Игорь Простаков
- Во время подготовки Стратегии мы встретились с двумя глобальными проблемами.
Первая - непонимание того, что такое стратегия, и попытка подменить ее годовыми планами. Стратегия означает выбор главных направлений развития, на которых нужно сосредоточиться, чтобы они привели экономику к прорыву.
Вторая проблема - полное непонимание содержания партнерства власти и бизнеса. Сколько мы выдержали атак по этому направлению, трудно даже себе представить. Предлагали сделать все что угодно: создать некие бизнес-структуры, дать им право совещательного голоса, чтобы они приходили к чиновникам с протянутой рукой, просили средства... Но такого партнерства быть не может. И Стратегия исходит из нормального понимания партнерства, которое уже существует во всем мире.
Период, прошедший после январского Совета округа в Томске, со всей очевидностью подтвердил правильность принятого тогда решения о разработке новой Стратегии Сибири. За это время еще больше обнажились болевые точки в экономике и социальной сфере сибирских регионов, стал заметен перекос между огромными запасами полезных ископаемых, просто уникальными потенциальными возможностями округа с этих позиций (он выдвигается в лидеры по сырьевой базе в России) и уровнем жизни населения. За минувшие годы по ряду важных показателей наш округ стал еще заметнее отставать от среднероссийских экономических показателей.
Если цели и контуры прежней Стратегии определялись в тиши московских кабинетов, то в ходе подготовки нового документа мы следовали указанию президента, что стратегия должна создаваться силами сибирского интеллекта.
Я думаю, основная задумка Стратегии удалась. Председатель совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли академик Александр Гранберг отметил, что это уникальный документ, который не смогут повторить ни в одном другом федеральном округе.
Если в прежней Стратегии делалась ставка на традиционные подходы, когда интересы бизнеса и регионов отодвигаются на второй план, то нынешняя направлена на достижение баланса интересов власти и бизнеса. Раньше документ не имел сформулированных общих количественных и качественных показателей (мы их прописывали, но их вычеркнули в Москве), теперь в нем заложен четкий механизм реализации. В основу новой стратегии положены инновационные и инвестиционные проекты ряда субъектов Федерации.
Именно эти проекты являются конкретным содержанием, соединением интересов бизнеса, власти и регионов. Новая Стратегия преодолевает узколобость местнических подходов. Сегодня мы учитываем не только сибирские и российские, но и мировые тенденции экономического развития.
Особенность Сибирского федерального округа в том, что на его территории действуют все крупнейшие российские компании. Все 100 проектов находятся в сфере интересов 20 крупнейших налогоплательщиков России. Поэтому налаживать эффективное взаимодействие власти и бизнеса очень важно - это первое и непременное слагаемое кардинального изменения социально-экономической ситуации на территории округа.
Важно и объединение усилий субъектов Федерации. Задача на ближайшее время - синхронизация программ экономического развития регионов Сибирского федерального округа.