Вопрос в заголовке - отнюдь не праздный. Потому что Сибири вряд ли можно радоваться растущим из года в год объемам внешней торговли.
Сейчас все более популярными становятся идеи о том, что региону необходимо диверсифицировать экспорт, доводить сырье до более высокой степени переработки. Например, в отношении леса: зачем экспортировать кругляк, если можно перерабатывать его, тем самым значительно увеличивая добавленную стоимость продукции, и поставлять на внешний рынок полуфабрикаты или готовые изделия. Это позволит поднять стоимость российского леса, создавать новые рабочие места и оставлять значительную часть налогов в регионе. То же самое касается и других природных ресурсов: произведенная из них продукция многократно повышает выгоду от последующего экспорта.
Пока же Сибирь вывозит природные ресурсы, а импортирует продукцию с высокой степенью переработки. Так уж получается, что сырьевая направленность нашего экспорта является одновременно и благом, и бедой для региона. Это хорошо, когда есть природные ресурсы, которые можно продать. Но неправильно надеяться на то, что рост экспорта сырья станет движущей силой экономики Сибири. Бизнесу интересно только то, что прибыльно сейчас. Ждать от компаний-экспортеров развития перерабатывающей промышленности Сибири не приходится. Это вопрос государственный. Если мы хотим использовать ресурсы для строительства новой экономики, а не только для продажи, то центральная задача - развитие перерабатывающих отраслей.
Надо понимать, что наличие сырья - это наше естественное преимущество, которым надо пользоваться, чтобы развивать другие отрасли экономики. Как это сделать? Прежде всего - на государственном уровне приглашать заинтересованные в нашем сырье страны "вкладываться" в строительство на территории Сибири перерабатывающих заводов. Естественно, с последующим экспортом готовой продукции на условиях, выгодных тем, кто принимает участие в создании этих заводов.
Например, наиболее интересной для китайцев могла бы стать лесная отрасль. КНР - один из крупнейших в мире потребителей древесины, ему требуются значительные объемы целлюлозы. Китайцы уже проявили интерес к ее производству на территории Сибири: начато строительство целлюлозно-бумажного комбината в Читинской области, сейчас просчитывается технико-экономическое обоснование проекта такого же предприятия в Томской области. А вообще Китай заявляет о готовности инвестировать в экономику России в ближайшие годы 12 млрд долларов. В этом же направлении идет работа и с Южной Кореей. Правда, масштабы вложений корейцев в сибирские перерабатывающие предприятия невелики. Пока 5 млн долларов прямых инвестиций поступило в округ для организации производства по выпуску березового шпона в Томской области.
Возможно, удастся более эффективно привлекать иностранный капитал, если в России будут действовать специальные преференции для переработчиков. Но, давая льготы переработчикам-экспортерам, надо контролировать, как они эти льготы используют. Так, в Малайзии 30 лет назад приняли закон, согласно которому компания, которая хочет заниматься разработкой лесных участков, имеет право получить участок в аренду только при условии, что через три года будет вывозить уже полуфабрикат, а через пять лет - экспортировать только готовую продукцию из древесины. Результат не заставил себя ждать: теперь экспорт продукции переработки леса - одна из основных статей дохода в государственном бюджете Малайзии.
Сегодня наблюдается интерес иностранных предпринимателей к Сибири. Они пересматривают свое отношение к сложившимся за долгие годы стереотипам в отношении российского бизнеса. Так, по оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers ситуация для инвестирования в Россию очень благоприятная. Консалтеры с мировым именем призывают расстаться с "мифами" о российском бизнесе, такими как чрезмерная бюрократизация, отсутствие рынка, нежелание правительства развивать внешнеэкономическое сотрудничество, невозможность найти надежного российского партнера. По их мнению, теперь это не соответствует действительности. Что, безусловно, вселяет оптимизм: сотрудничать с нами будут, и будут принимать наши правила игры, инвестируя в наши перерабатывающие предприятия. Следует только расставить приоритеты во внешнеэкономической деятельности.