Сибирь вполне можно назвать одним из "экспортообразующих" регионов Российской Федерации. Именно отсюда поставляются на внешний рынок уголь, нефть и нефтепродукты, газ и лесоматериалы - традиционный набор российского экспорта, который составляет основную статью доходов страны от внешнеторговой деятельности.
Приоритеты определяет государство
В последнее время баланс экспортно-импортных операций в Сибири все более смещается в сторону вывоза. Например, за первое полугодие 2005 года из Сибирского федерального округа (СФО) вывезено продукции более чем на 11,2 млрд долларов. По отношению к тому же периоду прошлого года этот показатель увеличился на 143%. В то же время импорт товаров в первом полугодии достиг 1,7 млрд долларов (рост - 120%). Стоит отметить, что увеличение экспорта - это все же общероссийская тенденция. В первом полугодии 2005 года страна вывезла товаров на 152 млрд долларов (рост - 136%), а ввезла - на 60 млрд (около 130%).
Основу сибирского экспорта составляют энергоносители (более половины от общего объема), металлы (около 15%), машиностроительная продукция (8%), химическая продукция (6%). Заслуживающая внимания тенденция - опережающий рост товарооборота по странам СНГ в сравнении с государствами дальнего зарубежья. Так, в 2004 году товарооборот Сибири с дальним зарубежьем вырос на 136% по сравнению с 2003 годом, а со странами СНГ - на 147%.
"Можно сделать вывод, что наконец-то начинают действовать принципы внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов России - то, что декларируется сегодня Правительством РФ, и к чему прилагают определенные усилия федеральные власти, - считает заместитель председателя исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) Сергей Тихомиров. - Россия стремится развивать торговые отношения прежде всего со странами СНГ. И цифры показывают: страна восстанавливает экономическое пространство, утерянное с развалом Советского Союза".
Сегодня среди основных внешнеэкономических партнеров Сибири такие страны СНГ, как Казахстан, Украина и Узбекистан. К сожалению, трудно оценить долю внешней торговли с Беларусью: таможенная статистика по ней не ведется из-за того, что между Россией и Беларусью установлен особый, бестаможенный режим ввоза и вывоза товаров.
Украина и Казахстан - наиболее динамично развивающиеся государства СНГ. Но для Сибири Казахстан - это еще и приграничный регион. К сотрудничеству с ним подталкивают объективные географические причины: например, малая транспортная составляющая стоимости экспорта-импорта.
Рост торговли с Узбекистаном обусловлен не только действиями федеральных властей по восстановлению традиционных экономических связей с бывшими советскими республиками, но и усилиями руководства СФО и МАСС.
"Узбекистан - одна из ключевых стран Средней Азии, к тому же в последнее время правительство этой страны сменило приоритеты во внешней политике, - говорит Сергей Тихомиров. - События в Андижане показали, что в Узбекистане существует опасность государственного переворота. И если раньше у них были надежды на помощь Китая, США или Турции, то теперь иллюзии развеялись. Россия становится стратегическим партнером и основным торговым контрагентом Узбекистана. Мы, со своей стороны, совместно с аппаратом полномочного представителя Президента России в СФО, проводили координационные советы по сотрудничеству с Узбекистаном, вывозили делегации МАСС, организовывали выставку "Сибирь-Узбекистан-2004". Как показал рост товарооборота между Сибирью и этой страной, внимание государственных структур очень много значит, оно способно стать серьезным фактором для укрепления связей".
Сегодня в Узбекистане востребована, например, продукция Алтайского тракторного завода. Несколько лет назад узбекское правительство отказалось от поставок алтайских тракторов, ориентируясь на американскую технику, но теперь вернулось к привычным поставщикам: слишком дорого обслуживание и ремонт западных машин. Пока обсуждается вопрос поставки в Узбекистан 500 алтайских тракторов.
Хорошо иллюстрирует то, насколько важно для региональных властей определение приоритетных партнеров во внешней торговле, и рост импортно-экспортных операций Сибири и Киргизии. В 2004 году их объем составил 182% по отношению к 2003-му. Как считают в МАСС, это прямое следствие многолетних политических контактов, выставок-презентаций сибирского бизнеса.
Что касается внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем, то здесь безусловный лидер по товарообороту - по-прежнему Китай. Рост объемов торговли с ним в 2004 году составил 156% по отношению к 2003-му.
"Китайская экономика развивается все более быстрыми темпами и нуждается во все большем количестве энергоресурсов и сырья, - отмечает посол по особым поручениям, представитель Министерства иностранных дел РФ в СФО Виктор Самойленко. - Китаю грозит нехватка энергоресурсов. Это значит, затормозится производство, что будет иметь серьезные социальные последствия и может ударить по экономике всего мира в целом. Мы помним 1997 год, когда финансово-экономический кризис в странах Азии стал катализатором дефолта российской экономики в 1998-м. Китай - это мастерская мира, и кризис там затронет мировую экономику. Поэтому развитие с КНР внешнеэкономических отношений, поставок энергоресурсов очень важно для России".
На второе место по товарообороту с Сибирью вышла в 2004 году Швейцария, показав фантастический рост объемов торговли - почти в 32 раза.
В целом можно сказать, что сибирский и иностранный бизнес набирают опыт, присматриваются друг к другу. Только в последнее время в статистике по экспорту-импорту появилась Республика Корея. Это связано с тем, что 13 лет назад у России не было даже дипломатических отношений с этой страной. Теперь южнокорейский бизнес приходит к нам, осторожно оценивая возможности сотрудничества.
Наконец, общий рост товарооборота обусловлен и ростом экономики в России.
Сломать баланс
"Уже несколько лет на всех уровнях декларируется приоритет по экспорту высокотехнологичной продукции из Сибири, - говорит Сергей Тихомиров. - Но, как показывает практика, сразу ожидать, что мы сделаем рывок, не приходится. Да, у нас есть высокие технологии, но они не всегда доведены до уровня коммерциализации, когда можно производить высокотехнологичную продукцию". И тут региону могли бы помочь сами зарубежные партнеры.
"Сегодня Китаю как основному торговому партнеру Сибири власти субъектов СФО и окружное руководство предлагают участие в целом ряде проектов, направленных не на простое выкачивание сырьевых ресурсов, а на глубокую их переработку, - рассказывает Виктор Самойленко. - Китай уже принял решение инвестировать в экономику России. Наша задача - чтобы инвестиции пошли и в Сибирь".
Основным фактором, способным подстегнуть развитие внешнеэкономической деятельности, могло бы стать открытие в Сибири особых экономических и технико-внедренческих зон. Особенно актуален этот вопрос для Новосибирской области, где уже намечено строительство технопарка и есть планы создания технико-внедренческой зоны.
Естественное преимущество Сибири - колоссальный научно-технический и внедренческий потенциал. По сути, Новосибирская область стала пионером в сфере создания "особых" зон, когда почти 50 лет назад здесь создали Академгородок.
Теперь область надеется, что правительство РФ рассмотрит заявку о создании здесь особой экономической зоны (ОЭЗ) и даст положительный ответ. Хотя еще не факт, что это так и будет. На конкурс по созданию особых экономических зон в Федеральное агентство по управлению ОЭЗ поданы 72 заявки. По словам главы агентства Юрия Жданова, в результате конкурса будет одобрено не более 10.
Если есть сомнения в том, что особая зона может как-то повлиять на внешнеторговый баланс, есть смысл вспомнить Малайзию, которая сумела создать привлекательную для инвесторов зону, и теперь один завод в этой стране дает 40% мирового производства процессоров Intel. В Китае таких зон десятки.
Особая технико-внедренческая зона в Сибири могла бы стать базой для эффективной разработки современных технологий и их коммерциализации. При этом речь не обязательно должна идти о разработке технологий "на продажу". Они могут работать на российскую экономику.
Сегодня уже есть согласованная программа взаимодействия с правительством Китая на ближайшую перспективу. Во время пребывания в Новосибирске Председателя КНР Ху Цзинтао в июле этого года подписан меморандум о сотрудничестве между СФО и провинцией Хэйлунцзян. В числе приоритетных направлений в документе названы наукоемкие производства, информационные технологии и электронная промышленность.
Прописаны в меморандуме и конкретные проекты торгово-экономического сотрудничества. Это, например, сборка китайских автомобилей-внедорожников в СФО (такая сборка уже налажена в Барнауле и Новосибирске).
Опыт показывает, что сибирские технологии пользуются спросом за рубежом. Так, в Иркутской области предприятие "Иркут" экспортирует боевые самолеты - продукцию, без сомнения, высокотехнологичную. Во время недавней поездки делегации Новосибирской области в Китай достигнута договоренность о поставке рентгеновского оборудования, разработанного сибирскими учеными. Кроме того, китайцев заинтересовала установка для лазерной резки металлов. Все это в целом позволяет надеяться на то, что при правильно выбранных государством приоритетах баланс внешней торговли Сибири способен сместиться в сторону экспорта наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Главное - инфраструктура
Анализируя перспективы развития внешнеэкономических связей Сибири, можно с уверенностью сказать, что внешний товарооборот будет расти, а связи - нарабатываться и укрепляться. Это выгодно и нам, и нашим зарубежным партнерам.
Но во внешнеэкономической деятельности, пожалуй, как ни в какой другой, важна роль государства. Задача федеральной власти и руководства субъектов Федерации - создавать и поддерживать необходимую инфраструктуру для бизнеса, не вмешиваясь в отдельно взятые сделки бизнес-сторон.
Например, остро стоит сегодня вопрос развития приграничной инфраструктуры таможенных переходов. Уже несколько лет обсуждается на различных уровнях тема придания статуса международного пограничному переходу Монды-Ханх между Монголией и Россией. Он находится на территории Бурятии, и пока им есть возможность пользоваться для пересечения границы только гражданам России и Монголии. Для граждан третьих стран переход закрыт.
Недалеко от границы расположено знаменитое монгольское озеро Хубсугул, куда приезжают туристы со всего мира, но посетить Россию, воспользовавшись этим переходом, они не могут. Специалисты Иркутской таможни подсчитали: если пограничный коридор станет международным, его востребованность увеличится в 60 раз. Это означает, что сюда неизбежно придет бизнес, создаст необходимую инфраструктуру, появятся фирмы по обслуживанию туристов, мотели.
Все пограничные переходы находятся в ведении федерального центра. Существует государственная программа их развития. Согласно этому документу, обустройство перехода Монды-Ханх (там необходимо строительство жилья для таможенников, пограничников, сотрудников ветеринарной службы) и его открытие для граждан других стран должно состояться в 2008 году. Ускорить это процесс, наверное, могло бы лоббирование со стороны руководства Сибирского федерального округа.
"Я убежден, что власти округа и такие организации общесибирского масштаба, как МАСС, должны действовать сообща в вопросах поддержки внешнеэкономической деятельности сибирского бизнеса, - говорит Сергей Тихомиров. - Не надо, конечно, при этом подменять внешнеэкономическую деятельность отдельно взятого региона. Если есть устоявшиеся бизнес-связи с иностранными партнерами, то мы должны их только поддерживать. Но иногда возникает ситуация, когда необходимо прикладывать совместные усилия. Для этого, безусловно, нужно определить приоритеты по внешнеэкономической деятельности. Их соблюдение приведет к росту внешней торговли".
По всей вероятности, основными странами сотрудничества для Сибири в ближайшей перспективе останутся приграничные государства - Казахстан, Монголия, Китай. Например, уже сегодня Сибирь обеспечивает 70% внешнеторгового оборота России с Монголией. Поэтому уже в недалеком будущем целесообразно открытие в субъектах СФО дипломатических представительств этих стран, а также государств дальнего зарубежья. А привлекать сюда иностранных партнеров необходимо льготами, причем обоюдовыгодными. Все эти проблемы под силу решить местным органам власти, строя разумное сотрудничество с федеральным центром.