышленной добычи шахтного метана. Насколько это реально в ближайшие годы?
- Да, дегазация угольных пластов будет распространяться, если, конечно, угольная промышленность по-прежнему будет располагать инвестиционными ресурсами, которые пока обеспечивает экспорт. Что касается использования шахтного метана в качестве энергоносителя, то в ближайшие два-три года эта технология широко внедрена не будет. Позднее - наверняка. Мы на это рассчитываем и продолжаем финансирование научно-исследовательских работ по извлечению и использованию шахтного метана.