Петрушка в горшочках

Ольга Шадрина
21 ноября 2005, 00:00
  Сибирь

На розничном рынке Новосибирска впервые появились овощи и зелень, упакованные по-европейски. О своем присутствии в регионе заявил новый теплично-производственный комплекс "Емельяновский"

Конечно, "Емельяновский" возник не вчера. Предприятию, расположенному в Мошковском районе Новосибирской области, в этом году исполнилось 3 года. А в 2001 году здесь, на заброшенном пустыре близ поселка Емельяновский, не о чем было бы говорить, и тем более нечего показывать. Сегодня в фойе тепличного комплекса висит фотография поля с бурьяном - с подписью "Чтобы помнили...". Снимок ничем не впечатляет, пока не пояснят: "Здесь теперь стоят наши теплицы". Издалека, когда едешь к ним по деревенской дороге, теплицы напоминают яркую новогоднюю гирлянду. Снег, припорошивший поля и дома, только усиливает это впечатление.

Свой круг

В "Емельяновский" мы отправились подкованными. В ближайшем супермаркете успели обратить внимание на появившиеся не так давно морковь, картофель, лук и зелень производства ООО "Экосервис-Агро" (в эту группу компаний входит теплично-производственный комплекс "Емельяновский"). Продукция чистая, вся как на подбор, в фирменной упаковке. То, что любому европейцу показалось бы естественным, нас приятно удивило. До сих пор такого на рынке Новосибирска не встречалось. Обычно потребитель не знает производителей овощей "в лицо" и не различает их продукцию. Чаще покупает по принципу "на вид вроде бы ничего".

"Емельяновский" принял революционное для местного рынка решение - сформировать собственный круг потребителей. Речь уже не идет просто о цвете или форме картофеля, о симпатичной "внешности" морковки - создается отношение к марке, к бренду, который производитель решил предложить рынку. Такой вариант - только для уверенных в собственных силах, ведь потребитель капризен и избалован. Достаточно обмануть его ожидания пару раз, чтобы навсегда потерять лояльное отношение.

"Емельяновский", несмотря на молодость, предлагает местному рынку овощей и зелени новые правила игры. Салаты, петрушка, укроп, щавель, кинза продаются в индивидуальной упаковке и контейнере с торфом. В том самом, в котором они растут в теплице. "Благодаря этому зелень долго остается свежей и может храниться в холодильнике до двух недель. А покупатель имеет возможность взять ее прямо с грядки. Ведь мы вместе с этой грядкой и продаем", - поясняет генеральный директор компании "Экосервис-агро" Сергей Машнин.

Нетепличные условия


Сергей Машнин

Теплично-производственный комплекс "Емельяновский" - результат частных инвестиций. Администрация Новосибирской области оказывала серьезную поддержку при становлении - субсидировала процентные ставки по кредитам. Этим участие властей ограничивается. "И очень хорошо. Нашим теплицам тепличные условия ни к чему, - говорят на предприятии. - Да, в некоторых областях торговым сетям запрещают работать с производителями из соседних регионов, защищая свои компании. Но это мера временная - завтра такой приказ могут отменить. И что? Выдержат ли они конкуренцию на открытом рынке? Мы знаем ответ на этот вопрос. А вот у них есть основания сомневаться в собственных силах".

"Емельяновский" создавался по всем правилам бизнес-проекта, с учетом особенностей сельской местности. Всему предшествовал поиск - идеи, места, условий, людей. Например, по замыслу учредителей, предприятие должно было располагаться не дальше чем в 50 км от города: соседство с мегаполисом гарантирует рынок сбыта. От Емельяновского до Новосибирска 40 с небольшим километров. Состав почвы, воды, роза ветров и наличие чистого поля также стали определяющими факторами в выборе места. С чистого поля легко начинать строительство тепличного комплекса, а микроэлементы почвы и воды должны максимально отвечать агрономическим требованиям. Так же как и местный климат.

Овощное производство в регионе находится не в лучшем состоянии. В Новосибирской области из 18 овощеводческих хозяйств, сохранилась только половина. И в частности, 5 лет назад закрылись два крупных предприятия, специализировавшихся на производстве ранних овощей, - "Иня" и "Кировец". Сегодня рынок не испытывает дефицита продукции только за счет импорта. Свободную нишу заняли овощеводы из Кемеровской, Омской, Томской областей, Алтайского края. Часть рынка принадлежит таджикам, узбекам и китайцам (последние арендуют землю у местных хозяйств), по осени пальму первенства с ними делят местные дачники. "Емельяновский" же - реальный пример возрождения в регионе собственного производства овощей и зелени в закрытом грунте.

Первую очередь тепличного комплекса запустили в октябре 2002 года. Затем построили вторую, в 2004-м смонтировали первую салатную линию и еще одну - по выращиванию зелени. В нынешнем году вырастили первые овощи в открытом грунте - на 80 га посадили картофель, по 5 га отдали под лук, морковь, свеклу. В дальнейшем площади под открытым грунтом планируется увеличить. "Кстати, на упаковке, в которую мы фасуем овощи, - рассказывает Сергей Машнин, - фотография нашего картофельного поля. Это мой летний снимок". В 2005 году в "Емельяновском" построено современное овощехранилище, цех по мойке и фасовке овощей. Сейчас готовятся проекты по орошению 2 тыс. га земли, которые уже оформлены в собственность.

Сельские особенности

Как считают в компании, каждый предприниматель, который идет работать в село, должен в своем бизнес-плане учитывать инвестиции в социальную сферу. Если не выстроить отношения с местными жителями, бизнес может просто провалиться.

Сергей Машнин рассказывает, что одновременно с возведением комплекса в селе построили храм. Кроме того, заасфальтировали дорогу, и теперь люди ходят на работу в туфлях, чисто и прилично одетыми. В бюджете предприятия предусмотрены расходы на спорт и культуру. Все это, по мнению директора, помогает менять отношение людей к работе. У них создается ощущение, что они здесь хозяева, что именно от них зависит жизнь села.

Когда новые владельцы пришли в поселок, то в местном хозяйстве оставалось всего четыре рабочих места: директор, главный бухгалтер, главный инженер и сторож. Предприятие шло к банкротству. Естественно, все, кто мог и хотел работать, искали работу в городе. Сегодня в "Емельяновском" работают 120 человек. Все топ-менеджеры - из Новосибирска. Это и управленцы со стажем, и выпускники Новосибирского аграрного университета, которых привлекла сюда интересная работа и неплохие заработки. Рабочих набирали из местных жителей. Как это часто бывает на предприятиях аграрного комплекса, многих пришлось лечить от алкоголизма. Кроме того, помогли в решении кадровой проблемы вынужденные переселенцы из Казахстана. Они ехали в Россию в поисках работы и жилья, а в Емельяновском как раз были брошенные дома и вакансии на тепличном комплексе. "Все наши сотрудники, от руководителей до рабочих, прошли специальные курсы, - рассказывает Сергей Машнин. - Этого требует наше производство. Тех, у кого есть желание получить высшее образование, обучаем в аграрном университете на деньги предприятия. Особенно это касается молодежи. Ребята учатся на заочном отделении, одновременно работают у нас. Вообще, на мой взгляд, человека гораздо легче научить, чем переучить. Потому делаем основную ставку на молодежь".

Финский размах

Предварительное знакомство с предприятием окончено. Пора заглянуть в теплицу.

Яркий свет, приятные для глаз зеленые ковры салата, петрушки, укропа - и поразительная чистота, близкая к стерильности. В сельскохозяйственном производстве подобное встретишь не часто. Кристально чистым кажется даже воздух. Что, впрочем, объяснимо. Такое количество зелени способно содержать воздух в идеальном для человека состоянии. На наше удивление белизной полов и столов для рассады Сергей Машнин поясняет: "Этого требует культура производства. Представляете, какими были бы наши овощи и зелень, расти они среди грязи? А так, смотрите, я спокойно рву - и тут же ем. Все чистое, не нужно даже мыть". Мы следуем его примеру - срываем сочную зелень с грядок-контейнеров и отправляем в рот. "Чистое рабочее место вынуждает персонал больше следить за собой", - продолжает директор.

Система управления теплицами - это компьютерная сеть, в которой задаются и отслеживаются параметры по всем четырем отделениям комплекса. Главный компьютер предоставляет информацию даже о том, что в настоящий момент происходит вне теплиц. Метеостанция, расположенная на крыше здания, дает подробную характеристику погоды, вплоть до освещенности. Эти данные важны для выбора климатического режима внутри теплиц.

В каждом отделении установлена система управления поливом и подкормкой растений. В случае малейшей передозировки полив прекращается и возобновляется только после того, как влажность окажется в пределах нормы. К воде здесь вообще особое отношение. Она циркулирует в системе орошения, постоянно пополняясь необходимыми для растений питательными веществами (концентрацию отслеживает компьютер). Такая технология позволяет экономить и воду, и минеральные удобрения. Углекислый газ специально подается растениям через систему полиэтиленовых труб.

"Живут" салаты, петрушка и прочая зелень в торфе 30 дней. Потом их отправляют на реализацию. Собирают с 5 утра - именно в это время растение "просыпается" - и отправляют в магазины на продажу. Минеральная вата, базальтовые породы - "дом" для огурцов. "Основной плюс ваты в том, что в отличие от обычной земли она не накапливает в себе большую концентрацию удобрений", - объясняет главный агроном Ирина Котормус. Яркие электрические лампы, заменяющие солнце, светят здесь круглые сутки. В общем, настоящие тепличные условия.

"На нашем предприятии используется западная технология, - говорит Сергей Машнин. - Ее специально по заказу разрабатывали специалисты финской лаборатории Agro-Forest Group, с которой мы сотрудничаем уже много лет". Прежде чем вложить деньги в новое производство, учредители компании лично изучали ведение овощеводческого хозяйства в Голландии и Финляндии.

"На мой взгляд, это самые передовые страны в области овощеводства. К тому же Финляндия наиболее приближена по климатическим условиям к России. И поскольку там тоже недостаточно солнечного света и тепла, они вынуждены постоянно что-то изобретать, - делится Сергей Машнин. - Голландия же умеет довольно быстро внедрять все новшества, в том числе финские. Именно потому наша группа инвесторов изучала опыт этих стран". В производственном цикле "Емельяновского" нет отечественного оборудования. Увы, Россия значительно отстала в технологиях производства овощей от развитых стран. Теперь те хозяйства, у которых есть деньги, используют опыт зарубежных коллег. В России сложно найти даже качественные расходные материалы. В "Емельяновском" отечественные только вода и контейнеры для зелени. Все остальное привозится из-за границы. Даже торф и упаковка - из Финляндии.

"Когда мы попытались пустить в производство местный торф, - рассказывает генеральный директор, - то провели анализ, который выявил около 10 возбудителей инфекционных заболеваний. Пустить такое в производство мы не могли - это сказалось бы на качестве продукции. С пакетами тоже целая история. Оказалось, что сделать в России крепкие пакеты с отверстиями, чтобы растения в них не задыхались, - большая проблема. Пришлось опять обратиться за помощью к финнам".

Последнее приобретение хозяйства - машина для мойки и расфасовки овощей - тоже поставлено из-за границы. Покупать и привозить импортные расходные материалы - удовольствие дорогое, но такой подход оправдывается на грядках. "Емельяновскому" удается получать высокие по местным меркам урожаи, на уровне мировых стандартов - 50 кг условной продукции с квадратного метра в год. Прежде очень хорошим результатом считались 6-10 кг с "квадрата".

На предприятии и дальше намерены следить за всеми новшествами в овощеводстве. Прежние хозяйства, считают здесь, сгубило именно отсутствие технологий и современного менеджмента. "А проблем с деньгами, чтобы развиваться, сегодня нет, - отмечает Сергей Машнин. - Приходите в банк и берите. Кредиты доступны всем, особенно если у компании есть история, команда и понимание, чего она хочет достичь".

Слагаемые цены

Использование западного оборудования, технологий и расходных материалов имеет один минус - высокую себестоимость производства. Салатные культуры и овощи "Емельяновского" дороже "среднестатистических", продающихся на местном рынке. "Наша продукция и не должна стоить копейки, - резонно замечают в "Емельяновском". - Мы не можем равняться на то, что выращено без соблюдения всех норм и технологий. Так, содержание нитритов и нитратов у нас в 4-5 раз ниже нормы, контроль со стороны санэпидемслужбы ведется постоянно. Ориентируемся прежде всего на тех потребителей, которые думают о своем здоровье и обращают внимание на качество товара".

Конечно, далеко не каждому сибиряку такое качество по карману. Продукция "Емельяновского" рассчитана скорее на средний класс. Впрочем, для предприятия это не принципиально: производство по большому счету только налаживается, а его объемы скромны. Пока хозяйство поставляет свою продукцию только в Новосибирск - в сети супермаркетов. Торговые связи с другими регионами еще не налажены, осуществляются только разовые поставки - как говорят здесь, "по остаточному принципу". Но на отсутствие спроса в "Емельяновском" не жалуются - товар разбирают в течение суток-двух. Значит, у рынка есть резервы.

В "Емельяновском" смотрят гораздо дальше завтрашнего дня. "Думаю, через 5-7 лет вся овощеводческая продукция будет красиво упакована, оформлена, по-европейски преподнесена покупателю. И тогда человек станет обращать больше внимания на то, где выращен товар, как привезен, кем произведен, - говорит Сергей Машнин. - Мы в этом плане абсолютно открыты и готовы каждому потребителю рассказывать о своих овощах и зелени. К нам приезжают каждую неделю и товароведы магазинов, и постоянные оптовые покупатели. Мы заинтересованы в том, чтобы потом на местах наши партнеры могли профессионально ответить на любые вопросы покупателей".

Кроме того, в хозяйстве полагают, что довольно скоро в России традиция "дачного овощеводства" станет не такой распространенной. Люди посчитают свои трудозатраты, сравнят их со стоимостью продуктов в магазинах - и перестанут проводить летние выходные дни на грядках. Развивая производство, в "Емельяновском" движутся к амбициозной цели стать лидером рынка и рассчитывают на скорое изменение менталитета потребителей.