На страховом рынке Сибири первостепенный интерес для страховых компаний представляет крупный бизнес. Развитие рынка должно осуществляться за счет максимального удовлетворения страховых потребностей клиентов
По итогам 9 месяцев 2005 года страховые компании Сибири собрали в целом 19,6 млрд рублей и выплатили 16,3 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост по сборам составил 20,2%, а по добровольным видам страхования - 22,8%.
В структуре собранной страховой премии с большим отрывом лидируют имущественные виды, по которым собрано 9,6 млрд рублей (их доля - 63%). Прирост этого направления по сравнению с 9 месяцами 2004 года превысил 33%. На втором месте - личное страхование, хотя его доля гораздо меньше (29%). Этот сегмент развивается темпами, синхронными инфляции, - 12%. По остаточному принципу все еще работает страхование ответственности, но интерес к нему заметно крепнет: рост - 137,5%. Наконец, страхование жизни показало значительное снижение - минус 28%. Вывод: страховой рынок Сибири, как и страны в целом, постепенно оздоравливается, из него уходят "серые" схемы. Главной движущей силой отрасли остается страхование имущества, проводниками которого в регионе являются компании-лидеры - " Ингосстрах" и " Согласие", обеспечивающие страховой защитой крупный бизнес, а также " Агрострахование-Сибирь", выросшая за счет сельскохозяйственных субсидий на страхование.
В региональной структуре собранной страховой премии лидирует Красноярский край, за ним с небольшим отрывом следует Новосибирская область, их доля составила 20% и 19% соответственно. Наивысший прирост за 9 месяцев 2005 года зафиксирован в Омской области - более 33%. В Читинской области - 21,4%. Результаты по этим регионам говорят о качественном развитии страхования. Итоги работы в остальных субъектах Сибирского федерального округа не столь впечатляют: прирост в среднем колеблется от 5% до 17% и практически нивелируется инфляцией.
По приросту взносов успеха добились компании-новички в регионе, преимущественно филиалы московских. Среди старожилов отметим " Энергогарант" (прирост - 257,1%), "ЖАСО-М" (129,4%). Высокую динамику демонстрируют и традиционные лидеры нашего рейтинга: "Ингосстрах" - 43,4%, "Согласие" - 12,1%, " Росгосстрах" - 47,8%, " Росэнерго" - 46,7%.
Анализ деятельности компаний, представивших данные с детальной разбивкой по видам страхования, показывает: на недосягаемой высоте находятся сборы страхования имущества юридических лиц от огневых и иных рисков. При этом сумма сборов демонстрирует неплохое увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 17,3%. На общем фоне особенно динамично развивалось страхование автотранспорта - населения и организаций (плюс 69,4%). Такие виды, как страхование грузов, воздушного транспорта, строительно-монтажных рисков, выросли примерно одинаково - на 38,2%, 36,5% и 32,6% соответственно. Добровольное медицинское страхование поднялось на четверть - 25,1%, а страхование от несчастных случаев - только на 6,4%. Очень скромные результаты на фоне роста страхования автотранспорта, принадлежащего населению (82%), показало страхование имущества физических лиц (13,4%). В этом сегменте сибирские страховщики явно недорабатывают, хотя он имеет большие перспективы роста.
Практически стагнирует страхование предприятий - источников повышенной опасности (плюс 1,4%), а также страхование профессиональной ответственности (0,5%). Но потенциал этого рынка велик: в ноябре в Госдуму поступил на рассмотрение законопроект, касающийся обязательного страхования опасных производственных объектов. Емкость этого нового обязательного вида всего лишь вдвое меньше ОСАГО. Также в ближайшее время планируется отменить лицензирование некоторых видов деятельности, разрешительным документом для осуществления которых будет выступать договор страхования профессиональной ответственности.
Объем рынка ОСАГО в Сибири за год увеличился на 11,5%, что вполне сопоставимо с ростом автопарка в стране. В среднем по рынку уровень выплат колеблется в пределах 50%. Показательны в этом плане результаты работы "Росгосстраха", который занимает первое место по ОСАГО в Сибири, значительно опережая других участников рынка. Уровень выплат в этой компании составляет 48,7%. Превысили максимально допустимый законодательством уровень выплат в 77% пять компаний. В отличие от Урала, Севера и центральной части страны, где многие игроки уже несут убытки по ОСАГО, в Сибири оно остается прибыльным.
Впечатляющий прирост взносов показывают ипотечное страхование, страхование ответственности за качество производимой продукции (работ или услуг) и страхование водного транспорта: 369,2%, 274,3% и 272,2% соответственно. Несмотря на величину этих показателей, в абсолютном выражении результаты скромны и свидетельствуют о неразвитости этих видов и их большом потенциале.
Таким образом, главной движущей силой в регионе остается страхование автотранспорта и имущества предприятий. На развитие других сегментов может повлиять более глубокая проработка клиентской базы страховых компаний, принятие новых законов и общий экономический рост.
Черт из коробочки
Для снижения издержек страховые компании вынуждены предлагать клиентам "коробочные" продукты. Со времен гоголевских "Мертвых душ" персонаж по имени Коробочка ассоциируется с человеком, у которого ничего не пропадает в хозяйстве. Сейчас этим именем иногда называют людей дотошных и любящих порядок. По этому пути пошли и многие страховые компании, пытающиеся навести "порядок в головах" своих страховых агентов, излишне перегруженных огромным количеством предлагаемых видов страхования. Кроме того, страховщики стремятся упростить процедуру подписания договора. Что же содержат "коробочки", которые предлагают клиентам страховые компании?
"Коробочный" продукт - это стандартизированный полис с максимально упрощенной процедурой оформления. Разработку таких продуктовых линеек вызвал выход многих компаний на рынок страхования физических лиц при введении ОСАГО: игроки стремились обеспечить себе приток новых клиентов, предлагая им к полису "автогражданки" дополнительную страховку, например квартиры, дачи, здоровья. "Чтобы расширить клиентскую базу и привлечь ранее не охваченные слои населения, мы создали страховые продукты с учетом особенностей потенциальных клиентов", - рассказывает маркетолог компании "Эверест" (Иркутск) Наталья Мешакина. Заместитель генерального директора страховой компании "Возрождение-Кредит" (Красноярск) Ольга Носкова дополняет: "Участники рынка пытались наиболее полно удовлетворить стандартный набор потребностей отдельных групп клиентов".
Появлению "коробочек" способствует и обостряющаяся с каждым годом конкуренция. Сейчас она ведется не только по величине собранных страховых взносов и доле рынка, но и по сумме издержек на каждый заключаемый договор страхования. На рынке настоящая война: компании переманивают страховых агентов вместе с их страховыми портфелями (клиентскими базами).
Комиссионное вознаграждение по добровольным видам страхования в среднем по рынку колеблется в пределах 10-20% от суммы взносов, полученных со страхователя. Соответственно, большинство агентов ориентированы на клиентов, которые страхуют дорогостоящее имущество. У физических лиц это автомобили. Страхование другого имущества, принадлежащего населению, не столь выгодно: размер комиссии, которую получит страховой агент, часто несоизмерим с затратами - как физическими (например, осмотром страхуемой дачи в удаленной местности), так и моральными (необходимо убедить потенциального клиента заключить договор). Поэтому у многих страховых агентов выработаны свои приоритеты по видам страхования. В лидерах - ОСАГО (ввиду массовости и обязательности), а также автострахование. Остальные продукты развиваются по остаточному принципу.
Экспресс-страховка: плюсы...
В целях снижения издержек страховщики вынуждены пойти на упрощение процедуры заключения договоров страхования. Преимущество "коробочек" - быстрота заключения сделки. Это немаловажно и для клиентов. Отпадает необходимость выезда агента на место страхования, осмотра страхуемого имущества и расчета страхового тарифа. Правда, одним из исключений является автострахование - при страховании машины от рисков ущерба и угона осмотр обязателен.
Дополнительный плюс для страховщиков - возможность реализации страховых продуктов через нестраховых посредников: в банках, нотариальных и риэлтерских конторах, жилищно-эксплуатационных участках, торговых центрах и прочих местах массового посещения населения. Продвижение простых продуктов не представляет особых проблем для сотрудников нестраховых партнеров, а компании в плюсе - они расширяют сферы присутствия. Например, у "Росгосстраха" одним из каналов продвижения продуктовой линейки "Дом" (страхование квартир, домашнего имущества, гражданской ответственности) является Почта России.
Не стоит забывать и о повышении эффективности деятельности компаний. На это обращает внимание директор по страхованию компании БАСК (Белово) Ольга Бутковская: "С точки зрения обычного гражданина, не очень хорошо разбирающегося в страховании, да и большинства страховых агентов, продажа полисов по продуктовым линейкам технически проще, а значит, эффективнее". С помощью страховых продуктов "легче воздействовать на определенную целевую аудиторию, для которой и был создан продукт", - дополняет Наталья Мешакина.
Среди сибирских компаний, ответивших на вопросы аналитического центра "Эксперт-Регион", страховые продукты разработаны у "Возрождения-Кредит", "ЖАСО-М", "Надежды", "СТИФа" и "Эвереста". Среди страховщиков федерального уровня ("АльфаСтрахование", ВСК, "Ингосстрах", МАКС, "Росгосстрах", РОСНО, СОГАЗ, "Согласие" и "УРАЛСИБ") такие линейки разработаны давно. Интересная особенность: страховым продуктам в компаниях присваивают уникальные имена, которые легко запоминаются страхователями. Например, "Росгосстрах-Дом", "Альфа-Кантри", "Эверест-УДачный", "Подворье" компании РОСНО.
...и двойное дно
Страхователь, заключая договор по упрощенной процедуре, получает несколько преимуществ. Если ранжировать их по степени значимости, на первом месте оказываются страховые тарифы: они несколько занижены по сравнению с договором, заключенным традиционным способом. Затем идет скорость самой процедуры и, наконец, конфиденциальность (далеко не каждый клиент соглашается впустить к себе в дом постороннего человека - страхового агента).
В этом плане страховщики учли интересы клиентов. Но при наступлении страхового случая страхователь будет обязан предоставить в компанию весь пакет документов, характеризующих застрахованное имущество: от правоустанавливающих документов и вплоть до фотографий, кассовых чеков. Дело в том, что в "коробочках" страховые суммы стандартны, и может получиться, что стоимость страхуемого имущества окажется ниже или выше суммы договора. Из правил страхования следует, что в первом случае выплата будет осуществлена пропорционально, а во втором - в пределах превышения договор будет считаться недействительным, то есть страховщик не заплатит за поврежденное имущество больше, чем оно того стоит.
При страховании по упрощенной процедуре следует помнить: риски в "коробочках" также стандартны. Вполне возможно, что клиент не обнаружит там нужного, хотя будет пребывать в уверенности, что застрахован от всего. В этом случае следует прибегнуть к традиционной процедуре заключения договора, а не к "коробочным" продуктам. Страхователь имеет право дополнить набор страхуемых рисков или отказаться от лишних. На это обращает внимание главный менеджер дирекции продвижения центра продаж страховой компании "Согласие" (Москва) Светлана Великуденичева: "Так как страховые продукты разрабатываются на основе правил страхования, они могут содержать как полный перечень условий и услуг страхования, так и комбинированный или сокращенный. Такая адаптированная форма помогает страхователю сориентироваться в многообразии страховых продуктов и выбрать оптимальный вариант. Например, экономичный - не переплачивая за риски. Или более дорогой, но включающий дополнительные услуги, которые могут понадобиться в период страхования или при урегулировании страхового случая".
Таким образом, страховщики, продвигая "коробочные" продукты, снижают накладные расходы по заключению договоров, а также расширяют сотрудничество с нестраховыми партнерами. Плюс для страхователей - быстрое заключение договора. Все это в итоге сделает страхование более клиентоориентированным.