Аналитический центр "Сибирь" во второй раз составляет список проектов, которые запланированы к реализации государством и бизнесом. Этот рейтинг относительно условен, ведь зачастую сложно оценить конкретные преимущества и недостатки проекта до начала его выполнения. Не всегда можно с уверенностью говорить и о том, что проект будет осуществлен. Некоторые инициативы 2005 года оказались перенесены на 2006-й.
Например, в прошлом году в нашу выборку попали активно обсуждавшиеся весь год планы по строительству нефтяного трубопровода Восточная Сибирь Тихий океан, но даже в конце декабря 2005 года его технико-экономическое обоснование еще не было согласовано. В то же время значительная часть задуманного на 2005 год перешла в категорию сделанного.
Ключевые направления
Реализовано немало проектов в угольной отрасли Кузбасса, активно развивалась розничная торговля. Сдвинулось с мертвой точки строительство Богучанской ГЭС, что, возможно, послужило основанием для заявления со стороны РАО "ЕЭС России" о вероятном возобновлении строительства Туруханской ГЭС, заложенной в 1980-х годах. Актуальность ее возведения объясняется тем, что в среднесрочной перспективе Сибирь может испытать нехватку энергетических мощностей. Дело в том, что общая выработка сегодня достигает 200 млрд кВтчасов ежегодно. Между тем, согласно новой версии стратегии экономического развития Сибири, потребность Сибирского федерального округа (СФО) в электроэнергии только по крупным проектам составит еще 30,230,6 млрд кВтчасов в год. Ввод же Туруханской ГЭС с плановой годовой выработкой 46 млрд кВтчасов сможет восполнить этот недостаток.
Если говорить об итогах инвестиционного развития в 2005 году, то можно отметить бум, наблюдающийся в Кемеровской области: по итогам 10 месяцев объем инвестиций превысил показатели за весь 2004 год на 15%. Модернизация производства в основных отраслях экономики региона угольной и металлургической позволила области выйти в лидеры по объемам инвестиций в СФО. На 2006 год в угольном комплексе региона запланировано меньше новых промышленных проектов. Достигнув в 2005 году рекордного в истории региона показателя 160 млн тонн угля к середине декабря, область решила стабилизировать добычу на этом уровне и уделять больше внимания экологической ситуации.
Немаловажный фактор, обеспечивающий постоянный приток инвестиций в Кузбасс, высокая политическая стабильность. Это делает возможным реализацию масштабных долгосрочных проектов. Так, на 20062010 годы разработана программа развития железнодорожной транспортной инфраструктуры, которая станет продолжением успешной реализации программы, рассчитанной на 20022006 годы.
Также на 2006 год запланировано начало реализации ряда инфраструктурных проектов в Красноярском крае. Предполагается начать активное освоение Нижнего Приангарья.
Тактические схемы
Параллельно с развитием крупных государственных проектов активизировался инвестиционный процесс сразу в нескольких сегментах строительства. Помимо логистических терминалов и офисной недвижимости (они рассмотрены далее в статье "Коммерческая недвижимость"), интересы застройщиков лежат еще в нескольких плоскостях. Одна из них гостиничный бизнес. В настоящее время объявлены планы строительства более 10 объектов в Сибири, в основном в Новосибирске. Хотя возможен вариант, когда предложение качественных гостиниц (34 звезды) к 20072008 году существенно превысит спрос, и сроки окупаемости объектов, которые составляют около 67 лет, растянутся на большее время.
Набирает темп и промышленность строительных материалов. Уже анонсированы планы строительства двух новых цементных заводов, а также весьма актуальных для сибирского региона предприятий по выпуску теплоизоляционных материалов.
О завоевании розничных рынков региона международные игроки заявили еще несколько лет назад, но до реализации их планов дело пока не дошло. В 2005 году о своих намерениях по выходу на рынок заявляли Metro и IKEA, так что в 2006-м сибиряки, возможно, смогут сравнить уровень организации розничной торговли транснациональными и местными компаниями. Среди последних особую активность демонстрирует красноярская АЛПИ. В прошлом году она вышла на рынки Новосибирской и Кемеровской областей и не собирается останавливаться на достигнутом, попав в наш рейтинг сразу по нескольким направлениям.
В наступившем году в Хакасии и Горной Шории запланировано строительство новых горнолыжных комплексов. Бурятия тоже намерена принимать большее число иностранных туристов, поэтому занялась выведением туристического бизнеса на качественно иной уровень. Вообще, в ближайшем будущем направление транспорта ждет активное развитие: на 2006 год готовится 5 проектов реконструкции аэропортов. Новая тенденция в данном сегменте строительство на базе аэропортов более крупных функциональных комплексов: грузовых терминалов, таможенных складов, деловых центров.
Рычаги движения
Эти проекты позволят ускорить темп роста промышленного производства, который в прошлом году был не особенно высок: в СФО за первое полугодие он составил лишь 0,6%, тогда как за 10 месяцев по России 3,9%. Определенную роль здесь должна сыграть вышеупомянутая Стратегия Сибири.
В этом году в рамках Стратегии планируется приступить к воплощению таких проектов. Основной вопрос откуда привлечь инвестиции. Их требуемый объем внушителен: суммарная стоимость реализации проектов, заявленных в нашем рейтинге на 2006 год, составляет около 10 млрд долларов, хотя самые финансово емкие рассчитаны на срок исполнения до 45 лет. Предполагается, что в 20062015 годах вложения только по проектам, заложенным в Стратегии, составят 68 млрд долларов, а общая сумма 162 млрд долларов. Для сравнения: за 20012005 годы в экономику СФО инвестировано порядка 30 млрд долларов.
Основные надежды при реализации Стратегии возлагаются на бизнес-структуры (41% финансирования), а также на привлечение стратегических инвесторов (около 30%). Доля государства оценивается в 15%. Отметим, что в нашей выборке число новых проектов, за которые отвечает власть, второй год составляет около 15%, а в суммарном объеме инвестиций их доля выше порядка 25%. Мотивация государства при выборе направлений инвестирования понятна: в случае успешной реализации одного крупного проекта мультипликативный эффект окажется сильнее, чем при централизованном распределении финансирования по разным направлениям. При наличии инфраструктуры бизнесмены смогут организовать инвестиционный процесс лучше государства.
А инвесторы кто?
Позиция государства в сфере освоения российских недр ясна: больше 49% акций иностранцам не давать. Аргументация этого принципа, помимо патриотических чувств, подкрепляется реальными основаниями: во многих отраслях тяжелой промышленности в России уже сформировались холдинги, вполне конкурентоспособные на мировой арене и способные освоить отечественные залежи самостоятельно. В цветной металлургии это "Норильский никель" и его дочерняя компания "Полюс" (в 2006 году ее предполагается выделить в отдельную бизнес-структуру), а также РУСАЛ, который входит в тройку мировых лидеров. Ведущие российские сталелитейные компании и предприятия угольной промышленности также чувствуют себя уверенно на мировом рынке. Нефтегазовая промышленность наряду с разработкой традиционных месторождений начинает осваивать новые активную геологоразведку в Томской области проводит "Сибнефть" и ряд других компаний, ведутся работы по развитию "нефтянки" в Новосибирской области и Красноярском крае. Неслучайно компании именно этих отраслей вновь занимают верхние строчки нашего рейтинга.
В других сферах российские предприятия зачастую чувствуют себя не столь уверенно, и на этом поле более свободно могут играть иностранные партнеры. В Сибири они демонстрируют традиционный интерес к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, что нашло отражение в нашем рейтинге и в этом году. С 2005 года проявилась и такая тенденция, как активный приход китайских автопроизводителей, которые готовятся составить конкуренцию российскому автопрому. Уже ведется сборка китайских автомобилей в Бийске, анонсирован проект в Новосибирской области. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил, что ведутся переговоры с китайскими инвесторами по вопросу строительства в регионе автомобильного завода. Перспективы же китайских машин, скопированных с японских образцов, оцениваются неоднозначно. Хотя результаты краш-тестов говорят не в их пользу, за счет низкой цены они могут конкурировать с продукцией "АвтоВАЗа" и подержанными японскими авто. Успех китайцев на сибирском рынке также зависит от того, какой объем автомобилей смогут предложить сборочные производства и качества дистрибуции и технического обслуживания.
В целом же администрации регионов ведут активную деятельность по привлечению азиатских инвесторов, устраивая многочисленные встречи представителей власти, бизнес-форумы, открытие представительств. Интересен пример Иркутской области. На сайте администрации региона выложен 110-страничный справочник инвестора на четырех языках. Помимо традиционных русского и английского, документ переведен на китайский и японский, что красноречиво свидетельствует о приоритетах в поиске инвесторов. С этой целью Иркутская область первая в СФО получила международный кредитный рейтинг В+ от Standard & Poor's (S&P) в 1998 году и постоянно поддерживает его. Этот пример оказался заразителен для Новосибирска: в сентябре 2005 года мэрия объявила конкурс по выбору организации на получение права присвоения городу кредитного рейтинга. Его победителем стала компания S&P.
Две силы
Таким образом, региональные органы власти стремятся самостоятельно искать точки роста внутри своего региона и привлекать инвестиции. Хотя призывы увеличить долю малого бизнеса в валовом национальном продукте до 5060% (сегодня она составляет около 13%), которые периодически раздаются среди чиновников, пока не находят отклика на региональном уровне. Планы довести эту долю до 15%, заявленные в программах 20032005 годов, так и остались на бумаге. В результате каждый регион пытается решить эту задачу по-своему, понимая, что развитие малого бизнеса катализатор экономического роста. Поэтому на 2006 год запланировано сразу несколько проектов по созданию бизнес-инкубаторов и венчурных фондов, финансируемых местной властью и частными инвесторами.
Именно массовый охват территории Сибири и возможность создать эффективную наукоемкую экономику в регионе главные отличия этих проектов от строительства особой экономической зоны (ОЭЗ), которая подразумевает все-таки точечную модель развития наукоемкой экономики: примерно из 70 заявленных проектов ОЭЗ были отобраны только 6 (одна из них в Томске).
Подводя итог, можно сказать, что развитие экономики Сибири, как и России, пойдет под влиянием двух сил: бизнес будет выстраивать свои инвестиционные планы, а государственные структуры выполнять свои функции по формированию инфраструктуры. От качества работы этих сторон и будут зависеть темпы роста экономики региона в наступившем году.